ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-347/2022 от 18.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

59RS0004-01-2021-007434-52

Дело № 12-347/2022

Р Е Ш Е Н И Е

18 марта 2022 года город Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Порошин О.В.,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – Аликиной М.М.,

представителей Управления Росгвардии по Пермскому краю ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Аликиной М.М. в интересах Карабельника ФИО8, <данные изъяты>», на постановление № 59ЛРР005240921001236/1279 от 05.10.2021 начальника отдела ЛРР по г. Перми Управления Росгвардии по Пермскому краю ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.8 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением № 59ЛРР005240921001236/1279 от 05.10.2021 начальника отдела ЛРР по г. Перми Управления Росгвардии по Пермскому краю ФИО3 ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ, выразившегося в том, что 22.09.2021 по адресу: <...> – магазин «Инструмент - Оружие», директором ООО «Оружейник», ФИО4, в месте хранения и торговли оружием и патронами допущены нарушения ст. 25 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», гл. Х, п. 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, пунктов Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288 «Об утверждении Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», выразившееся в нарушении: п. 153 Инструкции, в ярлычках инвентаризации указана дата проведения инвентаризации 01.01.2021, а не по состоянию на 01.01.2021 (фактически инвентаризация проводилась 03.01.2021); п. 149 Инструкции, в приказ о составе инвентаризационной комиссии не был включен работник бухгалтерской службы; п. 169 Инструкции, решетчатые двери комнат хранения оружия в некоторых местах пересечения прутьев не проварены; п. 169.6 Инструкции, часть проводки сигнализации вне комнаты хранения оружия выполнена в открытом исполнении; п. 176 Инструкции, в КХО находятся посторонние предметы, не указанные в описи помещения (стремянка, стол, компьютер); п. 169.3 Инструкции, усиливающий профиль входной двери КХО приварен не по диагоналям полотна двери (с произвольным отступом около 2 см.); п. 168 Инструкции, на момент проверки на стеллажах шкафах отсутствуют описи с указанием видов хранящегося оружия и патронов; п. 153 Инструкции, инвентаризационные ярлычки не вложены в сейфы (наклеены на наружной стороне двери шкафов); п. 168, п. 174 Инструкции, на всех описях витрин торгового зала отсутствуют оттиски пломбира ответственного за сохранность оружия и патронов; п. 168 Инструкции, на момент проверки в описи оружия витрин № 7, № 8 торгового зала не указан вид оружия; п. 125 Инструкции, формализованные бланки для автоматизированного учета оружия и патронов не зарегистрированы в подразделениях лицензионно-разрешительной работы; п. 126 Инструкции, корешки лицензий на приобретение оружия не подшиты в учетное дело; п.п. «г» п. 127 Инструкции, 29.08.2021 отсутствует запись по снятию КХО с охраны в книге учета подключения сигнализации на ПЦН УВО по г.Перми.

ФИО4 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Представитель Аликина М.М. в интересах ФИО4, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой на него, ссылаясь, что внеплановая проверка ООО «Оружейник» проведена с грубым нарушением Административного регламента, а именно: без вынесения распоряжения руководителя контрольного органа Росгвардии о назначении проверки, без составления акта проверки, без вынесения предписания об устранении нарушений.

По комнате хранения оружия и торгового зала магазина «Инструмент-оружие» по адресу: <...>, 18.12.2017 и 31.08.2021 сотрудниками ОЛРР были проведены проверки и составлены акты обследования помещений, в которых указано на отсутствие нарушений.

Нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении и в постановлении об административном правонарушении, являются малозначительными, поскольку были устранены до вынесения постановления, либо возникли по вине лицензионного органа в виде отсутствия необходимых штампов и бланков в подразделении ЛРР. По пункту 149 Инструкции истек срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ. При назначении наказания ФИО4 по делу об административном правонарушении начальником ЛРР по городу Перми не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность. А именно совершение административного правонарушения впервые, устранение нарушений до выдачи предписания и вынесения постановления.

Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Аликина М.М. отказалась от поддержания доводов жалобы в части наличия процессуальных нарушений при проведении внеплановой проверки, отсутствия нарушений при проведении проверки в апреле 2021 года, поддержала доводы жалобы в части снижения размера штрафа с применением положений ст.4.1 КоАП РФ в связи с привлечением к административной ответственности впервые, с учетом характера допущенных нарушений, сразу по трем постановлениям об административных правонарушениях с назначением штрафа по 50 тыс. рублей по каждому постановлению, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка и второго ребенка – студента.

Заявитель ФИО4 в судебном заседании не участвовал, просил жалобу рассмотреть без своего участия.

Представители административного органа в судебном заседании подтвердили, что перед и в ходе проверки в подразделении лицензионно-разрешительной работы отсутствовали штампы для регистрации формализованных бланков для автоматизированного учета оружия и патронов, против снижения размера штрафа ФИО4 не возражали.

Заслушав участников процесса, оценив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.

Часть 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

Как установлено п. 23 ч.1 ст.9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 660 утверждено Положение о федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, в соответствии с п.2 которого федеральный государственный контроль осуществляется Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) ее территориальными органами (далее - орган государственного контроля) путем проведения плановых и внеплановых проверок подразделений охраны (далее - проверка) в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Из представленных материалов усматривается, что на основании требования прокуратуры Пермского края прокуратурой Свердловского района г.Перми была организована проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства об оружии (решение о проведении проверки от 20.09.2021 № 585) совместно с должностным лицом ОЛРР (по городу Перми) Управления Росгвардии по Пермскому краю инспектором ФИО5 был проверен магазин «Инструмент-Оружие» по адресу: <...> с целью соблюдения законодательства в области оборота оружия.

Протокол об административном правонарушении и рассмотрение дела произведено с участием лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно п.2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом характера возложенных на прокуратуру РФ публичных функций, проверки исполнения законов проводятся не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в том числе из открытых источников. Положения закона № 248-ФЗ «О государственном контроле(надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в рассматриваемом случае не применимы.

Таким образом, порядок организации проведения проверки административным органом соблюден в полной мере.

В силу ст.25 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям п.2 ст.10 названного Федерального закона право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют юридические лица с особыми уставными задачами.

В соответствии с п.51 Правил субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона «Об оружии», осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Приказом МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288 «Об утверждении Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Согласно пункту 153 Инструкции, наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность.

В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки.

Согласно пункту 149 Инструкции, для проведения инвентаризации в течение одного года в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия не менее трех человек. В инвентаризационную комиссию включаются, в том числе работники бухгалтерской службы.

Согласно пункту 169 Инструкции, комнаты для хранения оружия и (или) патронов (оружейные комнаты) должны соответствовать требованиям их технической укрепленности, указанным в данном пункте.

Согласно пункту 176 Инструкции, на входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.

Согласно пункту 168 Инструкции, на каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира.

Вышеуказанные описи подписываются ответственными лицами и уточняются по мере внесения в них изменений.

Согласно пункту 174 Инструкции, при экспонировании оружия и патронов на выставках, их демонстрации в торговых залах и в процессе мероприятий, проводимых по решениям федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оружие и патроны размещаются в закрытых витринах (стендах), оборудованных сигнализацией.

Витрины должны опечатываться (пломбироваться) лицом, ответственным за сохранность оружия (хранителем музея).

В случаях, когда помещения для выставок и демонстрации оружия имеют техническую укрепленность, предусмотренную настоящей Инструкцией для мест хранения оружия, разрешается круглосуточное его хранение в закрытых витринах.

Согласно пункту 176 на входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.

Согласно пункту 125 реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.

Согласно пункту 126 Инструкции, документы на оружие и патроны подшиваются в учетные дела, а формализованные документы, заполненные на средствах автоматизированного учета, - в книги, которые формируются согласно требованиям по ведению учетных дел. Сведения о подшитых документах предварительно заносятся в соответствующие описи дел и книг.

Согласно пункту 127 Инструкции, лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы: п. «г» книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН);

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки выявлены вышеизложенные нарушения, о чем составлен рапорт инспектора ОЛРР (по городу Перми) Управления Росгвардии по Пермскому краю ФИО5 от 22.09.2021.

Данные обстоятельства послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении № 1279 от 24.09.2021 в отношении ФИО4, являющегося лицом, ответственным за хранение и торговлю оружием и патронами в магазине «Инструмент-Оружие», что подтверждается должностной инструкцией директора.

Суд полагает полностью доказанной вину ФИО4 в нарушении указанных пунктов Инструкции, за исключением п.125 в связи с отсутствием в органе ЛРР в наличии штампа регистрации формализованных бланков учета оружия и патронов.

Результаты предыдущей проверки организации, вопреки мнению заявителя, правового значения для дела не имеют.

Нарушение п. 149 Инструкции является длящимся, срок давности 1 год привлечения к ответственности исчисляется с момента обнаружения должностным лицом контролирующего органа данного нарушения, не пропущен.

Таким образом, действия ФИО4 обоснованно квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ, постановление вынесено уполномоченным лицом.

Перечисленные доказательства должностным лицом отдела ЛРР по г. Перми Управления Росгвардии по Пермскому краю оценены в совокупности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, их достоверность не вызывает сомнений.

Оснований для признания деяния малозначительным и освобождения ФИО4 от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ с учетом характера административного правонарушения суд не усматривает.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Между тем, совершенное ФИО4 правонарушение посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Оснований для признания деяния малозначительным и освобождения ФИО4 от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ с учетом характера административного правонарушения суд не усматривает.

Рассматриваемое правонарушение не требует наступления прямых неблагоприятных материальных последствий, а выражается в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению публично-правовых норм и обязанностей.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения должностному лицу, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, может быть назначено в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет для должностных лиц – не менее 50 000 рублей.

Учитывая характер совершенных нарушений, привлечение ФИО4 впервые к административной ответственности в виде административного штрафа сразу по трем постановлениям об административном правонарушении, в качестве смягчающих обстоятельств, которые не были установлены при вынесении обжалуемого постановления – наличие двух детей на иждивении, один из которых несовершеннолетний, а второй – студент, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение - устранение выявленных нарушений до рассмотрения дела об административном правонарушении, судья считает возможным снизить размер назначенного ФИО4 административного штрафа.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № 59ЛРР005240921001236/1279 от 05.10.2021 начальника отдела ЛРР по г. Перми Управления Росгвардии по Пермскому краю ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.8 КоАП РФ в отношении Карабельника ФИО9 – измененить, исключить указание о нарушении п.125 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288, снизить размер административного штрафа с применением ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ до 30 000 рублей.

Решение в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья – подпись

Верно. Судья - О.В.Порошин