ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/18 от 09.10.2018 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

Дело №12-34/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

09 октября 2018 года

село Улёты Улётовского района Забайкальского края

Судья Улётовского районного суда Забайкальского края Крюкова О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2, на постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере данные изъяты рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере данные изъяты рублей.

Не согласившись с постановлением заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении, защитник юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2, подал жалобу в Улётовский районный суд Забайкальского края, в которой просил постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Поданную жалобу он мотивировал следующими доводами: ДД.ММ.ГГГГ рейдовым мероприятием обнаружен факт нарушения правил использования леса с нарушением условий договора аренды . Дата составления протокола об административном правонарушении в обжалуемом постановлении не указана. ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме данные изъяты рублей. Из обжалуемого постановления, что вменяемое заявителю правонарушение, было совершено ДД.ММ.ГГГГ. Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ. Просил постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» на основании доверенности ФИО3, надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии, а также представила отзыв на жалобу, согласно которому просила в удовлетворении жалобы защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 отказать, ссылаясь на следующее. Заявленное ходатайство представителя учреждения о прекращении производства по административному делу за истечением срока давности привлечения, не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.4.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год. Административное правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ, учреждение привлечено к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока давности, установленного для данной категории дел. Также не имеется оснований для снижения назначенного административного штрафа, поскольку в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Однако минимальный размер административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц составляет сорок тысяч рублей. Административное наказание назначено учреждению в минимальном размере, установленном санкцией ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, административным органом соблюдены, права заявителя не нарушены, все доводы заявителя направлены на избежание от административной ответственности.

Принимая во внимание положения, установленные ст.25.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 и представителя ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» на основании доверенности ФИО3

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу, что постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, а жалоба защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 подлежит оставлению без удовлетворения. Приходя к указанному выводу, исхожу из нижеследующего.

В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положениям ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются, в том числе, лицами, использующими леса.

Установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Государственной лесной службой Забайкальского края и краевым государственным учреждением «Ингодинский лес», последнему был передан во временное пользование сроком на 25 лет для заготовки древесины лесной участок, площадью 18456 га, расположенный по адресу адрес муниципальный район «Улётовский район» Ингодинское лесничество, Верх-Ингодинское участковое лесничество, кварталы №, 12, 19-24, 34-41, 55-63, 79, 80. адресвое государственное учреждение «Ингодинский лес» были возложены обязанности по осуществлению санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий, лесовосстановлению и уходу за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и плане санитарно-оздоровительных мероприятий.

ДД.ММ.ГГГГ между Государственной лесной службой Забайкальского края и Краевым государственным специализированным автономным учреждением «Забайкальское лесохозяйственное объединение» в связи с реорганизацией краевого государственного учреждения «Ингодинский лес» в форме присоединения к краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение» и переходом всех прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.4.12 договора арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.

Из приложения к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что арендатор обязан выполнить, в том числе: установка квартальных столбов – 5 шт., разрубка квартальных просек шириной до 0,5 м. – 12,4 км.

Заключив договор аренды, КГСАУ «Забайкаллесхоз» согласилось с его условиями, в том числе и по объемам и срокам выполнения вышеназванных работ.

Актом осмотра и соблюдения лесных участков за соблюдением лесопользователями договорных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на основании приказа ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» от ДД.ММ.ГГГГ участковый лесничий, государственный лесной инспектор в лесничестве и лесопарке Верх-Ингодинского участкового лесничества, Ингодинского лесничества ФИО4 провел осмотр и обследование арендованного лесного участка КГСАУ «Забайкаллесхоз» на предмет выполнения договорных обязательств предусмотренных договором аренды по выполнению противопожарных, лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий за 2017 год. В ходе осмотра установлено, что КГСАУ «Забайкаллесхоз» не в полном объеме выполнены лесохозяйственные мероприятия по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ – установка квартальных столбов – 5 шт., разрубка квартальных просек шириной до 0,5 м. – 12,4 км.

Указанные в ходе осмотра нарушения лесного законодательства послужили основанием для составления в отношении КГСАУ «Забайкаллесхоз» ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица к ответственности на основании постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 4 статьи 8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Факт совершения КГСАУ «Забайкаллесхоз» административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также другими материалами дела.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе использования лесов.

Предмет правонарушения - правила использования лесов. Указанные правила регламентированы лесным законодательством.

Объективная сторона выражается в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Таким образом, действия юридического лица КГСАУ «Забайкаллесхоз» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства послужили поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Постановлением заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному штрафу в размере 40 000 рублей.

Согласно ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей..

В силу положений ст.26.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 24.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.2 ст.2.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших исполнению КГСАУ «Забайкаллесхоз» требований лесного законодательства, не представлено.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, соответствует целям его назначения.

При указанных обстоятельствах, следует признать, что КГСАУ «Забайкаллесхоз» правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Доводы жалобы защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 о том, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, нахожу несостоятельными. Приходя к указанному выводу, исхожу из нижеследующего.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к административным правонарушениям, входящим в главу 8 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

В соответствии с ч.1 ст.4.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение, в том числе, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Административное правонарушение должностными лицами ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» выявлено в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица КГСАУ «Забайкаллесхоз» составлен ДД.ММ.ГГГГ, постановление о назначении административного наказания вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока давности, установленного ст.4.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении настоящей жалобы не установлено наличие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, не имеется сомнений в установлении вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в совершении административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя директора государственного казённого учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде штрафа в размере данные изъяты рублей, оставить без изменения.

Жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» ФИО2 оставить без удовлетворения.

В соответствии с положением ст.30.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.Н.Крюкова