Дело № 12-349/2019
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 10 октября 2019 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Марчук Н.Н.,
с участием защитника ФИО1 – Аношина Р.И., действующего на основании доверенности от 21 августа 2019 года,
представителя Министерства экономики Пензенской области ФИО4, действующего на основании доверенности от 09 октября 2019 года,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области ФИО2 от 13 августа 2019 года о прекращении на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области ФИО2 от 13 августа 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении начальника МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» ФИО1 прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
ФИО1, не согласившись с постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов указал, что в соответствии с контрактом от 30 марта 2018 года № 6 подрядчик обязан передать муниципальному заказчику проектную документацию, прошедшую согласование с соответствующими службами и получившую положительное заключение государственной экспертизы. Этапы выполнения работ или периодичность приемки работ контрактом не установлены. Работы приняты по двум актам выполненных работ, на основании которых произведены оплаты 26 июля 2018 года (платежное поручение № 326 на 100000 рублей) и 29 января 2019 года (платежное поручение № 21 на 2290000 рублей). В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2018 года N 502-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в реестр контрактов включаются информация об исполнении контракта, в том числе, об оплате контракта, начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта Частью 1 ст.94 Федерального закона определено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Частью 9 ст. 94 Федерального закона (в редакции от 31 декабря 2017 года № 504-ФЗ) Закона установлено, что результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию: об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта. В соответствии с ч.3 ст. 110.2 Федерального закона результатом выполненной работы по контракту, предметом которого в соответствии с Гражданским кодексом РФ является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. То есть, Закон определяет момент исполнения контракта. Приемка результатов отдельных работ может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором. В связи с тем, что закон о контрактной системе не указывает на размещение информации о промежуточных актах выполненных работ и промежуточной оплате, в Реестре контрактов техническим функционалом такое размещение не предусмотрено и возможно только через исправление сведений. Указанное в постановлении об административном правонарушении платежное поручение, как размещенное с нарушением установленного срока, не свидетельствует о завершении этапа контракта или самого контракта.
В судебном заседании защитник ФИО1- Аношин Р.И. жалобу поддержал. Просил жалобу удовлетворить по изложенным доводам, постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события правонарушения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности – ФИО1, извещенный о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель Министерства экономики Пензенской области ФИО4 не согласился с жалобой, просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Указал, что в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июня 2017 года № 09-04-04\35157, согласно которого положения части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ не регламентируют порядок определения этапа или факта исполнения контракта, а устанавливают перечень и объем информации и документов о контракте и закупке, вносимой в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
При рассмотрении дела об административном правонарушении начальником отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области ФИО2 установлено, что между МКУ «Управление капитального строительства г.Пензы» и Данные изъяты заключен муниципальный контракт 30 марта 2018 года №6 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: Дорога для участков, выделенных под строительство индивидуальных жилых домов для семей, имеющих 3-х и более детей, расположенных севернее микрорайона №1 «Заря-2» в г. Пензе.
Как следует из постановления должностного лица, промежуточное исполнение контракта произведено 26 июля 2018 года (основание - платежное поручение от 26 июля 2018 года №326). В нарушение требований ч.3 ст.103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» о предоставлении в течение пяти рабочих дней информации об исполнении муниципального контракта, данная информация была подписана и направлена должностным лицом муниципального заказчика – начальником МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» ФИО1 в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, 9 августа 2018 года – на 10-й рабочий день с даты промежуточного исполнения контракта.
В качестве доказательств вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в постановлении указаны: протокол об административном правонарушении от 04 февраля 2019 года № 04-02/2019, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, муниципальный контракт от 30 марта 2018 года №6, информация о промежуточном исполнении (оплате) муниципального контракта 26 июля 2018 года, а также материалы внеплановой проверки МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы».
Вместе с тем, по мнению судьи, вывод о наличии в действиях ФИО1 вины в совершении административного правонарушения является преждевременным.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2017 года N198-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В реестр контрактов включается информация об исполнении контракта, в том числе, информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.
Согласно части 3 статьи 103 Федерального закона информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Положениями ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентировано, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, между МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» и Данные изъяты от 30 марта 2018 года № 6 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектной документации. Срок выполнения работ определен – 05 февраля 2019 года (п. 4.1).
Согласно п. 4.2 контракта муниципальный заказчик в течение 10 дней с момента получения результата выполненных работ осуществляет проверку на соответствие требованиям муниципального контракта, нормам действующего законодательства РФ, рассматривает и оформляет акт выполненных работ или в тот же срок направляет подрядчику мотивированный отказ от его подписания.
Оплата работ производится не позднее 30-ти дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ (п. 3.5.1).
Согласно позиции Министерства экономического развития РФ, выраженной в пунктах 24, 25 письма от 30 сентября 2014 года N Д28и-1889 "О порядке применения Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", этапы поставки товара, выполненных работ, оказания услуги определяются в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом. Отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте в том случае, если такие этапы предусмотрены контрактом.
Поскольку условия муниципального контракта не предусматривают этапность выполнения работ, исполненным контракт следует считать после подписания итогового акта о приемке выполненных работ - 25 декабря 2018 года. То есть, обязанность направления в федеральный орган исполнительной власти информации об исполнении муниципального контракта могла возникнуть не ранее указанной даты.
Расчет за выполненные работы в порядке, предусмотренном (п. 3.5.1) контракта на основании актов выполненных работ, платежные поручения, иные финансовые документы не могут являться как таковыми этапами исполнения контракта.
График оплаты: в 2018 году и в 2019 году относится к порядку оплаты (ч.13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ) и не свидетельствует о необходимости его размещения в единой информационной системе в сфере закупок.
В связи с этим выводы должностного лица о размещении платежного поручения от 26 июля 2018 года №326 об оплате выполненных работ по муниципальному контракту с нарушением установленного Федеральным законом срока являются необоснованными.
Письмо Минфина РФ от 06 июня 2017 года № 09-04-04\35157, на которое ссылается представитель Министерства экономики Пензенской области в судебном заседании не свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) ФИО1 состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области ФИО2 от 13 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области ФИО2 от 13 августа 2019 года о прекращении на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.Н. Марчук