№
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«30» марта 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО4, рассмотрев жалобу генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 на постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 28 января 2016 года о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с жалобой, просил отменить постановление, сославшись на следующие доводы. Как указано в обжалуемом постановлении проверочными мероприятиями, проведенными Елизовской прокуратурой, установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб» составлял объем, обеспечивающий двое суток работы котельных. Обстоятельствами, подтверждающими правонарушение, является акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого неясно, по какому адресу осуществлялась проверка: по месту регистрации ООО «КорякЭнергоСнаб», указанному в обжалуемом постановлении как место совершения административного правонарушения, либо по месту фактического нахождения котельных, используемых ООО «КорякЭнергоСнаб», либо по месту нахождения Елизовской прокуратуры по адресу, указанному в уведомлении о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме этого в акте проверки указано, что старшим помощником прокурора Елизовской городской прокуратуры юристом 2 класса ФИО5 установлено, что запас топлива на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб» составляет объем, обеспечивающий двое суток работы котельных. Ни из акта проверки, ни из материалов административного дела не ясно каким путем, какой метод расчета был применен для установления объема топлива на котельных. Таким образом, указанный акт проверки, составленный старшим помощником прокурора Елизовской городской ФИО5, не может быть использован как надлежащее доказательство отсутствия топлива на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб».
Елизовский городской прокурор извещен о месте и времени рассмотрения жалобы генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2, участия в судебном заседании не принимал, ходатайств не направлял.
Генеральный директор ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 участия в рассмотрении жалобы не принимал, извещался.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Статьей 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с п.п. 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы ООО «КорякЭнергоСнаб» осуществляет деятельность на территории Корякского сельского поселения по теплоснабжению населения сельского поселения на основании договора теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «КорякЭнергоСнаб» и ООО «Управляющая компания Город».
Елизовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства РФ в сфере жилищного - коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, в том числе, в части создания на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб», осуществляющих теплоснабжение на территории Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района необходимых запасов топлива.
Актом проверки соблюдения законодательства в сфере жилищного – коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, в том числе в части создания на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб», осуществляющих теплоснабжение на территории Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района необходимых запасов топлива от ДД.ММ.ГГГГ составленным старшим помощником прокурора ФИО6, установлено, что в нарушение действующего законодательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб» составляет объем, обеспечивающий двое суток работы котельных.
За выявленные нарушения заместителем Елизовского городского прокурора ФИО7ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно постановлению заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, генеральному директору ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 вменено нарушение требований п.11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, п.п.2,11,20 Порядка определения нормативов запасов топлива на тепловых котельных, выразившееся в допущении на котельных снижения нормативных запасов топлива, в том числе, неснижаемого нормативного запаса, запас топлива на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб» составляет объем, обеспечивающий двое суток работы котельных.
Заместитель руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о виновности генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные в постановлении обстоятельства и вина генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлены на основании собранных по делу доказательств: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки соблюдения законодательства в сфере жилищного – коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, в том числе в части создания на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб», осуществляющих теплоснабжение на территории Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района необходимых запасов топлива.
Вместе с тем, обжалуемое постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (действие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Эти требования закона не выполнены заместителем руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора при рассмотрении дела.
Как указано в обжалуемом постановлении, событие административного правонарушения заключено в следующем: на котельных снижены нормативные запасы топлива, в том числе, неснижаемый нормативный запас, запас топлива на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб» составляет объем, обеспечивающий двое суток работы котельных.
В целях реализации прав граждан на жилище, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170, зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 5176, далее - Правила) предусмотрено, что в летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами (подп. «а» п. ДД.ММ.ГГГГ Правил).
В соответствии с абз. 5 п. ДД.ММ.ГГГГ Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее – Порядок), согласно пунктам 1 и 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с п. 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Согласно п. 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. При этом согласно п. 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу - 30 суток.
Пункты 12,13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка. В результатах расчетов значения нормативов представляются в тоннах натурального твердого и жидкого топлива и округляются до десятых долей указанной единицы измерения.
Исходя из п.п.6,11,12 Порядка расчеты нормативов создания запасов топлива ОНЗТ = ННЗТ + НЭЗТ на отопительных котельных рекомендуется оформлять по форме, предусматривающей указание контрольной даты, на которую должен быть обеспечен ОНЗТ.
В нарушение указанных норм и правил, обжалуемое постановление не содержит доказательств тому, кем и каким образом произведен расчет норматив запасов топлива на котельных ООО «КамчатЭнергоСнаб», какой неснижаемый запас топлива должен находиться в котельных, какое количество топлива находилось в котельных на момент их осмотра, не указан отопительный период.
В качестве доказательства совершения генеральным директором ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 административного правонарушения в материалы дела представлен единственный документ – акт проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, в том числе, в части создания на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб», осуществляющих теплоснабжение на территории Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района необходимых запасов топлива.
Однако, указанный акт проверки не может являться бесспорным доказательством, подтверждающим совершение генеральным директором ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 вмененного административного правонарушения, поскольку из содержания акта невозможно определить какие котельные ООО «КамчатЭнергоСнаб» осмотрены старшим помощником Елизовского городского прокурора ФИО6, в какой период времени, с использованием каких измерительных приборов и средств, сделан вывод о том, что запас топлива на котельных составляет объем, обеспечивающий двое суток работы котельных.
Кроме того, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выступают правила пользования топливом, электрической и тепловой энергией.
Данная статья объединяет ряд самостоятельных составов административных правонарушений. Она имеет бланкетный характер и отсылает правоприменителей к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Минэнерго России и другими федеральными органами исполнительной власти. Взаимоотношения энергоснабжающих и газоснабжающих организаций с гражданами как потребителями определяются правилами пользования электрической и тепловой энергией.
Диспозиция ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях охватывает несколько противоправных деяний, однако в постановлении должностным лицом действия генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 не конкретизированы (нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки).
Признавая генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заместитель руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора, в нарушение требований, установленных ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не принял мер к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не установил дату совершения административного правонарушения, поскольку, согласно тексту постановления установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб» составил объем, обеспечивающий двое суток работы котельных, далее по тексту указана дата совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ (дата проведения проверки старшим помощником Елизовского городского прокурора ФИО6).
При этом, ни в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой, ни в постановлении о возбуждении дела от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется сведений о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива на котельных на котельных ООО «КорякЭнергоСнаб» составил объем, обеспечивающий двое суток работы котельных.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 заместителем руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку все имеющиеся по делу доказательства не исследованы и не оценены в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемое постановление в отношении генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 1 год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 дела об административном правонарушении возникли ДД.ММ.ГГГГ, как о том указано в постановлении, на день рассмотрения жалобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая обстоятельства, свидетельствующие о существенном нарушении процессуальных требований, установленных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи чем, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ о признании генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Дальневосточное управление Ростехнадзора.
При новом рассмотрении дела следует принять во внимание указанные выше обстоятельства, вынести законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 – удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ о признании генерального директора ООО «КорякЭнергоСнаб» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Дальневосточное управление Ростехнадзора.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская