ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-349/17 от 11.05.2017 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Санеева С.О.,

при секретаре: Лавренченко М.А.,

с участием: лица привлеченного к административной ответственности ФИО1,

представителя заинтересованного лица Министерства финансов <адрес> по доверенности от датаФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу лица, привлеченного к административной ответственности – члена контрактной службы государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» ФИО1, на постановление начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2 по делу об административном правонарушении от дата по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ,-

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2 от дата по делу об административном правонарушении член контрактной службы государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вышеназванным постановлением начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2, лицо привлеченное к административной ответственности ФИО1, подала в Промышленный районный суд <адрес> жалобу, указав, что считает вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении в отношении нее по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, подлежащим отмене на основании следующего. В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от датаФИО1, привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ за нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения для государственных и муниципальных нужд». Согласно протоколу об административном правонарушении по делу от дата, ФИО1 - сотрудником контрактной службы ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ» не обеспечено своевременное предоставление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а так же, осуществляющий ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками (Федеральное казначейство), информации об исполнении контракта от дата, подлежащей включению в реестр контрактов. Сведения об исполнении контракта от дата направлены в Федеральное казначейство дата и размещены в разделе информационной системы ведения реестра контрактов «Реестр контрактов, заключенных заказчиками», расположенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru - (далее - официальный сайт) реестровая запись на 4-й рабочий день, в связи с большой загруженностью и большим объемом работы. В должности экономиста отдела закупок ФИО1 работает с дата. С дата вышла с отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Ежедневно просматривала оплату по исполненным контрактам, но по данному контракту факт произведения оплаты был ею упущен и выявлен позже из-за большого объема работы. Отчет об исполнении контракта был сформирован и опубликован сразу же после обнаружения ошибки. Обстоятельства дела свидетельствуют, что указанные правонарушения никаких вредных последствий для граждан, общества и государства не наступило. Никаких жалоб от физических или юридических лиц на действия заказчика не поступило, что свидетельствует об отсутствии каких-либо последствий совершенного правонарушения. Отягчающих обстоятельств при рассмотрении дела не установлено. Просила признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность тот факт, что в совершении правонарушения она раскаивается, отсутствуют вредные последствия. Размер штрафа составляет 20 000 рублей 00 копеек, а ежемесячный оклад - 8 330 (восемь тысяч триста тридцать) рублей 00 копеек. При этом совокупный объем штрафов составил 40 000,00 руб. (сорок тысяч) рублей 00 копеек. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно разъяснениям, данным в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата (в ред. от дата) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом КоАП РФ не ограничивает применение ст. 2.9 Кодекса и не устанавливает конкретные нормы, к которым указанная статья не может быть применена, независимо от того, формальным или материальным является состав правонарушения. Имеет на иждивении одного малолетнего ребенка. Просила суд Постановление по делу об административном правонарушении от дата отменить, а производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

Лицо, привлеченное к административной ответственности член контрактной службы государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» ФИО1, в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме, просила суд ее удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении в отношении нее по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, отменить, а производство по делам прекратить в связи с малозначительностью.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов <адрес> по доверенности от датаФИО2, в судебном заседании просила суд вынести решение по жалобе лица привлеченного к административной ответственности ФИО1, на свое усмотрение.

Выслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, представителя заинтересованного лица, обсудив доводы жалобы, обозрев материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение, обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

-наличие события административного правонарушения;

-лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

-виновность лица в совершении административного правонарушения;

-обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

-характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

-обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

-иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положения ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Из анализа вышеназванных норм закона следует, что в предмет доказывания по делу об административном правонарушении согласно статье 26.1 КоАП РФ входит, в том числе установление лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; его виновность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Следует отметить, что процесс оценки доказательств предполагает исследование их относимости, допустимости, достоверности, достаточности, взаимную связь. Принимаются к рассмотрению лишь те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, относящиеся к делу.

Результаты оценки всей совокупности доказательств субъектом административной юрисдикции должны найти адекватное отражение в постановлении по делу об административном правонарушении.

Судом установлено, что дата начальником отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о признании, ФИО1, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Из материалов дела следует, что должностным лицом министерства финансов <адрес> - главным государственным инспектором отдела контроля за закупками для государственных нужд ФИО3 по фактам нарушений законодательства Российской Федера­ции о контрактной системе в сфере закупок, выявленных в результате рассмотрения материалов контрольного мероприятия в отношении ГБУЗ СК «Кочубеевская РБ», по­ступивших из Контрольно-счетной палаты <адрес> (письмо от дата), возбуждено дело об административном правонарушении проведено административное расследование и составлен протокол об административном правонарушении от дата.

Согласно протоколу об административном правонарушении от дата по делу должностным лицом заказчика - членом контрактной службы ФИО1 не соблюдены нормы Закона № 44-ФЗ, в частности несвоевременно представлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий право­применительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюд­жетной системы Российской Федерации, а также, осуществляющий ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками (Федеральное казначейство), информация об исполнении контракта от дата (далее - контракт), подлежащая включе­нию в реестр контрактов, при этом представление указанной информации является обязательным в соответствии с требованиями части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 103 Закона № 44-ФЗ орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию ис­полнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр кон­трактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с за­конодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспече­нию исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюд­жетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными рас­порядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты исполнения контракта заказчик направляет информацию об исполнении контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правопри­менительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании части 6 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от дата «О порядке ведения реестра кон­трактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, со­ставляющие государственную тайну» утверждены Правила ведения реестра контрак­тов, заключенных заказчиками, и Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (далее - Правила ведения реестра контрактов).

Из пункта 11 Правил ведения реестра контрактов следует, что информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Сведения об исполнении контракта содержатся в разделе «Реестр контрактов, заключенных заказчиками», расположенной на официальном сайте единой информа­ционной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт, единая информационная система):

- реестровая запись содержит информацию об испол­нении контракта от дата. Контракт исполнен дата, что подтвержда­ется платежным поручением от дата, списание денежных средств по ко­торому произведено дата. При этом информация направлена дата на 4-й рабочий день.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ информация об исполнения контракта несвоевременно представлена в федеральный орган испол­нительной власти, что является нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правона­рушениях.

Статьей 107 Закона № 44-ФЗ установлено, что лица, виновные в нарушении за­конодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о кон­трактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подле­жит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанно­стей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномо­чиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установ­ленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не на­ходящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организаци­онно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государст­венных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципаль­ных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой­сках и воинских формированиях Российской Федерации, лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспе­чения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмот­ренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела следует, что Приказом от дата «О внесении изменений в контрактную службу» ФИО1 включена в состав контрактной службы заказчика. Должно­стным регламентом ФИО1 предусмотрено выполнение обязанностей по размещению информации и документов, размещение которых в единой информацион­ной системе предусмотрено законодательством о контрактной системе.

ФИО1 является членом контрастной службы и на ней лежит обязан­ность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о кон­трактной системе в сфере закупок. Таким образом, ФИО1 является надлежа­щим субъектом рассматриваемого правонарушения.

Совершение ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об администра­тивном правонарушении по делу от дата, объяснениями ФИО1­, информацией, размещенной на официальном сайте, контрактами, доку­ментами об исполнении контрактов, иными материалами дела об административном правонарушении.

Информация об отсутствии возможности для соблюдения требований Закона № 44-ФЗ, о принятии ФИО1 всех зависящих мер по его соблюдению в мате­риалах дела отсутствует.

Вина должностного лица ФИО1 состоит в том, что она не выполнила установленные требования законодательства и не предприняла зависящих от неё мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполне­ние установленных законодательством требований о контрактной системе в сфере за­купок, при рассмотрении дела не установлены.

Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что у должностного лица имелась возможность для соблюдения норм за­конодательства Российской Федерации о контрактной системе, но меры по их соблю­дению приняты не были.

На основании вышеизложенного суд, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и с позиции соблюдения требований закона при их получении, то есть ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, приходит к выводу о том, что вина ФИО1, в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, полностью и объективно подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Судом так же учитывается, что ФИО1 обстоятельства и вина в совершении инкриминируемого правонарушения не оспариваются.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и полагает совершенное ФИО1 правонарушение малозначительными.

В Постановлении Конституционного суда РФ от дата-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.

Как разъяснил Конституционный суд РФ, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание - такой метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия.

Из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае судом установлено, что совершенное правонарушение не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет суду квалифицировать данное правонарушение как малозначительное.

Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

Совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в связи с этим, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, необходимо освободить виновное лицо от административной ответственности.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от дата (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от дата, от дата, от дата, от дата), если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

На основании вышеизложенного суд считает, что вышеназванное нарушение, допущенное ФИО1, формально подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и является малозначительным, в связи с чем считает необходимым освободить ФИО1 от административной ответственности.

Согласно ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2 по делу об административном правонарушении от дата в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежат прекращению в соответствии с п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ за малозначительностью совершенного правонарушения, с объявлением устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу лица, привлеченного к административной ответственности - члена контрактной службы государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» ФИО1 – удовлетворить.

Постановление начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов <адрес>ФИО2 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от дата, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по данному делу прекратить.

Освободить ФИО1 от административной ответственности по ст. 7.31 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток.

Судья Санеев С.О.