дело №12-348/16
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 марта 2016 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мордовиной С.Н.
при секретаре Курдаковой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарского крае по делу об административном правонарушении № от 28.01.2016г., предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае по делу об административном правонарушении № от 28.01.2016г., предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указал, что согласно пункту 2.3 Инструкцией Банка России от 04.06.2012 №138-И справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5-2.9 настоящей Инструкции) при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет. Следовательно, срок предоставления заявителем справки о валютных операциях с датой зачисления 05.01.2015 не позднее 30.01.2015, фактически справка была представлена 02.06.2015, с нарушением на 123 дня. Таким образом, должностное лицо — генеральный директор ООО «КЭК» не представил в уполномоченный банк справку о валютных операциях в срок, установленный в пункте 2.3 Инструкции №138-И, что свидетельствует о наличии в действиях генерального директора события административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях. Вместе с тем, согласно Инструкции №138-И срок исполнения обязанности по предоставлению документов исчисляется рабочими днями, в связи с чем, и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять рабочими днями. Исполнение обязанности по представлению документов, необходимых для осуществления валютного контроля, установлено в валютном законодательстве в рабочих днях, следовательно, основания для их исчисления в ином порядке не имеется. Таким образом, применив порядок исчисления срока на представление справки о подтверждающих документах, установленный Инструкцией №138-И, предельной датой исполнения заявителем рассматриваемой обязанности в период совершения правонарушения являлась дата 30.01.2015, и период просрочки исполнения данной обязанности следовало исчислять со следующего рабочего дня после указанной даты в рабочих днях. С учетом изложенного, Управление ошибочно исчислило срок представление справки о валютных операциях в календарных днях, материалами дела подтверждается такая просрочка в 82 рабочих дня (с 02.02.2015 по 02.06.2015 включительно). На основании вышеизложенного просит суд отменить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении должностного лица - генерального директора ООО «Кубанская экологическая компания» ФИО1 к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 4000 рублей, вынесенное Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае. Объявить генеральному директору ООО «Кубанская экологическая компания» ФИО1 устное замечание. Производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном представитель заявителя – ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержал доводы жалобы, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
Представитель межрегионального территориального управления в Краснодарском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора – ФИО5, действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения жалобы. Считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив материалы административного дела, пришел к следующему.
Постановлением межрегионального территориального управления в Краснодарском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по делу об административном правонарушении № от 28.01.2016г. должностное лицо – генеральный директор ООО «КэК» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Данное постановление суд считает не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что 28.03.2013г. ООО «КэК» (продавец) заключен контракт (далее - контракт) № с резидентом <данные изъяты> (покупатель). Предмет контракта - поставка муки мясо-костной. Общая сумма по контракту - 49 000,00 долларов США. Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 01.07.2015г.
26.01.2015г. ООО «КэК» подписано к контракту дополнительное соглашение № об увеличении суммы контракта до 1 000 000,00 долларов США и о продлении срока действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.
05.02.2015г. ООО «КэК» в уполномоченном банке (филиал № Банка ВТБ 24 (ПАО)) оформлен паспорт сделки №.
В счет исполнения условий контракта, на расчетный счет ООО «КэК» 05.01.2015г. поступили денежные средства в сумме 18 025,00 долларов США.
Справка о валютных операциях представлена ООО «КэК» в уполномоченный банк 02.06.2015г.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона 173-Ф3 Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Банком России издана Инструкция от 04.06.2012г. № 138-И (в редакции от 11.06.2015г, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 02.08.2015г; в редакции от 30.11.2015г. № 3865-У, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28.12.2015г) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
Порядок, случаи и сроки представления форм учета по валютным операциям резидентов (справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах) установлены Инструкцией № 138-И.
Глава 2 Инструкции № 138-И устанавливает порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в иностранной валюте.
Пункт 2.3 Инструкции № 138-И устанавливает срок предоставления справки о валютных операциях в уполномоченный банк при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
Исходя из норм, установленных Инструкцией № 138-И справку о валютных операциях с датой зачисления 05.01.2015г. на сумму 18 025,00 долларов США, ООО «КэК» следовало представить в уполномоченный банк в срок не позднее 30.01.2015г.
Фактически справка представлена 02.06.2015г, с нарушением установленного законодательством срока на 123 дня. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Дата совершения правонарушения - 31.01.2015г. Место совершения административного правонарушения: <адрес>.
Требования указанного нормативного правового акта ООО «КэК» нарушены.
Следовательно, действия (бездействия) ООО «КэК» противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В отношении ООО «КэК» как юридического лица составлен протокол об административном правонарушении по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На момент совершения административного правонарушения должностное лицо ООО «КэК» - генеральный директор ФИО1 исполняет обязанности согласно приказу о вступлении в должность генерального директора ООО «КэК» от 10.10.2013г. №, решению единственного участника ООО «КэК» от 10.10.2013г №.
Согласно санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, субъектом правонарушения являются должностные и юридические лица.
Следовательно, генеральный директор ООО «КэК» ФИО1 как должностное лицо, является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Генеральный директор ООО «КэК» ФИО1, как должностное лицо, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, должностным лицом - генеральным директором ООО «КэК» ФИО1 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Следовательно, действия (бездействия) генерального директора ООО «КэК» ФИО1, противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля устанавливаются Законом № 173-Ф3.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-Ф3 резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-Ф3, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Вина должностного лица выражается в непринятии всех необходимых и своевременных мер, направленных на исполнение требований валютного законодательства.
По смыслу статьи 2.1 КоАП РФ, статьи 1.5 КоАП РФ и статьи 2 ГК РФ отсутствие вины лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом по смыслу статьи 2.1 КоАП РФ под всеми зависящими от общества мерами по соблюдению требований Российского законодательства понимаются такие его действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершение административного правонарушения.
Из анализа части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что при решении вопроса о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ формальный, то есть основанием для привлечения к административной ответственности является сам факт нарушения сроков представления подтверждающих документов, вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии должностного лица состава правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но в пренебрежительном отношении участника внешнеэкономической деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Правовая обязанность ООО «КэК» как резидента, вытекает из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а соответственно, установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения обязанностей резидента при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Данные обстоятельства по делу не установлены.
Исходя из изложенного, возможность для соблюдения генеральным директором ООО «КэК» ФИО1, правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, исходя из положения статьи 2.1 КоАП РФ, лицо признается виновным за данное правонарушение.
Таким образом, генеральный директор ООО «КэК» ФИО1, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями от: 25.05.2006г, 11.11.2008г, 10.06.2010г, 09.02.2012г, 19.12.2013г) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В соответствии с требованиями пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно статьи 2.9 КоАП РФ и требованиям Постановления Пленума ВАС РФ № 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу, государству. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении участника внешнеэкономической деятельности к исполнению своих обязанностей.
Оценивая характер и обстоятельства совершенного должностным лицом - генеральным директором ООО «КэК» ФИО1, правонарушения, действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения не формально, а имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение физического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае. Каких-либо нарушений при его вынесении судом не установлено.
При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарского крае по делу об административном правонарушении № от 28.01.2016г., предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья