ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-348/2023 от 22.12.2023 Чусовского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-348/2023

...

РЕШЕНИЕ

г. Чусовой Пермский край 22 декабря 2023 года

Судья Чусовского городского суда Пермского края Берген Т.В.,

(адрес)

с участием помощника Чусовского городского прокурора Мингалеева С.Т., защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Абубакировой Н.Г., действующей по доверенности от дата,

рассмотрев в г. Чусовом протест Чусовского городского прокурора на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чусовского судебного района Пермского края от дата, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении начальника отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края Бабаевой Натальи Геннадьевны, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Чусовского судебного района Пермского края от дата, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении начальника отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края Бабаевой Н.Г., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте Чусовского городского прокурора, поступившей в Чусовской городской суд Пермского края просят постановление мирового судьи отменить и дело возвратить мировому судье на новое рассмотрение. Протест мотивирован тем, что начальник отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений Бабаева Н.Г. является должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка. Распоряжение начальника управления имущественных и земельных отношений от дата... на начальников отделов управления имущественных и земельных отношений возложены полномочия ответственных за рассмотрение, подготовку ответов и подписание таких ответов по заявлениям, жалобам и иным обращениям, поступившим в управление имущественных и земельных отношений в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не оценено мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, в то время как указанный документ имеет существенное значение для определения субъективного состава по данному делу. Принимая решение о принятии жалобы к рассмотрению, Бабаева Н.Г. не в полной мере дала оценку ее доводам, в том числе не убедилась в наличии (отсутствии) всех необходимых условий для рассмотрения ею жалобы. Само по себе указание в законе на возможность рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, исключительно вышестоящим органом (при его наличии), не является безусловным основанием для признания иных уполномоченных на рассмотрение таких жалоб лиц не субъектами указанного административного правонарушения. Самостоятельное рассмотрение Бабаевой Н.Г. жалобы на решение начальника управления имущественных и земельных отношений непринятие мер для передачи ее вышестоящему должностному лицу свидетельствует лишь о ненадлежащем исполнении Бабаевой Н.Г. своих должностных обязанностей, не исключая одновременного совершения ею административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.63 КоАП РФ. Таким образом, начальник отдела земельных отношений Бабаева Н.Г., являясь должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления земельного участка, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.63 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении заместителя Чусовского городского прокурора Пермского края, не проверенных и не получивших оценки при рассмотрении мировым судьей дела об административной правонарушении по существу.

Помощник Чусовского городского прокурора Пермского края Мингалеев С.Т. настаивал на отмене постановления мирового судьи судебного участка № 4 Чусовского судебного района Пермского края от дата по доводам протеста. Просил постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чусовского судебного района Пермского края от дата отменить и дело направить мировому судье на новое рассмотрение.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бабаева Н.Г. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения протеста прокурора на постановление извещена надлежащим образом.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Абубакирова Л.В. просила постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чусовского судебного района Пермского края от дата оставить без изменения, поскольку состав административного правонарушения отсутствует.

Домрачев Д.В. не явился о дате, времени и месте рассмотрения протеста прокурора на постановление извещен надлежащим образом.

Должностное лицо, вынесшее постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, не явился, о дате, времени и месте рассмотрения протеста на постановление извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, помощника Чусовского городского прокурора, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме, нахожу постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 3 статьи 5.63 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению, в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Положениями главы 2.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействий), в том числе органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу.

В силу пункта 1 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.

В соответствии с частью 6 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

Из материалов дела следует, что Бабаева Н.Г. с дата принята на должность начальника отдела земельных отношений управления по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского городского округа Пермского края, что подтверждается приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от дата...

Распоряжением начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края от дата... на начальников отделов управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края возложены полномочия ответственных за рассмотрение, подготовку ответов и подписание таких ответов по заявлениям, жалобам и иным обращениям поступившим в управление имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

дата в управление по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского городского округа Пермского края через портал государственных услуг поступило заявление Домрачева Д.В. от дата... о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: адрес площадью ... кв.м., с целью ведения огородничества, образование земельного участка предусмотрено схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к данному заявлению.

дата начальником управления по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского городского округа Пермского края Петровичевой Е.В. на вышеуказанное заявление Домрачева Д.В. дан ответ с исходящим номером ...

дата в адрес начальника управления по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского городского округа Пермского края поступила жалоба Домрачева Д.В. от дата на отказ от дата... в предварительном согласовании предоставления без торгов земельного участка с кадастровым номером ...

дата начальником отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Бабаевой Н.Г. заявителю направлен ответ ... о рассмотрении жалобы, согласно содержанию которого законность ранее направленного отказа аргументирована положениями статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует общие положения о свободе граждан и юридических лиц по осуществлению ими прав на принадлежащие им земельные участки.

Начальник отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Бабаева Н.Г., являясь должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, допустила нарушение порядка рассмотрения жалобы Домрачева Д.В. по вопросу несогласия с действиями должностных лиц управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края при рассмотрении жалобы на отказ в предоставлении муниципальной слуги по предварительному согласованию предоставления без торгов земельного участка с кадастровым номером ..., так как оснований для отказа в удовлетворении жалобы ответ начальника отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края не содержит, как и не содержит и информации о порядке его обжалования, то есть не отвечает требованиям, установленным частью 8.2 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дата заместителем Чусовского городского прокурора Пермского края в отношении начальника отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края Бабаевой Н.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно требованиям статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья, исходил из того, что начальник отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края Бабаева Н.Г. не может являться субъектом административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в силу части 1 статьи 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не наделена полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги, порядка и сроков рассмотрения жалобы, в рассматриваемом случае на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, - начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края Петровичевой Е.В.

Доводы протеста о том, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана оценка имеющемуся в материалах дела распоряжению начальника управления имущественных и земельных отношений от дата... которое имеет существенное значение при определении субъективного состава по данному делу, следует признать обоснованными, исходя из следующего.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.63 КоАП РФ, заключается в нарушении порядка рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконном отказе или уклонении должностного лица от принятия ее к рассмотрению.

Субъектом состава данного административного правонарушения являются должностные лица федерального органа исполнительной власти или его территориального органа, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работники многофункциональных центров, работники иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление государственных услуг. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что в нарушение требований ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы мировым судьей не были, представленным доказательствам не была дана надлежащая оценка, в связи с чем вывод об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать правильным и обоснованным.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанные обстоятельства являются существенными, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Данные обстоятельства являются основанием для отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение мировому судье в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30. 7 КоАП РФ.

При новом рассмотрении дела мировому судье необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.63 КоАП РФ.

В связи с отменой постановления по указанным основаниям не вхожу в обсуждение иных доводов жалобы, так как они могут быть рассмотрены при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чусовского судебного района Пермского края от дата отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела земельных отношений управления имущественных и земельных отношений администрации Чусовского городского округа Пермского края Бабаевой Натальи Геннадьевны направить мировому судье судебного участка № 4 Чусовского судебного района Пермского края на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Т.В.Берген