Дело № 12-348-16
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 мая 2016 года город Чита
Судья Центрального районного суда г.Читы Павлова А.В.
При секретаре Голомазовой С.П.
рассмотрев в судебном заседании жалобу Сутурина ЕЮ на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ года, которым директор ООО «Рондо» Сутурин ЕЮ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа размере 4000 рублей,
У с т а н о в и л :
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенном руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Забайкальскому краю Борисовой Е.В., Сутурин Е.Ю. привлечен к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Сутурин Е.Ю. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что постановления вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, в связи с чем, допущенные нарушения влекут отмену принятого по делу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
В обоснование своих доводов Сутурин Е.Ю. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. ООО «РОНДО» был заключен внешнеторговый контракт № ДД.ММ.ГГГГ, по которому был оформления паспорт сделки №. Все сделки по данному паспорту прошли в ДД.ММ.ГГГГ. Завершение исполнения обязательств по № наступило ДД.ММ.ГГГГ. Наличие кредиторской задолженности ООО «РОНДО» перед нерезидентом по указанному контракту не свидетельствует о продлении срока действия контракта на ДД.ММ.ГГГГ., а, следовательно, о наличии необходимости переоформления паспорт сделки. В соответствии со ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Согласно пункту 10.4 контракта в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. контракта вступает в силу с момента его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в постановлении необоснованно указано на то, что в связи с наличием задолженности в сумме <данные изъяты> США перед иностранным партнером, отсутствии изменений и дополнений к контракту, гласящих о прекращении его действия, свидетельствуют о том, что контакт № № № от ДД.ММ.ГГГГ. является действующим. Однако, срок действия контракта прекратился ДД.ММ.ГГГГ. на основании заключенного и подписанного обеими сторонами контракта дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. Наличие задолженности по контракту является основанием для наступления гражданско-правовой ответственности, но не продления срока действия контракта. Тем более, что нами неоднократно указывалось на то, что задолженность возникла в результате поставки некачественного товара. Поставщик по контракту отказывается принимать рекламацию покупателя ООО «РОНДО», спор подлежит разрешению в судебном порядке, однако, китайская сторона не предпринимает никаких действий по взысканию задолженности.
Сутурин Е.Ю. для рассмотрения жалобы в суд не явился, причины неявки не сообщил, об отложении дела не просил, хотя извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, таким образом, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления, исходя из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или Законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы закона - административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст.2.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 данной статьи, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренным настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, фактические данные по делу об административном правонарушении, относимые к доказательствам, могут быть установлены протоколом oб административном правонарушении, составляемым должностным лицом органа уполномоченного рассматривать указанное дело в соответствии с гл. 23 КоАП, протоколом о применении меры обеспечения производства по делу об административное правонарушении, а также протоколом о рассмотрении дела об административном правонарушении, составляемыми при рассмотрении дела коллегиальным органом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Пункт 6 ст.15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 311-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ).
Сутурин Е.Ю. привлечен к административной ответственности как должностное лицо. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к данной статье указывается, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля, при этом агентами валютного контроля являются уполномоченные банки.
Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. (пп. 3 п. 1 ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пп.1 п. 7 ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. (пп. 1 п. 7 ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Материалами дела установлено, что протокол об административном правонарушении № составлен ДД.ММ.ГГГГ. заместителем начальника отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае Лискиной М.С. о совершении генеральным директором ООО «Рондо» Сутуриным Е.Ю. административного правонарушения, выразившегося в следующем.
ООО «Рондо» (покупатель) ДД.ММ.ГГГГ. заключен контракт № № с фирмой Вейбинг Индастри НК Со Лимитед, КНР (продавец) на поставку в РФ на условиях EXW Китай товаров народного потребления общей стоимостью <данные изъяты> $ США. Оплата товара может быть произведена как единовременным авансовым платежом, так и несколькими авансовыми платежами согласно выставленным продавцом счетам на предоплату, возможна оплата после отгрузки товара. Если продавец не отгрузил товар в 10-дневный срок после полной оплаты, он обязан вернуть предоплату в течение 180 дней. Контракт действует до ДД.ММ.ГГГГ. или до полного исполнения обязательств сторонами. В соответствии с дополнением № от ДД.ММ.ГГГГ. условия поставки изменены на FCA Маньчжурия, срок поставки и срок действия контракта продлен до ДД.ММ.ГГГГ
На основании контракта в Читинском ОСБ №ДД.ММ.ГГГГ. оформлен паспорт сделки (далее - ПС) №, переоформленный ДД.ММ.ГГГГ. соответствии с дополнением № и ДД.ММ.ГГГГ. в связи со сменой юридического адрес ООО «Рондо».
Согласно ведомости банковского контроля по указанному ПС в счет исполнения обязательств по контракту ООО «Рондо» осуществило оплату за товары в сумме 54 936 США, иностранный контрагент произвел поставку товаров общей стоимостью 71 964,39 США.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ), резиденты осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютный операциям.
Согласно ч.ч.1, 2, 4 ст.20 Закона № 173-ФЗ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля Центральный банк Российской Федерации может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках ПС при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. ПС должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в ПС на основании документов, представленных резидентами.
Инструкцией ЦБ РФ № 138-И установлен порядок оформления ПС, которая включает в себя правила оформления, переоформления, закрытия ПС (главы 6, 7,8 указанной Инструкции).
В соответствии с п.6.1 Инструкции ЦБ РФ № 138-И, резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), оформляет в уполномоченном банке ПС в соответствии с приложением 4 к названной Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении» валютных операций по кредитному договору).
Согласно п.п.8.1, 8.3, 8.4 Инструкции ЦБ РФ № 138-И при изменении сведений резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, резидент одновременно с заявлением с переоформлении ПС представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС, в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В соответствии с п.4 приложения 4 к Инструкции ЦБ РФ № 138-И в п. 1.2 ПС указывается адрес места нахождения юридического лица-резидента.
Согласно листу записи ЕГРЮЛ ООО «Рондо» ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения и сведения об адресе юридического лица. Прежний адрес Общества: <адрес> Учитывая данное обстоятельство, а также требования п.8/ Инструкции ЦБ РФ №-И, ООО «Рондо» необходимо было представить в банк заявление о переоформлении ПС, лист записи ЕГРЮЛ, явившийся основанием для внесения изменений в п. 1.2 «Адрес» раздела 1 «Сведения о резиденте» ПС №, не позднее 16.06.2015г. В нарушение требований Инструкции№-И Общество данную обязанность исполнило только ДД.ММ.ГГГГ., тем самым совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушение установленных правил оформления паспортов сделок, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п.3 ст.2.1 КоАП РФ с учетом правовой позиции, изложенной в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»). Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица (прим. к ст.2.4 КоАП РФ).
Согласно п.п.9.1, 9.2, 9.4 Устава ООО «Рондо», генеральный директор является единоличным исполнительным органом Общества, осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, организует бухгалтерский учет и отчетность в Обществе, принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам деятельности Общества, осуществляет прием и увольнение работников Общества. Сутурин Е.Ю., являясь генеральным директором ООО «Рондо» на основании приказа ДД.ММ.ГГГГ., не организовал работу в Обществе таким образом, чтобы исключить нарушение требований валютного законодательства РФ, в результате ООО «Рондо» не внесены изменения в ПС в установленные Инструкцией ЦБ РФ № 138-И сроки.
Срок действия контракта № ДД.ММ.ГГГГ. и оформленного по нему ПС № закончился 31.12.2014г., следовательно, отсутствует обязанность его переоформления в связи со сменой юридического адреса Общества, произошедшего в 2015 году. Генеральный директор ООО «Рондо» также считает, что ранее он был привлечен к административной ответственности за данное нарушение.
В силу ч. 1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ. № генеральный директор ООО «Рондо» Сутурин Е.Ю. привлечен к административной ответственности за нарушение установленных правил оформления ПС №, оформленного на основании контракта № № от ДД.ММ.ГГГГ., в то время как настоящий протокол составлен о совершении правонарушения, выразившегося в нарушении установленных правил оформления ПС №, оформленного в соответствии с контрактом № № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, должностным лицом ООО «Рондо» совершены два различных административных правонарушения. Следовательно, учитывая нормы ч.1 ст.4.4 КоАП РФ, виновное лицо должно нести ответственность за каждое совершенное правонарушение.
Согласно сведениям ПС № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. дату представления документов банком по запросу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае, данный ПС не закрыт. Кроме того, наличие задолженности ООО «Рондо» в сумме 17 028,39 $ США перед иностранной компанией, отсутствие изменений и дополнений к контракту, гласящих о прекращении его действия, свидетельствует о том, что контракт № ДД.ММ.ГГГГ. является действующим. Соответственно, внесение изменений в ПС по такому контракту должно производиться в порядке, установленном Инструкцией №-И, т.е. ПС № надлежало переоформить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Должностное лицо ООО «Рондо» исполнило обязанность по представлению в уполномоченный банк документов, необходимых для переоформления ПС, ДД.ММ.ГГГГ. с нарушением установленного срока на 73 дня.
В ходе рассмотрения настоящего дела документы изучены, всем доказательствам в совокупности дана оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Порядок и сроки оформления и переоформления ПС предусмотрены нормативными актами ЦБ РФ, требования которых являются императивными — обязательными для исполнения резидентами, осуществляющими внешнеторговую деятельность. Занимаясь внешнеэкономической деятельностью, ООО «Рондо» обязано знать требования валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования и обеспечить их выполнение.
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля генерального директора ООО «Рондо». Объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных правил оформления паспортов сделок, не выявлено и Сутуриным Е.Ю. не представлено. Доказательства невозможности выполнения генеральным директором ООО «Рондо» обязанности по представлению в уполномоченный банк заявления о переоформлении ПС, листа записи от ДД.ММ.ГГГГ., необходимых для переоформления ПС № в установленном Банком России порядке, в материалах дела отсутствуют. Состав административного правонарушения, совершенного генеральным директором ООО «Рондо» Сутуриным Е.Ю. и выразившегося в нарушении установленных правил оформления паспортов сделок, ответственность за которое предусмотрена ч.б ст. 15.25 КоАП РФ, полностью доказан.
Правонарушение, совершенное генеральным директором ООО «Рондо», не может быть квалифицировано как малозначительное в силу того, что данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных отношений в области валютного регулирования, и допущенное нарушение создает существенную угрозу охраняемым отношениям, заключающуюся не в наступлении каких-либо отрицательных последствий правонарушения, а самим фактом пренебрежительного отношения к исполнению своих должностных обязанностей, к требованиям публичного права.
Таким образом, выводы должностного лица о совершении Сутуриным Е.Ю. указанных нарушений, верны, действия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, квалифицированы по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ правильно, наказание назначено в пределах санкции названной статьи с учетом всех обстоятельств в соответствии с правилами ст.4.1-4.4 КоАП РФ.
Обстоятельства административного правонарушения установлены с учетом представленных доказательств, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется. Доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств, иное толкование закона, и не влияют на правильность квалификации действий Сутурина Е.Ю.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р е ш и л :
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае Борисовой Е.В. 04 марта 2016 года, о привлечении Сутурина Евгения Юрьевича к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Сутурина Е.Ю. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.
Судья: Павлова А.В