ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-348/2012 от 06.12.2012 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

 Дело №12-348/ 2012

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

 06 декабря 2012 года Судья Кировского районного суда г. Омска Командыков Д.Н.,

 при секретаре Колокольцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске по ул. Суворова 99, каб. 307 апелляционную жалобу ООО «Комбинат валяной обуви» на постановление мирового судьи судебного участка № 52 Кировского административного округа г. Омска от 29 июня 2012 года,

 УСТАНОВИЛ:

     Постановлением мирового судьи судебного участка № 52 Кировского административного округа г. Омска от 29 июня 2012 года ООО «Комбинат валяной обуви», признано виновным в том, что не осуществило накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазы и медицинские средства) при среднесписочной численности работающего персонала 79 человек, тем самым совершив правонарушение предусмотренное ч. 1 ст.20.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 Выражая несогласие с вынесенным постановлением, ООО «Комбинат валяной обуви» обратилось с апелляционной жалобой, указывая, что ООО «Комбинат валяной обуви» дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, в связи с чем, просят обжалуемое ими постановление отменить, производство по делу прекратить.

 Представитель ООО «Комбинат валяной обуви» Леонтьев М.П. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе поддержал.

 Представитель ГУ МЧС России по Омской области по доверенности – Рахимов С.К. с доводами жалобы не согласился, просил оставить постановление без изменений.

 Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

 Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально -технических продовольственных, медицинских и иных средств.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

 Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

 Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы, для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

 Пункт 4 Положения определяет порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. При этом абзац пятый данного пункта предусматривает, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

 Пункт 7 Положения определяет, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

 на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

 на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);

 на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

 на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

 Абзац пятый пункта 8 Положения определяет, накопление каких средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)). Это противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

 Пункт 9 Положения указывает, что для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):

 медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;

 дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

 Пунктом 25 Положения предусмотрено, что организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.

 В соответствии с пунктом 34 Положения СИЗ, находящиеся в запасах (резервах), подлежат освежению по истечении назначенного им срока хранения, выявлении отклонений от нормативных показателей, установленных ГОСТами или техническими условиями, утрате ими защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности их ремонта.

 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в статье 14 устанавливает обязанность организации планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

 Одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, является накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения (пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804).В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Во исполнение предписаний федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 Согласно Положению о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств органы и организации создают и содержат запасы, определяют их номенклатуру и объемы, а также осуществляют контроль за их созданием, хранением и использованием, а МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов (пункты 4, 6, 8).

 В соответствии с п.19 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 ООО «Комбинат валяной обуви» не выполнен ряд мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что подтверждается протоколом об административном правонарушении №15/ГО от 31.05.2012, актом проверки №18/ГО от 30.05.2012 г.

 В соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

 Согласно ч.5 ст.4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

 Из содержания норм КоАП РФ следует, что разрешение вопроса о том, одно или несколько административных правонарушений совершено лицом, привлекаемым к административной ответственности, зависит от конкретного состава совершенного административного правонарушения, результатов исследования объекта и события административного правонарушения, в том числе установления времени и места совершения и выявления (обнаружения) правонарушения.

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 52 Кировского административного округа г. Омска от 09.07.2012 года, ООО «Комбинат валяной обуви» признано виновным в совершении административного правонарушение предусмотренного ч. 2 ст.20.7 КоАП РФ, которое выразилось в не выполнении мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно не назначило должностное лицо уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны; не разработало План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на текущий год; не организовало обучение руководителей, должностных лиц, постоянного состава в области гражданской обороны; не спланировало учения (тренировки) по гражданской обороне; не провело учения (тренировки) по гражданской обороне; не обучило (повышение квалификации) руководителя организации не отнесенной к категории по гражданской обороне; не разработало План гражданской обороны и защиты населения; не осуществило накопление освежение средств индивидуальной защиты (противогазы и медицинские средства) при среднесписочной численности работающего персонала 79 человек; не осуществило накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; не создало нештатные формирования гражданской обороны и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

 В данном случае должен иметь место один протокол об административном правонарушении.

 Распоряжением органа государственного контроля о проведении плановой, выездной проверки №18/ГО от 25.04.2012 года в отношении ООО «Комбинат валяной обуви», назначена проверка с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок.

 Проверка проводилась в одном здании одного Общества -ООО «Комбинат валяной обуви», в ходе чего Обществу вменяется нарушение одной и той же нормы Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 г. №379 Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, все нарушения указаны в рамках проведения одной проверки.

 Объективная сторона правонарушения во всех случаях состоит в том, что виновный нарушает правила эксплуатации технических систем управления гражданской обороной и ее объектов, правила использования систем оповещения, средств индивидуальной защиты, специальной техники и имущества гражданской обороны.

 Вменяемое Обществу правонарушение выражается в невыполнении установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны – не осуществило накопление, освежение средств индивидуальной защиты при среднесписочной численности работающего персонала 79 человек.

 Доводы заявителя о том, что ООО «Комбинат валяной обуви» привлечено дважды за одно и тоже административное правонарушение – подтверждаются материалами дела, а именно актом проверки №18/ГО от 30.05.2012 г., постановлением мирового судьи судебного участка № 52 Кировского административного округа г. Омска от 09.07.2012 года о привлечении ООО «Комбинат валяной обуви» к административной отв5ственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст.20.7 КоАП РФ.

 На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что мировым судьей вынесено постановление по делу об административном правонарушении с нарушением процессуального закона.

 Согласно п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

 В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости отмены вынесенного мировым судьей судебного участка №52 КАО г.Омска постановления, а производство по делу подлежит прекращению, так как по данному факту совершения противоправных действий (бездействий) ООО «Комбинат валяной обуви» имеется постановление о назначении административного наказания.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Жалобу ООО «Комбинат валяной обуви» удовлетворить.

 Постановление мирового судьи судебного участка № 52 Кировского административного округа г. Омска от 29.06.2012 года, согласно которому ООО «Комбинат валяной обуви» признано виновным в совершении административного правонарушение предусмотренного ч. 1 ст.20.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей отменить, производство по делу прекратить.

     Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в порядке надзора.

 Судья: Д.Н. Командыков

 Апелляционное решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2012 года.