Дело № 12-347/19
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Ульяновск 22 августа 2019 года
Судья Заволжского районного суда г. Ульяновска Мочаловой О.И.,
при секретаре Юткиной М.А.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска ФИО2 от 26.06.2019 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении директора ООО «Торговый дом «Океан» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска ФИО4 от 26.06.2019 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, директор ООО «Торговый дом «Океан» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Данным постановлением ФИО1, как директор ООО «Торговый дом «Океан», признана виновной в том, что 14.06.2017 года на транзитный валютный счет ООО «ТД «Океан» № в банке Приволжский филиал ПАО «Промсвязьбанк» зачислены денежные средства в сумме 2,12 Евро. В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции Центрального Банка РФ №138-И от 04.06.2012 «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», справку о валютных операциях необходимо представить в банк не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, то есть не позднее 05.07.2017 года. Данная справка в установленный срок не представлена.
Вместе с тем, 14.06.2017 Приволжским филиалом ПАО «Промсвязьбанк» в адрес ООО «ТД «Океан» направлено уведомление №7 от 14.06.2017 о поступлении на транзитный счет денежных средств в сумме 2,12 Евро и необходимости не позднее 05.07.2017 предоставить в банк распоряжение о продаже (переводе) иностранной валюты, а также справку, идентифицирующую поступившую сумму иностранной валюты по видам налоговых операций.
С 1 марта 2018 года вступила в силу Инструкция №181-И от 16.08.2017 года « О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления». Со дня вступления в силу настоящей Инструкции признается утратившей силу Инструкция №138-И от 04.06.2012года. Подпунктом 2.1 главы 2 Инструкции №181-И установлена обязанность для резидента при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
Фактически справка о валютных операциях на сумму 2,12 Евро и заявка на продажу (перевод) иностранной валюты представлена ООО «ТД «Океан» в Приволжский филиал ПАО «Промсвязьбанк» 20.02.2018, принята банком 20.02.2018. установленный срок нарушен на 156 дней.
В результате этого были нарушены:
- п. п. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», не соблюдение порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, представления уполномоченным банкам - Центральным банкам Российской Федерации;
- подпункт 2.3 главы 2 Инструкции Банка России от 04.06.20 12 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». Действующая редакция на момент совершения административного правонарушения.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ. Административное правонарушение совершено 06.07.2017г., место совершения административного правонарушения: 432072, <...>. Не согласившись с данными постановлением, директор ООО «ТД «Океан» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, указав, что оспариваемое Постановление получено представителем ФИО1 22.07.2019 г.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено Постановление, Обществом заявлялось ходатайство об освобождении от административного наказания в виду малозначительности правонарушения. Указанное ходатайство удовлетворено не было, в связи с чем не были применены и последствия малозначительности правонарушения.
Свои требования лицо привлеченное к ответственности мотивировало тем, что хотя Обществом и были нарушены нормы Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 №-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», совершённое Обществом административное правонарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценивая конкретные обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, Заявитель жалобы полагает, что материалы дела не подтверждают причинение существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из того, что: Обществом был осуществлён перевод незначительной суммы в размере 2, 12 Евро между своими счетами, что связано не с внешнеэкономической деятельностью, а с хозяйственной (в связи с закрытием расчётного счёта в банке, в котором находилась указанная сумма денежных средств); Правонарушение, предусмотренное п. 6.3. ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, за всю хозяйственную деятельность Обществом совершено впервые, что, также, подтверждает, что у Общества не имелось пренебрежительного отношения к установленным нормам и правилам в сфере валютного контроля; Документального подтверждения того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, совершенного Обществом, административным органом не представлено; Общество, в силу его незначительной роли на внешнеэкономическом рынке, не может расцениваться как субъект внешнеэкономической деятельности, оказывающий существенное влияние на правоотношения, связанные с валютными операциями; Из имеющихся в материалах административного дела документов следует, что на момент выявления нарушения, справка о валютных операциях Обществом была предоставлена и оформлена в соответствии с требованиями соответствующей инструкции, данный факт не оспаривается налоговым органом. Доказательств того, что несвоевременное предоставление справки о валютных операциях Обществом воспрепятствовало осуществлению валютного контроля административным органом в материалы дела не представлено, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Полагает, что не учтены характер совершенного правонарушения, отсутствие прямого умысла, ущерба для общества и государства, привлечение заявителя к административной ответственности впервые, конкретные обстоятельства правонарушения. Считает, что мера административного взыскания в виде штрафа в сумме 4 000 руб.. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер. Устное замечание как мера ответственности за совершение вменяемого правонарушения, является для Заявителя достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ. Объявление устного замечания будет достаточным для недопустимости подобных нарушений в будущем.
Согласно, п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Таким образом, при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа, суд при наличии соответствующих оснований вправе применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Заявителем по факту совершения указанного выше правонарушения направлена жалоба в суд, в которой просит признать Постановление № от 26.06.2019 г. ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска незаконным и отменить его ввиду малозначительности совершенного правонарушения. В случае неудовлетворения п. 1 просительной части настоящей жалобы, Заявитель просит заменить вид административного наказания с административного штрафа на предупреждение.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о дне и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска ФИО7 в судебное заседание не явилась, представили отзыв на жалобу, в которой указывают, что административное наказание назначено директору ООО Торговый дом "Океан" ФИО1 в минимальном размере санкции, установленной ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. В целях реализации положений Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Просят в удовлетворении жалобы директора ООО "Торговый дом "Океан" ФИО1 о признании незаконным и отмене Постановления № от 26.06.2019г. по делу об административном правонарушении по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, отказать.
Исследовав представленные суду документы и материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно пункту 9.2.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И) подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах подлежат представлению в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
01.03.2018 Инструкция от 04.06.2012 N 138-И утратила силу в связи с принятием Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкции от 16.08.2017 N 181-И).
Аналогичным образом пункт 8.2.2 Инструкции от 16.08.2017 N 181-И предусматривает, что подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах подлежат представлению в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней.
Как следует из материалов дела, директор ООО "Торговый дом "Океан" ФИО1 в нарушение пункта 9.2.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И (действующей на момент совершения правонарушения), при установленном сроке 05.07.2017 представления в уполномоченный банк подтверждающих документов с актом выполненных работ, фактически исполнила данную обязанность 20.02.2018, то есть с просрочкой в 156 календарный день.
Факт совершения директором ООО "Торговый дом "Океан" ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, и ее виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вывод административного органа о наличии в деянии директора ООО "Торговый дом "Океан" ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Размер штрафа, урегулированного в частях 6.1 - 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, возрастает в зависимости от времени просрочки, исчисляемого в днях, такой период просрочки должен включать дни, в которые обязанность по представлению подтверждающих документов (форм учета, отчетности, информации) по валютным операциям является исполнимой, то есть рабочие дни (как и в приведенных положениях Инструкции от 04.06.2012 N 138-И и Инструкции от 16.08.2017 N 181-И).
Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Несоблюдение требований валютного законодательства, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, существенно нарушает охраняемые законом общественные правоотношения и признаков малозначительности не содержит. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения директора ООО "Торговый дом "Океан" ФИО1 от административной ответственности обоснованно не установлено.
Действия директора ООО "Торговый дом "Океан" ФИО1 правильно квалифицированы по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что должностное лицо необоснованно не применил положения статьи 2.9 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Должностное лицо обоснованно исходил из того, что объектом правонарушения по статье 15.25 КоАП РФ является валютное законодательство РФ. В качестве существенной угрозы охраняемым общественным отношениям диспозиция статьи 15.25 КоАП РФ подразумевает нарушение целей обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.25 КоАП РФ, является формальным, то есть вредные материальные последствия не могут рассматриваться в качестве его квалифицирующего признака. В данном случае достаточно самого факта совершения административного правонарушения. У директора общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Океан» ФИО1 имелась возможность представить справку о подтверждающих документах в установленные сроки по проведенной валютной операции, доказательств обратного суду не представлено. Иные доводы жалобы не содержат оснований для признания постановления незаконным.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления, не допущено.
Руководствуясь ст. 30.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
Р Е Ш И Л :
постановление начальника ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска ФИО4№ от 26.06.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Океан» ФИО1 оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Океан» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 суток.
Судья О.И. Мочалова