Судья Митькова Л.В. дело 7№--
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 7 октября 2016 г.
судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., при секретаре А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования «Поселок Володарский» на постановление Кировского районного суда г.Астрахани от 10 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «Поселок Володарский»
установил:
5 июля 2016 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области Бадамшиной А.Р. составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования «Поселок Володарский» по <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Кировского района г.Астрахани от 10 августа 2016 года администрация муниципального образования «Поселок Володарский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного <---> Кодекса Российской Федерации об административных, назначено наказание в виде <--->
В жалобе администрация муниципального образования «Поселок Володарский» ставит вопрос об отмене постановления судьи, поскольку обязанность по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов возложена на администрацию муниципального образования «Володарский район».
Выслушав представителя администрации муниципального образования «Поселок Володарский» Макабаева К.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области Бадамшину А.Р., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления судьи районного суда.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в совершении действий, связанных с уничтожением плодородного слоя почвы (насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п.), уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.
Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.
В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения администрации муниципального образования «Поселок Володарский» к административной ответственности, предусмотренной <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил факт нахождения на территории муниципального образования «Володарский район» свалок твердых коммунальных отходов.
Управлением Росприроднадзора по Астраханской области в ходе рейдового мероприятия 17 мая 2016 года были обнаружены свалки твердых коммунальных отходов по адресным ориентирам:
- Астраханская область, Володарский район, п.Володарский, рядом с частным сектором, по адресу: Астраханская область, Володарский район, п.Володарский ул. Рабочая, с географическими координатами: № 46024.766’ Е 48°31.792’, кадастровый участок: 30:02:060105;
- Астраханская область, Володарский район, п.Володарский, рядом с частным сектором, по адресу: Астраханская область, Володарский район, п.Володарский ул. Рабочая, с географическими координатами: № 46024.774’ Е 48°31.804’ кадастровый участок: 30:02:060105;
- Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, возле частного сектора, рядом с ер. Глухим, по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Степана Разина, д. 23, с географическими координатами: № 46°23.899’ Е 48°32.378’, кадастровый участок: 30:02:060103.
Пробы твердых коммунальных отходов, отобранные по указанным ориентирам, отнесены к IV -V классам опасности.
Пробы почвы по кадастровому участку 30:02:060105, имеют превышение фонового значения: водородный показатель в 0,99 раз; АПАВ в 2,34 раз; медь в 1,19 раз; цинк в 4 раза; сухой остаток в 2,91 раз, азот нитратов в 3,36 раза.
Районный суд, рассматривая дело и признавая администрацию муниципального образования «Поселок Володарский» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к выводу, что на орган местного самоуправления поселения возложена обязанность по соблюдению сохранности плодородного слоя почвы, а также ответственность за порчу земли в результате образования на земельном участке свалки твердых бытовых отходов.
Выводы районного суда основаны на представленных административным органом доказательствах.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 8-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года № 837-О, от 15 июля 2010 года № 931-О, от 5 марта 2013 года № 436-О, содержатся правовые позиции, в соответствии с которыми конституционная характеристика земли предопределяет адресованное всем участникам общественных отношений конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. При этом свободное владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами их собственниками не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу частей 1, 2, 2.1 статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Уставом муниципального образования «Володарский район» определено, что к вопросам местного значения Володарского района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 12 части 1 статьи 12).
В обоснование доводов жалобы администрацией муниципального образования «Поселок Володарский» представлено решение Володарского районного суда Астраханской области от 22 июля 2016 года, которым признаны незаконными действия администрации муниципального образования «Володарский район» по допущению образования несанкционированного размещения отходов в поселке Володарский.
Кроме того, в судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Володарский район» указывал о том, что администрация муниципального образования «Володарский район» уведомлялась о наличии свалок, однако каких-либо мер к ликвидации отходов производства и потребления не предпринято.
Указанные обстоятельства не были предметом рассмотрения районным судом.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, исходя из совокупности исследованных доказательств, прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых администрация муниципального образования «Поселок Володарский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление районного суда подлежит отмене, производство по делу прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление Кировского районного суда г.Астрахани от 10 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «Поселок Володарский» отменить, производство по делу прекратить.