ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/18 от 18.01.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Теренин А.В. д. № 12-34/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара «18» января 2018 года

Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием защитника АО «ЕКА» Реймер М.С., представителя УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Садчиковой М.С., рассмотрев жалобу генерального директора Акционерного общества «Евразийская Корпорация Автовокзалов» на постановление Октябрьского районного суда г. Самары от 29.11.2017 года по делу об административном правонарушении, которым

юридическое лицо - Акционерное общество «Евразийская Корпорация Автовокзалов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного с ч. 2 ст. 19.7.9 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении должностного лица - государственного транспортного инспектора Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Османкиной И.Г. серия ААА № 6/94-17 от 10.10.2017 года, юридическим лицом - Акционерное общество «Евразийская Корпорация Автовокзалов», находящееся по адресу: 443080, г. Самара, ул. Авроры, 207, 28.09.2017 года совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.7.9 КоАП РФ - непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или предоставление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенных повторно.

Материалы дела направлены на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Самары, которым 29 ноября 2017 года вынесено указанное выше постановление.

Генеральный директор Акционерного общества «Евразийская Корпорация Автовокзалов» в настоящей жалобе просить постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с п.п. «а» п. 11 ст. 1 Федерального Закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Из пп. 1 п. 3 и пп. 4 п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона следует, что автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым.

Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Пунктами 1 и 2 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона установлено, что в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации, которая состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств, формирующихся при осуществлении следующих видов перевозок автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов РФ.

Приказом Минтранса РФ от 19.07.2012 года № 243 утвержден «Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных».

Согласно пункта 2 Порядка, АЦБПДП входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).

В соответствии с п. 7 Порядка, перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов).

Пункт 12 Правил устанавливает, что перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры (поставщики информации) в соответствии с установленной сферой ведения при оформлении проездных документов (билетов) обеспечивают передачу сведений о пассажирских перевозках оператору ЕГИС ОТБ.

Согласно п. 15 Порядка, предоставление данных в АЦБПДП поставщиками информации осуществляется в электронной форме в автоматическом режиме по расписанию путем отбора требуемых данных из информационной системы субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика и их выгрузки в обменный файл (сообщение) согласованного формата в соответствии с положениями, указанными в главе III настоящего Порядка, или в интерактивном режиме путем ввода сведений о пассажирских перевозках на Интернет-портале АЦБПДП.

Из ч. 5 ст. 11 Федерального закона, п. 8 Порядка следует, что при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат передаче следующие данные: 1. фамилия, имя, отчество; 2. дата рождения; 3. вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретался проездной документ (билет); 4. пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); 5. дата поездки; 6. пол; 7. гражданство.

В соответствии с ч. 5.3 ст. 11 данного Федерального закона, п.п. 8.3 Порядка, для персонала транспортных средств (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным ч. 5 настоящей статьи, обязательной передаче в АЦБПДП подлежит информация о занимаемой должности в экипаже транспортного средства.

Согласно ч. 5.4 ст. 11 Федерального закона, информация о персонале (экипаже) транспортных средств, указанная в части 5.3 настоящей статьи, передается в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства.

Часть первая ст. 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности.

Частью 2 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно протоколу об административном правонарушении должностного лица - государственного транспортного инспектора Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Османкиной И.Г. № 6/94-17 от 10.10.2017 года, юридическое лицо - АО «ЕКА» не осуществило передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств информации, а именно в отношении пассажиров (передача данных только за 6 пассажиров из 41 списочного) – полнота по пассажирам – 63,33%; информации о количестве и полноте экипажа – 0%, предусмотренную ч. 5, 5.3, 5.4 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и п. 8, п.п. 8.3 «Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставлении содержащихся в них данных» утвержденных Приказом Минтранса РФ от 19.07.2012 г. № 243, при совершении регулярных перевозок пассажиров по межрегиональным маршрутам. Данное административное правонарушение АО «ЕКА» совершенно повторно ( постановлением № СМ97-16 от 14.11.2016 года АО «ЕКА» привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение).

Согласно материалам дела, перевозка пассажиров по маршруту следования «Самара-Уральск», согласно путевого листа от 24.08.2017года № 16926, осуществлялось АО «ЕКА» транспортным средством – автобусом марки MAN Lions REGIO R14C государственный номер , водительским составом – ФИО9 и ФИО10 Согласно Реестра единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, выезжающих за пределы страны, согласно ведомости Ф-36 №ЦА-00072551 за 24.08.2017 года 07 часов 30 минут списочная численность пассажиров 41 человек.

В силу положений пунктов 30, 31, 57 названного Порядка перевозчик (субъект транспортной инфраструктуры) должен обеспечивать передачу данных о пассажирах в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное (пункт 30). Информация о персонале (экипаже) транспортных средств передается в АЦБПДП по завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства (пункт 31). Передача персональных данных пассажиров осуществляется в соответствии с требованиями пункта 30 названного Порядка, но не позднее времени отправления транспортного средства (пункт 57).

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности послужило непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и экипажа транспортного средства.

Объективная сторона вмененного административного правонарушения образована действиями (бездействием), имевшими место в конкретный момент времени.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.9 КоАП РФ (против порядка управления), составляет три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

При этом длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Таким образом, обязанность, невыполнение которой вменено в вину юридическому лицу, должна была быть выполнена к определенному сроку, ввиду чего правонарушение, образуемое ее невыполнением, не может являться длящимся и срок давности в таком случае начинает течь не с момента обнаружения правонарушения, а с момента его совершения.

Моментом совершения административного правонарушения в данном случае является 24.08.2017г. (факт нарушения обязанности по обеспечению предоставления сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и экипаже транспортного средства), во всяком случае - не позднее времени отправления транспортного средства.

Следовательно, на момент рассмотрения дела Октябрьским районным судом г. Самары, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.9 КоАП РФ истек 24 ноября 2017г.

С учетом изложенного, выводы районного судьи о том, что рассматриваемое правонарушение является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с даты выявления правонарушения административным органом основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.

При таких обстоятельствах постановление Октябрьского районного суда г. Самары подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 29.11.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.7.9 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица Акционерного общества «Евразийская Корпорация Автовокзалов» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.7.9 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Евразийская Корпорация Автовокзалов» прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Жалобу генерального директора Акционерного общества «Евразийская Корпорация Автовокзалов» – удовлетворить.

Судья Самарского областного суда подпись

Копия верна.

Судья