ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3476/2016 от 06.09.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Головин А.Ю. Дело № 12-3476/2016

РЕШЕНИЕ

06 сентября 2016 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Шелудько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя Новороссийской таможни по доверенности ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2016 г.,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2016 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении иностранной компании «Виктория Шип Менеджмент Инк» (Япония).

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель Новороссийской таможни по доверенности ФИО1 просит постановление судьи отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и направить дело на новое рассмотрение.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Новороссийской таможни по доверенности ФИО2, настаивавшей на удовлетворении жалобы, судья вышестоящей инстанции считает постановление судьи законным и обоснованным.

Согласно с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с подп.40 п.1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

В соответствии со ст. 350 ТК ТС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.

В соответствии со ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) при международной перевозке водными судами при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет документы и сведения, в том числе о наименовании, общем количестве, описании товаров, наличии/отсутствии на борту товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен и другие сведения. Данные сведения перевозчик сообщает, в том числе, путем предоставления таможенному органу декларации о личных вещах экипажа судна, декларации о судовых припасах и прочее.

В соответствии с п. 1 ст.1 Конвенции ООН «О морской перевозке грузов» (1978 г.) перевозчик - означает любое лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор морской перевозки.

Договор морской перевозки означает любой договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой (п. 6 ст. 1 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г.).

В соответствии с положениями ст. 52 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), капитан судна входит в состав экипажа судна.

Согласно ст. 71 КТМ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца.

В качестве судовладельца в КТМ понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на законном основании (ст. 8 КТМ).

В силу п. 1 ст. 144 КТМ коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Данное положение КТМ аналогично по своему содержанию и корреспондирует п. 3 ст. 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте (Брюссель, 25 августа 1924 года), п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о морской перевозке грузов (Гамбург, 31 марта 1978 года).

Таким образом, названные нормы свидетельствуют о том, что капитан судна является лицом, уполномоченным выступать от имени перевозчика, который действует в этом качестве в силу своего служебного положения.

Из материалов дела и протокола об административном правонарушении от 19 апреля 2016 г. следует, что 19 февраля 2016 г. в порт г. Новороссийск в ЗТК ПАО «НМТП» к причалу № 5 прибыл теплоход «ФИО3 Трайдер II» под флагом Филиппин, морской перевозчик - компания «Виктория Шип Мэнеджмент Инк.».

19 февраля 2016 г. во время работы приходной комиссии капитаном теплохода во исполнение ст. 159 ТК ТС сообщены сведения о наличии на борту судна товаров путём предоставления документов, установленных таможенным законодательством (общая декларация, декларация о судовых припасах, грузовая декларация, декларация о судовых пиротехнических средствах, декларация о наркотических и психотропных веществах и др.).

Согласно заявленных морским перевозчиком сведений, на борту судна находились различные продукты питания, бункерное топливо, опасные товары (судовые пиротехнические средства, сигареты, машинное масло, пресная вода).

При проверке документов и сведений, представленных капитаном судна, а также в ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра судна в нежилой каюте «crews spare (а)», под матрацем, в каркасе кровати были обнаружены три картонные коробки, в которых находилось 28 единиц судовых пиротехнических средств: 16 парашютных ракет, 2 дымовые шашки, 6 фалшвееров, 4 линеметательные ракеты.

В представленной таможенному наряду декларации о находящейся на борту судна пиротехнике (Pyrotechnic list) отсутствовали сведения о вышеуказанных судовых пиротехнических средствах, обнаруженных при таможенном осмотре нежилой каюты «crews spare (a)».

Капитана судна пояснил, судно прибыло на рейд 15 февраля 2016 г. и ошвартовалось 19 февраля 2016 г. в 00:24 для погрузки груза. Таможенные власти поднялись на борт судна 19 февраля 2016 г. и он предоставил все необходимые документы, включая лист пиротехники. Когда таможенные власти проверяли судно, второй помощник капитана сообщил ему, что должностные лица таможенного органа в нежилой каюте нашли 28 единиц судовых пиротехнических средств с истекшим сроком годности. Он не заявил эти пиротехнические средства, так как у него отсутствовала информация о них.

Согласно общей декларации от 19 февраля 2015 г. теплоход является транспортным средством международной перевозки и прибыл на таможенную территорию Таможенного союза для начала международной перевозки грузов за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Согласно данным судового дела теплохода, работа государственной комиссии на приход указанного судна в порту г. Новороссийск начата 19 февраля 2016 г. в 00 час. 45 мин. и окончена в 03 час. 00 мин.

В ходе проведения таможенного контроля теплохода выявлена незадекларированная пиротехника: 16 парашютных ракет, 2 дымовых шашек, 6 фальшфейеров и 4 линеметательные ракеты.

По данному факту 19 февраля 2016 г. составлены следующие процессуальные документы:

определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;

протокол осмотра, в котором указано, что осмотр начат 19 февраля 2016 г. в 4:00, окончен 19 февраля 2016 г. в 05:00.

протокол изъятия, согласно которому изъяты предметы, перечисленные в описи.

В протоколах осмотра и изъятия, в качестве понятых указаны ФИО4 и ФИО5

Отметки о применении видеозаписи при проведении мероприятий отсутствуют.

В рамках производства по делу об административном правонарушении ФИО6 опрошен в качестве свидетеля.

ФИО6 указал, что 19 февраля 2016 г. им осмотрены и изъяты в присутствии двух понятых не заявленные таможенному органу пиротехнические средства.

Однако, как следует из объяснений понятых ФИО4 и ФИО5, они не присутствовали на судне непосредственно при осмотре и изъятии пиротехнических средств 19 февраля 2016 г.

Следовательно, протоколы осмотра и изъятия предметов не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.

По результатам проведенного административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому, недекларирование капитаном судна пиротехнических средств, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, совершенного иностранной судоходной компанией.

Вместе с тем, согласно подп. 23 п. 1 ст. 4 ТК ТС припасы - товары необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река – море», судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;

Согласно п.п. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС товар – это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Таможенным кодексом Таможенного союза не раскрывается понятие судовое снаряжение.

«Линемет» не включен в Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕЭС, а также в Перечни товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕЭС, которые утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30.

Согласно Приложению «а» Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965, заключенной в г. Лондоне, судовое снаряжение - предметы, за исключением судовых запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, включая такие принадлежности судна как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки.

Линемет - это устройство для подачи на судно швартовного конца для буксировки терпящего бедствие судна или наоборот. Пиротехнические средства предназначены для подачи световых сигналов бедствия.

В соответствии с п. 7.1 приложения к Международному кодексу по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) от 04.06.2996, линеметательные устройства относятся к «другим видам спасательных средств».

Пополнение, регистрация и учет линеметательного оборудования, а также пиротехнических средств на борту происходит в соответствии с требованиями Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, предусматривающей наличие и количество спасательных средств на судах. Какого-либо обязательного документа, которым был бы регламентирован учет пиротехнических средств, на судне не предусмотрено. Как правило, учет ведется капитаном судна во внутренних документах.

Полномочиями по проверке наличия линеметательного оборудования и пиротехнических средств на борту судов, прибывающих в порт Новороссийск, наделен капитан порта, а именно Отдел контроля судов государством порта. Проверка судов осуществляется на основании Черноморского меморандума о взаимопонимании, заключенного между странами Черноморского бассейна. В соответствии с резолюцией А. 1052(27) ИМО «Процедура контроля судов государством порта 2011», проверка наличия и сроков годности спасательного оборудования входит в обязанности лиц, специально уполномоченных государством и, имеющими удостоверение утвержденного образца, выданное Министерством транспорта России.

Согласно п. 20 Порядка организации работы специалистов-кинологов при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств, утвержденных приказом ЮТУ от 01.09.2014 № 676, специалист-кинолог знакомится со сведениями, получает копии документов, представляемых перевозчику в соответствии со ст. 159 ТК ТС, участвует в таможенном осмотре судна, грузовых и иных помещений, товаров, принадлежащих экипажу и пассажирам, перевозке товаров.

Предметом по делу об административном правонарушении указаны пиротехнические средства.

Однако в соответствии с Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным Приказом ГТК России от 12.09.2001 № 892 относятся к судовому снаряжению.

Так, согласно подп. «г» п. 2 Положения, судовое снаряжение - предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебели и другие предметы судового снаряжения и обстановки.

Таким образом, положения вышеприведенных норм законодательства и международного права позволяют прийти к выводу о том, что пиротехнические средства являются судовым спасательным снаряжением, не обладают потребительскими свойствами, и не подпадают под понятие товара. Кроме того, из заключения проведенной экспертизы в рамках дела об АП следует, что изъятые средства имеют истекший срок годности.

Соответственно, изъятые в рамках настоящего дела об административном правонарушении пиротехнические средства по протоколу от 19 февраля 2016 г., не могут являться предметом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАПРФ.

Данное обстоятельство указывает на отсутствие состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах вывод таможенного органа о том, что иностранной компанией «Виктория Шип Менеджмент Инк» (Япония) нарушены требования ч. 2 ст. 159, ТК ТС, выразившиеся в недекларировании по установленной форме товара в виде 28 единиц судовых пиротехнических средств и о наличии в деянии иностранной компании состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, является необоснованным.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Таким образом, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого постановления.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

решил:

постановление Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июля 2016 г. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья