<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург 18 августа 2021 года
Судья Дзержинского районного суда г. Оренбурга Урбаш С.В.,
при участии секретаря Жигулиной М.А.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества "Преображенскнефть" на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора <ФИО>4<Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которым акционерное общество "Преображенскнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора <ФИО>4<Номер обезличен> от <Дата обезличена>, АО "Преображенскнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО "Преображенскнефть" обратилось в суд с жалобой, в которой выразило несогласие с назначенным наказанием, считая его несоответствующим требованиям закона. Просит отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием в его действиях события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие доказательств превышения Обществом нормативов ПДВ загрязняющих веществ, в связи с чем, административное расследование проведено по основаниям, не указанным в обращениях, что является процессуальным нарушением. Заявитель ссылается на отсутствие в действующем законодательстве сроков по представлению сведений для актуализации, в связи с чем, отсутствует состав правонарушения по ст. 8.46 КоАП РФ. Кроме того, ссылается на то, что должностным лицом нарушены процессуальные нормы при выявлении административного правонарушения.
Представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Допрошенная в качестве свидетеля <данные изъяты> в судебном заседании доводы жалобы не признала, просила отказать в ее удовлетворении.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетеля, исследовав представленные материалы дела, выслушав свидетеля, суд пришел к следующему выводу:
Статья 24.1 КоАП РФ устанавливает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение двух лет со дня вступления в силу названного Федерального закона (с 1 января 2015 года) юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в редакции названного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проведено административное расследование в отношении АО «Преображенскнефть»). Основанием для проведения указанного административного расследования послужило то, что <Дата обезличена> в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление) из ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» поступила информация о том, что <Дата обезличена> на стационарном автоматизированном посту контроля атмосферного воздуха, расположенном по адресу п. <ФИО>1, <...>А, зафиксировано максимально разовое превышение ПДК сероводорода в 2,1 раза (0,0164±0,0041 мг/м), согласно протокола результатов испытаний проб атмосферного воздуха от <Дата обезличена><Номер обезличен>-А-а/с/1.
Согласно протоколу отбора проб атмосферного воздуха от <Дата обезличена><Номер обезличен>, <Дата обезличена> в момент зафиксированного превышения ПДК сероводорода в п. <ФИО>1<...> скорость ветра составляла 1,0 м/с, направление ветра 259 градусов, что свидетельствует о неустойчивом направлении движения воздушных масс юго-западного, западного направления.
С учетом движения воздушных масс с переменным направлением (неустойчивым), потенциальным источником загрязнения атмосферного воздуха в населенном пункте является нефтеналивной комплекс АО «Преображенскнефть», расположенный в 800 метрах от п. <ФИО>1.
Так как указанные факты имели признаки административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 16, п.2 ст.25 Федерального закона от <Дата обезличена> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Управлением в отношении АО «Преображенскнефть», эксплуатирующего объект негативного воздействия на окружающую среду, в выбросах которого имеется сероводород, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования <Дата обезличена> государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Рсспублике Башкортостан и по <...><ФИО>4 в присутствии представителя по доверенности от <Дата обезличена><Номер обезличен> АО «Преображенскнефть» <ФИО>7 произведен осмотр территории объекта ННК АО «Преображенскнефть». В ходе осмотра установлено использование источников HBOC - РВС-1, РВС-2, РВС - 3, РВС-4, РВС - 5, ЕП 1/1, ЕП 1/3, ЕП 6/1, ЕП 2/2, ЕП 3/1, ЕП 2/4, ЕП 3/2. ЕП 4/1, ЕП /2, ЕП 7/1, ЕП 4/2 находится в ремонте. Во время осмотра осуществлялся слив нефти с б автоцистерн в ЕП 7/1, ЕГ1 7/2.
В соответствии с информацией, представленной АО «Преображенскнефть» в ходе проведения административного расследования о количестве налитых ж/д цистерн в марте, апреле 2021 года: в марте 2021 года было налито 1280 ж/д цистерн; в апреле 2021 года было налито 1234 ж/д цистерн;
Вместе с тем, АО «Преображенкснефть» являясь юридическим лицом, обязанным соблюдать законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды, осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ, а именно: в соответствии с пунктами 1-2 статьи 69.2 объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно пункту 6 указанной статьи сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в случаях:
замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов;
загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
АО «Преображенскнефть» не выполнило обязанность по актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на объекте HBOC «Нефтеналивной комплекс (ННК) в районе железнодорожной станции «Сакмарская» АО «Преображенскнефть» в части внесения сведений об источниках HBOC, введенным в эксплуатацию более года назад, согласно данным, представленным в материалы дела.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Преображенкснефть» к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о наличии вины АО «Преображенкснефть» в совершении вмененного административного правонарушения исследован должностным лицом административного органа, вина установлена, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Всем собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и сделан обоснованный вывод о том, что указанные в постановлении нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований подтверждены достоверными доказательствами.
Действия АО «Преображенкснефть» правильно квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что действующим законодательством не предусмотрен срок по представлению сведений для актуализации учетных сведений не является основанием для отмены постановления в силу следующего.
Статья 8.46 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований в области охраны окружающей среды при подготовке отчетной и регламентированной документации. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе, об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Между тем, обществом, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (более 7 месяцев), не предпринято мер по актуализации сведений по эксплуатируемым объектам, что повлекло искажение информации, содержащейся в Государственном региональном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8. 46 КоАП РФ.
Не установление законодателем срока для актуализации учетных сведений не свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект вправе исполнить соответствующую обязанность в любой срок. Иное понимание означало бы, что хозяйствующий субъект может не исполнять обязанность по актуализации учетных сведений в течении неопределенного периода времени, что противоречит установленным п. 1 ст.69 ФЗ «Об охране окружающей среды» целям государственного учета объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно: получение достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определение областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, планирование осуществления государственного экологического надзора.
Доводы жалобы о нарушении должностным лицом процессуальных норм при выявлении административного правонарушения, являются несостоятельными.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <Дата обезличена><Номер обезличен> утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее - Регламент).
В силу п. 5 Регламента, предметом федерального государственного экологического надзора является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели соответственно) и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования).
Под федеральным государственным экологическим надзором (далее также - надзор) понимается осуществление Росприроднадзором, среди прочего, полномочий по осуществлению государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха (п. 6.3)
Пунктом 7 Регламента предусмотрено, что должностное лицо Росприроднадзора, являющееся государственным инспектором в области охраны окружающей среды (далее - инспектор), при осуществлении надзора имеет право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или его территориального органа о назначении проверки (далее - приказ о проведении проверки) посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования.
Кроме того, в силу п.10 Регламента, инспектор при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха имеет право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о проведении проверки посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), на которых имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателям^ при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования; проверять соблюдение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в Атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу установок очистки газа, средств контроля за такими выбросами, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровней физических воздействий на атмосферный воздух, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды, разработанной в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, и мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в соответствии 9 пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Статьей 23.29 КоАП РФ указано, что Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьями 8.1, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.4, 8.5, 8.5.1.
Из изложенного следует, что в рамках проведенного административного расследования в отношении АО «Преображенскнефть», инспектор руководствовался нормативно-правовыми документами, за пределы полномочий не вышел, процессуальные нормы им соблюдены.
Доводы жалобы об освобождении АО «Преображенскнефть» от административной ответственности в связи с малозначительностью или уменьшении размера назначенного административного штрафа на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в том числе с учетом приведенных в жалобе доводов, не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
Характер, совершенного правонарушения по ст. 8.46 КоАП РФ, объектом посягательства которого является правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере.
Вопреки доводам жалобы, оснований для снижения размера наложенного АО «Преображенкснефть» административного штрафа не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено юридическому лицу в пределах санкции ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
При этом исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, материалы дела не содержат, в связи с чем, оснований для снижения размера штрафа, наложенного на АО «Преображенкснефть», о чем указывалось в жалобе, также не имеется.
Назначенное АО «Преображенкснефть» административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.46 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Вопреки доводам жалобы правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, на что обоснованно указано судьями нижестоящих инстанций.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Преображенкснефть» допущено не было.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление, вынесенное в отношении АО «Преображенкснефть» по настоящему делу об административном правонарушении, следует признать законным и обоснованным.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Каких-либо иных нарушений норм материального и процессуального административного законодательства также не допущено. Соответственно, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь 30.1-30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора <ФИО>4<Номер обезличен> от <Дата обезличена> - оставить без изменения, а жалобу акционерное общество "Преображенскнефть" – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 суток с момента вручения (получения) копии настоящего постановления.
Судья: <данные изъяты>