Дело № 12-348/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Элиста 09 декабря 2021 года
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Согданова Е.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цебековым С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Менкнасунова Максима Пюрвеевича на постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 11.11.2021 № 32/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 11.11.2021 № 32/2021 министр сельского хозяйства Республики Калмыкия Менкнасунов М.П. признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., который заменен на предупреждение
Не согласившись с указанным постановлением, министр сельского хозяйства Республики Калмыкия Менкнасунов М.П. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления, прекращении производства по делу ввиду отсутствия в его действиях состава правонарушения.
В судебном заседании министр сельского хозяйства Республики Калмыкия Менкнасунов М.П. и его защитник Мукубенов В.П. поддержали доводы жалобы.
Представители Республиканской службы финансово-бюджетного контроля и прокуратуры Республики Калмыкия в суд не явились.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и представленные доказательства, исследовав материалы административного дела № 32/2021, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан её доводами и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ наступает за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Объектом правонарушения, являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, согласно ст. 6 которого межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса РФ).
Согласно ст. 132 Бюджетного Кодекса РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ч. 1 ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Республики Калмыкия в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия проведена проверка на предмет исполнения бюджетного законодательства.
Проверкой установлено, что в рамках подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.102020 №2838-р в целях компенсации сельскохозяйственным производителям ущерба, причиненного в 2020 году на территории Республики Калмыкия в связи с почвенной засухой, Минсельхозу России из Резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 562 053 300 руб. для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Республики Калмыкия на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 54 сельскохозяйственным организациям и 1416 крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
20.11.2020 между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и Правительством Республики Калмыкия заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 082-17-2020-076 в размере 562 053 300 руб. (далее Соглашение). В рамках заключенного соглашения организовано взаимодействие сторон в виде представления из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия иного межбюджетного трансферта на осуществление компенсации сельскохозяйственным производителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам.
Соглашение от 20.11.2020 № 082-17-2020-076 содержит следующие значения показателей результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и обязательства по их достижению:
количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, которым компенсирован ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также количество исполненных обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, по уплате процентов по кредитным договорам (соглашениям) и по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) (в случае наличия таких обязательств), установленные решениями Правительства Российской Федерации (сельскохозяйственных организаций) – 54;
количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, которым компенсирован ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также количество исполненных обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, по уплате процентов по кредитным договорам (соглашениям) и по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) (в случае наличия таких обязательств), установленные решениями Правительства Российской Федерации (крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей) – 1416;
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения субъект (Республика Калмыкия) обеспечивает достижение значений показателей результативности использования субсидии. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 5.1 Соглашения).
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия осуществляет функции по исполнению настоящего соглашения и представления отчетности.
Прокурорской проверкой установлено, что значения результатов предоставления межбюджетного трансферта не были исполнены, при плановом количестве получателей в 1470 единиц, количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставлены средства, составило – 1167 единиц, или 79,39 % от доведенных показателей, что подтверждается отчетами об исполнении Соглашения, подписанные министром сельского хозяйства Республики Калмыкия.
Таким образом, Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия являющимся одновременно и получателем средств межбюджетных трансфертов (субсидии), и главным распорядителем бюджетных средств, допущены нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предусмотренных Соглашением № 082-17-2020-076 от 20.11.2020, что выразилось в недостижении показателей результативности, предусмотренных условиями этого соглашения.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Указом Главы Республики Калмыкия от 17.09.2020 № 216 Менкнасунов Максим Пюрвеевич назначен министром сельского хозяйства Республики Калмыкия, которым подписаны отчеты о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о виновности должностного лица - министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Менкнасунова М.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Выводы должностного лица о виновности министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Менкнасунова М.П. в нарушении порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов подтверждается собранными по делу доказательствами.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы Менкнасунова М.П. о том, что Министерством предпринимались все необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение соглашения, однако право на получение субсидии носит добровольный и заявительный характер, при этом уполномоченный орган предоставляет субсидии только тем получателям, которые обратились в установленном порядке с приложением соответствующих документов. Они указывают лишь на то, что указанным должностным лицом с необходимой предусмотрительностью предприняты мероприятия по обеспечению соблюдения условий этих контрактов, что не может свидетельствовать об осуществлении полного комплекса действий по обеспечению необходимой результативности использования бюджетных средств.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранным по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Менкнасунова М.П. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление в части назначенного административного наказания в виде предупреждения никем не оспаривается.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления должностного лица, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 11.11.2021 № 32/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра сельского хозяйства Республики Калмыкия Менкнасунова Максима Пюрвеевича оставить без изменения, жалобу Менкнасунова М.П. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.Е. Согданова