ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/17 от 02.08.2016 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Дело № 12-34/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Бодайбо 15 ноября 2017 г.

Судья Бодайбинского городского суда Иркутской области Овчинникова И.Ф., с участием представителя заявителя ПАО «Высочайший» Котельникова А.Н., действующего на основании доверенности от 02.08.2016г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Высочайший» на постановление №27 Главного государственного инспектора Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Орлова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении ПАО «Высочайший» от 07 августа 2017 года,

у с т а н о в и л :

Постановлением №27 от 07 августа 2017 года Главного государственного инспектора Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Орлова А.В. Публичное акционерное общество «Высочайший» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности, согласно указанному постановлению, послужило то, что ПАО «Высочайший» 14 июля 2017 года в 10-00 часов допустило эксплуатацию водозаборного сооружения №2 (технического забора) - 580 43153 11 с.ш., 11503113711 в.д. в нарушение условий, прописанных в Заключении Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по указанному объекту (ИС-2083 от 09 сентября 2015 года), а именно соблюдение обязательных требований, направленных на принятие мер по сохранению водных биологических ресурсов, в том числе оценка эффективности установленного рыбозащитного устройства до начала работ. На момент проверки оценка эффективности установленного рыбозащитного устройства на водозаборном сооружении №2 отсутствует. Таким образом, в связи с отсутствием на момент проведения Отчета по оценке эффективности РЗУ на водозаборном сооружении №2 не установлена степень негативного воздействия водозабора на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Тем самым нарушены пп. «д» п. 2 «Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 апреля 20143 года №380; п.1, п.2, п.3 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Не согласившись с данным постановлением, ПАО «Высочайший» в лице представителя по доверенности Котельникова Н.А. подал в Бодайбинский городской суд жалобу, в которой просит признать постановление незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

По мнению представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы должностного лица о том, что предприятие допустило эксплуатацию водозаборного сооружения №2 на ручье Хомолхо без соблюдения обязательных требований, направленных на принятие мер по сохранности водных биологических ресурсов, в том числе оценка эффективности установленного рыбозащитного сооружения до начала работ, не соответствуют действительности.

Так, данный водозабор построен более 10 лет назад по нормам, действовавшим на тот период. Должностным лицом не учтено, что в 2015 году ПАО «Высочайший» разработал Рыбохозяйственный раздел (ОВОС) проекта «Строительство золотоизвлекательной фабрики с производительностью по переработке руды 2 600 тыс. тонн в год» (Бодайбинский район Иркутской области), который был утвержден начальником ФГБУ «Байкальское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», отнесенного к Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ Федерального агентства по рыболовству ФКГБУ «Байкальское бассейновое управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов». Данный проект был составлен, помимо прочего на существующие водозаборы на ручье Хомолхо, что подтверждается в том числе и Договором водопользования от 08 июня 2011 года №38-18.03.04.002-Р-ДЗНО-С-2011-00579/00, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области. На странице 50 Проекта указано, что водозаборы оборудованы рыбозащитными сооружениями. Указанную документацию Министерство рассмотрено и утвердило предоставленный проект. Несоответствие водозаборов проектной документации должностным лицом не установлено. Расчеты потерь были осуществлены исходя из используемого водозабора, а сам проект утвержден ФГБУ «Байкалрыбовод». Таким образом, по мнению заявителя жалобы, состав правонарушения отсутствует.

Далее заявитель указал, что постановление не позволяет установить наличие правонарушения, а именно каким образом водозабор, его конструкция нарушает действующее законодательство и каким образом он не соответствует проектной документации. Проектная документация на водозаборы не рассматривалась экспертом и несоответствие сооружений проектной документации не было установлено. При этом при утверждении проекта было установлено ее соответствие требуемым нормам и правилам.

Далее заявитель указал, что поскольку все расчеты за ущерб водным ресурсам произведены с учетом существующего сооружения водозабора, что подтверждается проектом, это указывает на малозначительность совершенного правонарушения (по сути, заявитель действует согласно проектной документации, что исключает его вину).

В судебном заседании представитель ПАО «Высочайший» Котельников А.Н., действующий на основании доверенности от 02.08.2016г., поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.

Главный государственный инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Орлов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Ранее в судебном заседании указал, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом под законностью понимается соблюдение всех норм КоАП РФ, регламентирующих порядок принятия решения, а под обоснованностью – наличие в представленных материалах сведений, которые подтверждают необходимость принятого решения.

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Пунктами 12, 13, 14 Положения "Об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045, установлено, что забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.

Режимы работы рыбопропускных и рыбозащитных сооружений определяются правилами и инструкциями, устанавливаемыми по каждому сооружению органами рыбоохраны по согласованию с предприятиями и организациями, эксплуатирующими данные сооружения.

Органам рыбоохраны предоставляется право контроля и наблюдения за работой рыбопропускных и рыбозащитных сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.

В соответствии с пунктом 18 названных Требований при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 года N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.

В соответствии с подпунктами «б», «д», «ж» «з» указанного Положения, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются помимо прочего: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений; определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Установленное законодательством требование об обязательном получении согласования на забор воды из рыбохозяйственных водоемов направлено на предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, охрану окружающей среды и среды обитания объектов животного мира.

Статьей 8.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной объектов животного мира. Любая хозяйственная деятельность должна проводиться с учетом обязательного сохранения среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечения неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, следует понимать любую деятельность, в том числе и хозяйственную, нарушающую правила охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Как следует из имеющегося в материалах дела Акта проверки №1 от 14 июля 2017 года, составленного Бодайбинским межрайонным отделом контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, в результате проведения плановой, документарной, выездной проверки на основании приказа (распоряжения) №25 от 14 июня 2017 года Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству установлено, что ПАО «Высочайший» водопользование при осуществлении деятельности реализуется по договору №38-18.03.04.002-Р-ДЗИО-С-2011-00579/00 от 08 июня 2011 года, дополнительным соглашением №38-18.03.04.002-Р-ДЗИО-С-2011-00579/02 от 28 декабря 2015 года с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта р. Хомолхо. Река Хомолхо служит место нерестовых и нагульных миграций ценного вида рыб – тайменя и промысловых видов: ленка, хариуса, налима, ельца. В соответствии с п. 3 ст.17 Федерального закона РФ от 20 декабря 2014 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», на основании ГОСТа 17.1.2.04-77 «Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов» и Приказа Росрыболовства от 17 сентября 2009 года № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» р. Хомолхо внесена в государственный водный рыбохозяйственный реестр и отнесена к рыбохозяйственным водоемам высшей категории.

По приведенному Договору водопользования изъятие водных ресурсов производится: из водозабора № 2 (насосная станция) - технический водозабор 580 43153 11 с.ш., 11503113711 в.д. осуществляется восполнение потерь воды из хвостохранилища и технических нужд при реализации проекта «Строительство золотоизвлекательной фабрики с производительностью по переработке руды 2 600 тыс. тонн в год».

Технический водозабор №2 руслового типа и включает в семя следующие сооружения: затопленный водоприемник раструбный, оборудованный рыбозащитными фильтрующими кассетами, с щебеночным заполнителем d=25-30 мм.; самотечные водоводы из стальных труб сечением 325х8,0мм. По ГОСТ 10704-91 (марка стали 09Г2С); водоприемный колодец из сборных железобетонных элементов; насосная станция технического водоснабжения. Расчет ущерба в рыбохозяйственном разделе (ОВОС) проекта «Строительство золотоизвлекательной фабрики с производительностью по переработке руды 2 600 тыс. тонн в год» по указанному водозабору произведен. Согласование деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по водозабору №2 имеется в наличии ИС-2083 от 09 сентября 2015 года.

В заключении Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по указанному объекты (ИС-2083 от 09 сентября 2015 года) прописаны обязательные требования, направленные на принятие мер по сохранению водных биологических ресурсов, в том числе оценка эффективности установленного рыбозащитного устройства до начала работ. На момент проверки оценка эффективности установленного рыбозащитного устройства на водозаборном сооружении №2 отсутствует. В соответствии с требованиями СНиП 2.06.07-87 и его актуализированной версией СП 101.13330.2012 СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения», эффективность РЗУ на водозаборном сооружении должна составлять не менее 70%.

Эффективность РЗУ определяется в соответствии с «Инструкцией о порядке осуществления контроля за эффективностью рыбозащитных устройств и проведения наблюдений за гибелью рыбы на водозаборных сооружениях», утвержденной приказом Председателя Комитета РФ по рыболовству №53 от 27 апреля 1995 года, согласованной Заместителем Министра окружающей природной среды от 17 января 1995 года и согласованной Минфином РФ (письмо №09-04-02/4), регистрационный номер №846 от 27 апреля 1995 года в Минюсте РФ). Инструкция устанавливает порядок проведения ихтиологических исследований по определению эффективности рыбозащитных устройств, а также включает в себя методы учета рыб, попадающих в различные водозаборные сооружения и примеры подсчета ущерба, наносимого рыбным запасам эксплуатацией водозаборных сооружений. Право контроля за работой рыбозащитного сооружения представляется специализированным организациям рыбохозяйственного профиля.

Таким образом, в связи в отсутствием на момент проведения Отчета по оценке эффективности РЗУ на водозаборном сооружении №2 не установлена степень негативного воздействия водозабора на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Таким образом, ПАО «Высочайший» нарушены пп. «д» п. 2 «Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 апреля 20143 года №380; п.1, п.2, п.3 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Акт проверки оформлен в двух экземплярах, его копия вручена законному представителю ПАО «Высочайший» Бабушкину А.А.

Право водопользования ПАО «Высочайший» водным объектом – р. Хомолхо подтверждается Договором №38-18.03.04.002-Р-ДЗИО-С-2011-00579/00 от 08 июня 2011 года.

По данным экспертного заключения №26-Ир от 14 июля 2017 года, составленного Стерляговой Л.Г. ведущим ихтиологом, и.о. начальника Иркутского областного отдела по рыболовству и сохранению ВБР во исполнение приказа (распоряжения) от 14 июня 2017 года №25 Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, которая принимала участие в проведении плановой, документарной, выездной проверки ПАО «Высочайший» следует, что эксплуатацией водозаборного сооружения №1 на р. Хомолхо и водозаборного сооружения на ручье Медвежий без специального рыбозащитного устройства, причиняется ущерб животному миру РФ, нарушены законные интересы Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению животным миром. Размер ущерба, причиненного водным биоресурсам в результатам нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также в результате стихийных бедствий, аномальных природных явлений, аварийных ситуаций природного и техногенного характера, определяется согласно главе II «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» (приказ Федерального агентства по рыболовству от 25 ноября 2011 года №1166). Для определения величины фактического ущерба водным биоресурсам, в результате забора воды, необходимо получить исходные данные в соответствии с п. 9 методики. Такие данные можно получить только после проведения мониторинговых исследований акватории в водопольный период. Таким образом, в настоящее время ущерб водным биоресурсам не определен. Ихтиологические работы необходимо провести в весенний или ранне-летний период, когда присутствует молодь и личинки рыб. В соответствии с пунктом 16.4 методики, размер ущерба, причиненного ухудшением среды обитания и условий воспроизводства водных биоресурсов(утрата мест размножения, зимовки, нагульных площадей, нарушения путей миграции, ухудшение гидротехнического и гидрологического режимов водного объекта рыбохозяйственного значения) определяется в случае, когда непосредственные потери водных биоресурсов не наблюдаются, а последствия нарушения законодательства сказываются по истечении времени посредством снижения рыбопродуктивности водного объекта рыбохозяйственного значения. Расчет вреда может быть произведен по другим составляющим вреда водным биоресурсам, предусмотренным методикой: кормовой базе рыб или потери части стока –среды обитания гидробионтов, в результате забора воды.

Поскольку государственным инспектором Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Деркачевым К.В. было установлено нарушение пп. «д» п. 2 «Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 апреля 20143 года №380; п. 1, п.2, п.3 ст.50 Федерального закона Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», выразившееся в эксплуатации водозаборного сооружения №2 (технического забора) - 580 43153 11 с.ш., 11503113711 в.д. в нарушение условий, прописанных в Заключении Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по указанному объекту (ИС-2083 от 09 сентября 2015 года), в отсутствие оценки эффективности установленного рыбозащитного устройства на водозаборном сооружении №2, в отношении ПАО «Высочайший» 01 августа 2017 года был составлен протокол №045287 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения данного протокола об административном правонарушении 07 августа 2017 года главным государственным инспектором Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Орловым А.В. вынесено постановление №27 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Высочайший» с привлечением к административной ответственности по 8.33 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении №045287 от 01 августа 2017 года был составлен в присутствии законного представителя ПАО «Высочайший» - Бабушкина А.А., которому были разъяснены предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ.

Процессуальная правильность составления протокола заявитель не оспаривается.

Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Высочайший» о привлечении к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, также вынесено в присутствии законного представителя ПАО «Высочайший» - Бабушкина А.А..

Доводы представителя ПАО «Высочайший» о том, что эксплуатация водозаборного сооружения №2 соответствует проектной документации «Строительство золотоизвлекательной фабрики с производительностью по переработке руды 2 600 тыс. тонн/год», в связи с чем не имеется состава правонарушения, судом отклоняются как необоснованные.

Из Заключения Ангаро-Байкальского территориального управления о согласовании осуществления деятельности ПАО «Высочайший» по объекту «Строительство золотоизвлекательной фабрики с производительностью по переработке руды 2 600 тыс. тонн/год» следует, что рассмотрении проектной документации по указанному объекту установлено, что источником хозяйственно-питьевого водоснабжения ЗИФ является привозная вода питьевого качества. Вода забирается из существующего водозабора питьевой воды, расположенного на р. Хомолхо, выше руслоотвода руч. Горелый. Существующий водозабор питьевой воды представляет собой береговой колодец оборудованный погружным насосом. В павильоне водозабора установлена бактерицидная лампа и водомерный узел с электромагнитным расходометром типа «Взлет ЭРСВ». Забор воды на нужды водопотребления ЗИФ осуществляется наливом в автоцистерны 1 раз в сутки. Источником оборотных систем водоснабжения ЗИФ является хвостохранилище, которое работает в режиме замкнутого водооборота с ЗИФ. Вода в хвостохранилище поступает с пульпой, осадками и поверхностными водами с водами с откосов хвостохранилища, очищенными поверхностными водами с территории производственной площадки ЗИФ и площадки технического водозабора. Осветленная вода возвращается в технологический процесс ЗИФ. Источником восполнения потерь воды из хвостохранилища (потери воды на заполнение пор и пазух хвостов, испарение, фильтрацию, насыщение ложа) является р. Хомолхо. Также свежая речная вода р. Хомолхо используется для технических нужд ЗИФ на мойку полов и гидровзмучивание шламовых приямков главного корпуса и приемных бункеров и заполнение системы противопожарного водоснабжения площадок ЗИФ и технического водозабора.

Для забора свежей речной воды из водохранилища на р. Хомолхо запроектирован технический водозабор руслового типа, включающий следующие сооружения: затопленный водоприемник раструбный, оборудованный рыбозащитными фильтрующими кассетами, с щебенночным заполнителем – самотечные водоводы из стальных труб; водоприемный колодец (береговой); насосную станцию технического водоснабжения.

Далее в заключении Ангаро-Байкальское территориальное управление считает необходимым для проведения планируемых работ выполнением следующих требований: в том числе проведение запланированных мероприятий в строгом соответствии с принятыми проектными решениями, с соблюдением природоохранных норм и правил, и Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 года №380; проведение работ по оценке эффективности установленного рыбозащитного устройства до начала работ; согласование конкретных сроков работ с Территориальным отделом контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области.

Управление согласовало осуществление деятельности предприятия по данному объекту при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и условий согласования.

Более того, Стерлягова Л.Г. ведущий ихтиолог, и.о. начальника Иркутского областного отдела по рыболовству и сохранению ВБР в своих письменных пояснениях показала, что в основу выявленного нарушения легло заключение эксперта, составленное при всестороннем и объективном рассмотрении всех представленных эксперту в ходе проверки материалов. Анализ представленных предприятием документов свидетельствует о том, что ПАО «Высочайший» допускает осуществление деятельности с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, а именно отсутствие согласования при осуществлении деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Любая деятельность может осуществляться, если такой деятельностью не нарушаются условия для воспроизводства водных биоресурсов и она не оказывает негативного воздействия.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В силу ч. 2 названной нормы закона вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 года № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

На основании п. 3 указанных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и представленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил.

В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 №372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

В силу п. 9 Правил решение о согласовании деятельности оформляется в виде заключения.

В соответствии с Положением об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, в соответствии с которым Управление является территориальным органом Росрыболовства и создано для осуществления функций по оказания государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания. Пунктом 4 Положения определено, что управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

Таким образом, органом, осуществляющим функции по согласованию хозяйственной деятельности в сфере рыболовства, является Ангаро-Байкальское территориальное Управление Росрыболовства.

В ходе судебного разбирательства представителем ПАО «Высочайший» не подтвердил тот факт, что эксплуатация водозаборного сооружения №2 (технического забора) - 580 43153 11 с.ш., 11503113711 в.д. на р. Хомолхо была начата после проведение работ по оценке эффективности установленного рыбозащитного устройства в соответствии с указанием в Заключении Ангаро-Байкальского территориального управления от 09 сентября 2015 года №ИС-2083. Отчета по оценке эффективности рыбозащитного сооружения на водозаборе №2 на р. Хомолхо заявитель суду не представил, материалы дела его также не содержат.

Указание в протоколе №045286 от 01 августа 2017 года об административном правонарушении и постановлении №26 по делу об административном правонарушении от 07 августа 2017 года, о том, что ПАО «Высочайший» 14 июля 2016 года допустило эксплуатацию водозаборного сооружения №2 (технического забора) - 580 43153 11 с.ш., 11503113711 в.д. на р. Хомолхо без оценки эффективности установленного рыбозащитного устройства, суд расценивает как техническую ошибку, которую возможно устранить в настоящем судебном заседании, поскольку Приказ (распоряжение) о проведении плановой, документарной, выездной проверки ПАО «Высочайший» вынесено 14 июня 2017 года, согласно Акту проверки №1 от 14 июля 2017 года, проверки осуществлялась в период с 20 июня по 14 июля 2017 года. Протокол №045287 об административном правонарушении составлен 01 августа 2017 года, и постановление №27 по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Высочайший» вынесено 07 августа 2017 года.

Оснований полагать, что совершенное ПАО «Высочайший» правонарушение является малозначительным у суда не имеется.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

С учетом характера совершенного правонарушения, в сфере взаимодействия общества и природы, связанную с воздействием на природную среду являющеюся важнейшей составляющей окружающей среды, ролью ПАО «Высочайший» эксплуатирующей опасный производственный объект и не выполнившей обязанности в области охраны окружающей среды, свидетельствующей о порче биологических ресурсов, что является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем квалифицировать правонарушение, совершенное ПАО «Высочайший», как малозначительное, невозможно.

Вывод о виновности ПАО «Высочайший» сделан на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которым административным органом дана надлежащая правовая оценка по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.

Должностным лицом административного органа сделан правильный вывод о том, что в действиях ПАО «Высочайший» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный 8.33 КоАП РФ.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей назначено в соответствии с санкцией, установленной ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело должностным лицом административного органа не допущено.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что основания для отмены или изменения принятого должностным лицом административного органа постановления отсутствуют, поскольку оно является законным и обоснованным, поэтому жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление №27 Главного государственного инспектора Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Орлова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении ПАО «Высочайший» от 07 августа 2017 года - оставить без изменения, а жалобу заявителя ПАО «Высочайший - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5.1 КоАП РФ или опротестовано прокурором в Иркутский областной суд в порядке, предусмотренном ч.2 ст.30.13 КоАП РФ.

Судья: И.Ф. Овчинникова