Дело № 12-346-16
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 июня 2016 года
Судья Центрального районного суда Иванец С.В. рассмотрев жалобу директора филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский Центр защиты леса» Центра защиты леса Забайкалья ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 19 Центрального района города Читы от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 20.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 19 Центрального района города Читы от ДД.ММ.ГГГГ директор филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса «Центр защиты леса Забайкальского края» - ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 20.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
В жалобе, директор филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский Центр защиты леса» Центра защиты леса Забайкалья – ФИО1 не согласен с постановлением мирового судьи, просит отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что в полномочия ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Забайкальского края» входит: лесопатологический мониторинг лесных участков на землях лесного фонда; радиационный мониторинг лесов, расположенных на землях лесного фонда; создание и выделение объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и подобных объектов); определение посевных качеств семян лесных растений, используемых для государственных нужд; формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений. Деятельность учреждения не связана с опасным производством, поэтому он не обязан создавать аварийно-спасательные формирования.
В судебном заседании директор филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский Центр защиты леса» Центра защиты леса Забайкалья – ФИО1, и его защитник – Тихонова доводы жалобы поддержали, просили отменить постановление мирового судьи.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
Ответственность за непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденном в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена частью 2 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Предмет правонарушения - требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Объективная сторона правонарушения характеризуется бездействием. Бездействие может выражаться в непринятии мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременном направлении в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом возможно как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно статье 7 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание и готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действием в этих ситуациях, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Пределы полномочий данных органов и порядок исполнения возложенных на них задач закреплены в законах и иных нормативно-правовых актах. В определенных сферах обеспечения безопасности населения полномочия федеральных органов исполнительной власти могут разграничиваться специальными нормативными актами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность по организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, в соответствии с Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794) Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Обязанность по созданию функциональных подсистем Единой системы возложена на федеральные органы исполнительной власти. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти разделены на две группы. Первую группу составляют полномочия, которые федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных организаций. Вторую группу - полномочия, которые федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении иных организаций. Под подведомственными организациями понимаются организации (предприятия, учреждения и т.д.), учредителем которых выступает непосредственно соответствующий орган и в отношении которых он осуществляет соответствующее финансирование.
В отношении данного вида организаций федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия:
разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли, также наделены рядом властно-распорядительных полномочий, а именно:
осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.
Данные полномочия также реализуются путем издания специальных нормативных актов.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 6, 10 Приказа МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
Из протокола об административном правонарушении № ЧС от ДД.ММ.ГГГГ представленных материалов установлено, что директором филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса «Центр защиты леса Забайкальского края» - ФИО1 не приняты меры по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не разработан и не согласован с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса «Центр защиты леса Забайкальского края» специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами; не согласован с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю состав, структура созданных нештатных аварийно-спасательных формирований; не проведена аттестация нештатных аварийно-спасательных формирований.
В соответствии с пунктом 4.2. Положения о филиале Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Забайкальского края» филиал обязан осуществлять мероприятия по гражданской обороне, мобилизационной подготовке и назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о наличии в действиях директора филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса «Центр защиты леса Забайкальского края» - ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 3 месяца.
В силу части 2 указанной статьи сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении директора филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса «Центр защиты леса Забайкальского края» - ФИО1 дела об административном правонарушении, выявлены ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок давности истекал в ДД.ММ.ГГГГ. Постановление мировым судьей судебного участка № 19 Центрального района города Читы было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вынесение постановления мирового судьи судебного участка № 19 Центрального района города Читы от ДД.ММ.ГГГГ за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, влечет признание его незаконным и подлежащим отмене.
С учетом изложенного, руководствуясь статьёй 30.7. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 19 Центрального района города Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении директора филиала Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса «Центр защиты леса Забайкальского края» - ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу прекратить на основании части 6 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Иванец С.В.