ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-347/19 от 23.10.2019 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

дело № 12-347/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 октября 2019 года г. Волгодонск Ростовской области

Судья Волгодонского районного суда Ростовской области Персидская И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Атоммашевец» на постановление о назначении административного наказания вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЮФО, начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по южному Федеральному округу от 29.07.2019г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

должностного лица – председателя СНТ « Атоммашевец» Волох А.А., проживающего по адресу: Ростовская область, Волгодонской район, ст. Романовская, пер. Бобровский, д.82,

установил:

Постановлением вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЮФО, начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по южному Федеральному округу от 29.07.2019г должностное лицо – председатель СНТ «Атоммашевец» Волох А.А. привлечен к административной ответственности по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно указанному постановлению, отделом надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу рассмотрев протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. и другие материалы дела по ст. 7.6 КоАП РФ, поступившие от государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЮФО - Чудинова Андрея Юрьевича, в присутствии должностного лица СНТ - председателя СНТ Волох А.А., установлено, что 27.06.2019 г. в Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу из Донского бассейнового водного управления водных ресурсов (далее - Донское БВУ) поступили сведения (вх. от 27.06.2019 № 1410) о нарушении СНТ «Атоммашевец» природоохранного законодательства РФ, в частности об осуществлении водозабора указанной организацией из судоходного канала № 132 имени В.И. Ленина без правоустанавливающих документов. В соответствии с полученными данными 11.06.2019 года сотрудниками ФГБУ «Управления водными ресурсами Цимлянского водохранилища» проведено обследование территории СНТ «Атоммашевец». В ходе обследования установлено, что указанное СНТ расположено в границах г. Волгодонска на левом берегу судоходного канала № 132 им. Ленина. Основной деятельностью садоводческого товарищества является выращивание плодоовощной продукции. В состав СНТ «Атоммашевец» входят 3000 садовых и 700 огородных участков с поливной площадью 135 га. Производственная база садоводческого товарищества расположена на расстоянии 300 метров от р. Дон. Забор воды осуществляется из судоходного канала им. Ленина. Общая площадь занимаемого товариществом земельного участка составляет 187,0 га в том числе «орошаемых земель» - 135 га. На балансе СНТ «Атоммашевец» имеется один водозабор (географические координаты N 47°34'05,2", Е 42°04’27,8”). который расположен на левом берегу судоходного канала № 132 им. Ленина, на расстоянии 305 км. от устья р. Дон. Стационарная насосная станция оборудована тремя насосами марки Д-630 из которых два насоса являются основными и один резервный. Производимостью каждого насоса 630 кубических метров в час. Вокруг насосов имеется ограждение, которое представляет собой сварную конструкцию состоящую из металлического каркаса и листового железа. Водозабор оборудован тремя всасывающими головками диаметром 200 мм, которые оснащены рыбозащитными устройствами марки РОГ1 300. Забор воды осуществляется согласно графику полива. По оценкам ФГБУ «Управления водными ресурсами Цимлянского водохранилища» за период с 20.04.2019 г. по 10.06.2019 г. СНТ «Атоммашевец» из судоходного канала им. В.И. Ленина на полив забрано воды в объёме 157,76 кубических метров. У организации имеется журнал забора воды по форме 1.5, 1.6, который ведётся в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

В соответствии с п. 10, ч. 3, ст. 11 Водного Кодекса РФ забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель осуществляется на основании решения о предоставления водных объектов в пользование. На момент обследования указанное решение СНТ «Атоммашевец» сотрудникам ФГБУ «Управления водными ресурсами Цимлянского водохранилища» представлено не было, следовательно, указанная организация в период с 20.04.2019 г. по 10.06.2019 г. согласно представленным сведениям осуществляла водозабор без решения о предоставления водных объектов в пользование. По факту указанного нарушения был составлен акт обследования водоохраной зоны и акватории водного объекта от 11 июня 2019 года, который был подписан председателем СНТ «Атоммашевец» Волохом А.А.

Должностным лицом применительно к данным обстоятельствам является - председатель СНТ «Атоммашевец» Волох А.А. (в соответствии с протоколом общего собрания членов СНТ «Атомашевец» № 1 от 06.04.2019 г.).

Таким образом председатель СНТ «Атоммашевец» Волох А.А. осуществляя деятельность по руководству СНТ «Атоммашевец» нарушает правила водопользования осуществляя водозабор из судоходного канала № 132 им. Ленина без соответствующего решения органов исполнительной власти.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица СНТ «Атоммашевец» Волоха А.А. признаков административного правонарушения, ответственность, за которую предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ - использование водного объекта или его части без документов на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

Председатель СНТ «Атоммашевец» Волох А.А. обратился суд с жалобой, в которой ставит вопрос о прекращении производства по делу, квалифицировав правонарушение как малозначительное.

В судебное заседание заявитель Волох А.А. и его представитель Белинский Е.В., действующий на основании доверенности явились, настаивали на доводах жалобы.

Выслушав доводы представителей привлекаемого к ответственности должностного лица, изучив материалы административного дела и дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

По смыслу статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок использования водных объектов, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, нарушение такого порядка влечет причинение значительного вреда окружающей природной среде. Кроме того, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере использования водных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов на основании договоров водопользования.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде (пункт 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации).

Основанием для привлечения председателя СНТ «Атоммашевец» к административной ответственности на основании названной нормы послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о выявлении совершения административного правонарушения. 27.06.2019 в Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу из Донского бассейнового водного управления водных ресурсов (далее - Донское БВУ) поступили сведения (вх. от 27.06.2019 № 1410) о нарушении СНТ «Атоммашевец» природоохранного законодательства РФ, в частности об осуществлении водозабора указанной организацией из судоходного канала № 132 имени В.И. Ленина без правоустанавливающих документов.

Судом установлено, что СНТ расположено в границах г. Волгодонска на левом берегу судоходного канала № 132 им. Ленина. Основной деятельностью садоводческого товарищества является выращивание плодоовощной продукции. В состав СНТ «Атоммашевец» входят 3000 садовых и 700 огородных участков с поливной площадью 135 га. Производственная база садоводческого товарищества расположена на расстоянии 300 метров от р. Дон. Забор воды осуществляется из судоходного канала им. Ленина. Общая площадь занимаемого товариществом земельного участка составляет 187,0 га в том числе «орошаемых земель» - 135 га. На балансе СНТ «Атоммашевец» имеется один водозабор (географические координаты N 47°34'05,2", Е 42°04’27,8”). который расположен на левом берегу судоходного канала № 132 им. Ленина, на расстоянии 305 км. от устья р. Дон. Стационарная насосная станция оборудована тремя насосами марки Д-630 из которых два насоса являются основными и один резервный. Производимостью каждого насоса 630 кубических метров в час. Вокруг насосов имеется ограждение, которое представляет собой сварную конструкцию, состоящую из металлического каркаса и листового железа. Водозабор оборудован тремя всасывающими головками диаметром 200 мм, которые оснащены рыбозащитными устройствами марки РОГ1 300. Забор воды осуществляется согласно графику полива. По оценкам ФГБУ «Управления водными ресурсами Цимлянского водохранилища» за период с 20.04.2019 г. по 10.06.2019 г. СНТ «Атоммашевец» из судоходного канала им. В.И. Ленина на полив забрано воды в объёме 157,76 кубических метров. У организации имеется журнал забора воды по форме 1.5, 1.6, который ведётся в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

Как следует из материалов административного дела и не оспаривается заявителем, до настоящего времени правоустанавливающие документы на осуществление водозабора не оформлены.

Признавая Волох А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ЮФО, начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по южному Федеральному округу руководствовался положениями статей 11 Водного Кодекса РФ и исходил из того, что председатель СНТ «Атоммащевец» допустил осуществление водозабора СНТ «Атоммашевец» из судоходного канала № 132 имени В.И. Ленина без правоустанавливающих документов.

С такими выводами должностного лица нельзя не согласиться, поскольку вина председателя СНТ « Атоммашевец» в указанном административном правонарушении подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами. Таким образом, действия председателя СНТ « Атоммашевец» правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 7.6 КоАП РФ.

Наказание должностному лицу назначено минимальное в соответствии с санкцией, предусмотренной данной статьей.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Доводы жалобы о наличии оснований для назначения председателю СНТ «Атоммашевец» наказания в виде предупреждения не могут быть приняты во внимание.

Так, в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание, что объектом административного правонарушения ст. 7.6 КоАП РФ, являются отношения государственной собственности на водные объекты, предметом правонарушения является водный объект, при этом объектом охраны являются интересы государства в обеспечении порядка водопользования, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЮФО, начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по южному Федеральному округу от 29.07.2019г., о привлечении должностного лица -председателя садоводческого некоммерческого товарищества « Атоммашевец» Волох А.А. к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Волох А.А., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Волгодонской районный суд Ростовской области.

Судья