ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-348/2021 от 02.03.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Согданова Е.Е. № 7-13/2022

№ 12-348/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста 2 марта 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева Б.Т.,

при секретаре Пичко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Мукубенова В.П. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля (далее – РСФБК) от 11 ноября 2021 года №** от 27 августа 2021 г. министр сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 декабря 2021 г. постановление должностного лица оставлена без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, защитник ФИО1 – Мукубенов В.П. просил отменить вынесенные по делу постановления и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что должностным лицом и судьей городского суда не установлены все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленными ФИО1 доказательствам и доводам, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Считает, что Министерством были приняты необходимые организационно-распорядительные и иные меры по реализации постановления Правительства Республики Калмыкия от 17.11.2020 №*** «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году», а именно: на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» были размещены указанное постановление Правительства Республики Калмыкия от 17.11.2020 №***, информация об условий предоставления субсидий, перечень документов, подлежащих представлению для получения субсидии, место и срок окончания приема документов и иные данные, а также Министерством приняты ряд приказов об утверждении рекомендуемой формы документов (типовое положение о комиссии по пересчету поголовья, акты пересчета поголовья сельхозживотных, формы реестров заявителей на получение субсидии), образована комиссии по рассмотрению документов на получение субсидии, утверждено положение об указанной комиссии, упрощен порядок предоставления документов в связи санитарно-эпидемической обстановкой, работниками Министерства оказывалась консультационная помощь. Министерство могло предоставить субсидию только тем сельхозпроизводителям, которые в установленном порядке обратились за ее получением и представили соответствующие документы. С соблюдением порядка в Министерство обратилось 1174 сельхозпроизводителя, из них 1167 субсидия была предоставлена, 6 отказано в связи с несоответствием предъявляемым требованиям, 1 заявитель отказался от получения субсидии. Доказательства того, что в Министерство обратилось плановое количество сельхозпроизводителей (***), части которых было незаконно отказано в предоставлении субсидии, в деле отсутствуют. Ввиду недостижения показателей результативности использования выделенной субсидии часть средств в размере **** руб. возвращена в доход федерального бюджета согласно формуле расчета возврата бюджетных средств, установленной Правительством РФ. Невыполнение требований бюджетного законодательства и иных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не влечет в обязательном порядке административную ответственность.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Мукубенов В.П. поддержали доводы жалобы и просили их удовлетворить.

Прокурор Дюдишева Д.В. просила оставить постановление должностного лица и решение судьи городского суда без изменения, сославшись на отсутствие правовых оснований для удовлетворения.

Представитель Республиканской службы финансово-бюджетного контроля, заблаговременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, не представив доказательств уважительности своего отсутствия, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30. 6 КоАП РФ его неявка в судебное заседание признана судом не препятствующей проведению судебного разбирательства по жалобе.

Выслушав мнение ФИО1 и его защитника Мукубенова В.П., прокурора Дюдишевой Д.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев дело об административном правонарушении №32/2021, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 10.11.2020 № 1807 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам)» (далее – постановление Правительства РФ от 10.11.2020 № 1807) предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются при соблюдении следующих условий: наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются иные межбюджетные трансферты; документальное подтверждение факта наступления чрезвычайной ситуации природного характера на территории субъекта Российской Федерации; заключение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).

Согласно пунктам 7 и 13 постановления Правительства РФ от 10.11.2020 № 1807 результатами предоставления иных межбюджетных трансфертов являются количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, которым компенсирован ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также количество исполненных обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, по уплате процентов по кредитным договорам (соглашениям) и по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) (в случае наличия таких обязательств), установленные решениями Правительства Российской Федерации.

Оценка эффективности расходов бюджета, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в отчетном финансовом году осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации путем сравнения планового значения результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов, указанных в соглашении, и фактически достигнутых результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2014 № 1441 (ред. от 14.11.2018) "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера" установлено, что не использованный на 1 января текущего финансового года остаток иных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по возврату остатков иных межбюджетных трансфертов, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В случае, если неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 11).

Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета субъекта Российской Федерации от 20 ноября 2020 года №*** (далее – Соглашение), согласно которому из федерального бюджета в 2020 году бюджету Республики Калмыкия предоставлен иной межбюджетный трансферт на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобных хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам.

Из указанного Соглашения следует, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Калмыкия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях финансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет 562053300 руб. 00 коп (пункт 2.1).

В соответствии с пунктами 4.3.7.1 и 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти правительства субъекта, на который возложены функции по исполнению данного соглашения и предоставлению отчетности, является Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия.

При этом в приложении №2 к Соглашению указаны значения показателей результатов предоставления иного межбюджетного трансферта в текущем 2020 году по количеству сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, всего 1470 сельхозтоваропроизводителей (соответственно 54 и 1416 хозяйств).

Согласно отчету о достижении значений показателей по состоянию на 1 января 2020 г., представленному Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет") указаны плановое значение результатов – 54 и 1416, фактическое - 44 и 1123, что является нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в части показателей количества сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, пострадавших в результате чрезвычайных ситуации природного характера, которым компенсирован ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, установленных решениями Правительства РФ.

Из письма председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО2 от 20.01.2021 №***, направленного первому заместителю Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО3, следует, что оказание финансовой помощи в виде предоставления иного межбюджетного трансферта было запланировано 1470 (сельскохозяйственным организациям – 54, крестьянским, (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей - 1416), фактически же выдано 1167 субсидий (сельскохозяйственным организациям – 44, крестьянским, (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей - 1123), процент выполнения составил - 79,39 %. Показатели результативности не были выполнены в полном объеме в силу ряд причин. В реестр получателей субсидий не включены 303 сельхозпроизводителя, из них 296 – не представлены документы на получения субсидий, 6 - отказано в связи с несоответствием требованиям действующего порядка предоставления субсидий, 1- отозваны документы. Бюджетные средства в сумме *** руб. доведены до получателей в полном объеме, просубсидированное маточное поголовье составило 109185 коров, 764360 овцекозаматок и ярок старше года, 5969 конематок, 462 верблюдиц.

Указанные обстоятельства министром сельского хозяйства Республики Калмыкия и его защитником не оспариваются.

Таким образом, средства межбюджетного трансферта были освоены Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия в полном объеме, но с нарушением условий его предоставления, выразившемся в выделении субсидий меньшему количеству сельхозтоваропроизводителей, чем это было предусмотрено Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета субъекта Российской Федерации от 20 ноября 2020 года №***.

По результатам прокурорской проверки по исполнению бюджетного законодательства и достижения результативности, а также целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований установлено, что значения результатов предоставления межбюджетного трансферта не были исполнены, так при плановом количестве получателей в 1470 единиц, количество сельхозтоваропроизводителей, которым были предоставлены средства, составило 1167 единиц или 79,39% от доведенных показателей, что является нарушением условий п. 4.3.3 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета субъекта Российской Федерации от 20 ноября 2020 года №***. В связи с этим по выявленному факту первым заместителем прокурора Республики Калмыкия от 29 сентября 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и дело направлено в Республиканскую службу финансово-бюджетного контроля для рассмотрения по существу.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия, как главным распорядителем бюджета в данных правоотношениях, условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1, являясь министром сельского хозяйства Республики Калмыкия, осуществляющим согласно указу Главы Республики Калмыкия от 17 сентября 2020 года № *** организационно-распорядительные функции, несет ответственность за целевое использование бюджетных средств по курируемым вопросам, подписывает, в том числе отчеты, и имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.

Доказательства, подтверждающие невозможность соблюдения ФИО1 требований бюджетного законодательства, не представлены.

В частности, доводы ФИО1 и его защитника о невозможности выделения субсидий плановому количеству сельхозтоваропроизводителей, связанной с заявительным порядком предоставления субсидии с соблюдением установленных нормативными актами требований к заявителям, в результате чего 303 сельзтоваропроизводителя не были включены в список получателей субсидии по объективным обстоятельствам, не нашли своего подтверждения в полном объеме в ходе рассмотрения настоящего дела.

С учетом данных обстоятельств должностное лицо и судья городского суда обоснованно пришли к выводу о ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей и, как следствие, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Доводы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, недоказанности обстоятельств, на основании которых приняты постановление и судебное решение, приведенные в жалобе, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьей городского суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном акте, не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и судебного акта.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей городского суда допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, как и доказательств нарушения требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки суждениям подателя жалобы, не нарушены.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда не имеется.

В части назначенного ФИО1 наказания постановление должностного лица заявителем и другими уполномоченным процессуальным законом лицами не оспаривается, в связи с чем суд, основываясь на нормах и принципах законодательства об административным правонарушениях, считает возможным согласиться с выводом должностного лица и судьи о применении к ФИО1 наказания в виде предупреждения

Вместе с тем, при формулировке в первом абзаце второго пункта резолютивной части постановления руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 11 ноября 2021 года №32/2021 от 27 августа 2021 года вида назначенного наказания «Заменить административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) на предупреждение» должностным лицом допущена техническая ошибка, не влияющая на существо постановления, которая может быть устранена путем изложения данного абзаца в следующей редакции «Назначить ФИО1 наказание в виде предупреждения».

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановлениеруководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 11 ноября 2021 года №*** от 27 августа 2021 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении министра сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - Мукубенова В.П. – без удовлетворения.

Первый абзац второго пункта резолютивной части постановленияруководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 11 ноября 2021 года №*** от 27 августа 2021 года изложить в следующей редакции «Назначить ФИО1 наказание в виде предупреждения».

Судья Б.Т. Сангаджиева