ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/19 от 15.08.2019 Бородинского городского суда (Красноярский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

15 августа 2019 года город Бородино

Судья Бородинского городского суда Красноярского края Лисейкин С.В.,

с участием представителя администрации г. Бородино ФИО1,

представителя отдела регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края ФИО2,

при секретаре Степанович Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя администрации г. Бородино на постановление мирового судьи судебного участка № 17 в г. Бородино от 17.07.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель администрации г. Бородино ФИО1 обратилась в Бородинский городской суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 17 в г. Бородино от 17.07.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей, мотивируя тем, что на территории г. Бородино потенциально опасных объектов не имеется, горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых в городе не проводятся, в связи с чем, решение в части правомочности выявленных нарушений об отсутствии паспорта безопасности территории муниципального образования незаконно. Не дана правовая оценка выявленного нарушения по п. 8 протокола об административном правонарушении, согласно которому аварийно-спасательные службы, включенные администрацией г. Бородино в составе специально подготовленных сил городского звена ТП РСЧС, не зарегистрированы и не прошли аттестацию. Данное нарушение не соответствует текущему законодательству. Суд необоснованно пришел к выводу о виновности администрации г. Бородино в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Просит постановление мирового судьи отменить.

В судебном заседании представитель администрации г. Бородино по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что на территории г. Бородино отсутствуют потенциально опасные объекты, склад взрывчатых материалов расположен в Рыбинском районе, в связи с чем, решение в части правомочности выявленных нарушений об отсутствии паспорта безопасности территории муниципального образования незаконно. В постановлении мирового судьи не дана правовая оценка выявленного нарушения по п. 8 протокола об административном правонарушении, согласно которому аварийно-спасательные службы не зарегистрированы и не прошли аттестацию. Указанное нарушение не соответствуют действующему законодательству, так как создана единая система ЧС, а в субъектах создаются территориальные подсистемы и звенья в районах и городах. В городское звено территориальной подсистемы ЧС входят аварийно-спасательные формирования, которые являются специальными подразделениями, действующими на профессиональной основе, и соответственно не требуется их аттестация.

Представитель отдела регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края ФИО2 в судебном заседании пояснил, что обязанность по разработке паспорта безопасности муниципального образования установлена п. 4 Типового паспорта безопасности, фактически паспорт безопасности г. Бородино отсутствует. На территории г. Бородино не зарегистрированы и не прошли аттестацию аварийно-спасательные службы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит жалобу представителя администрации г. Бородино не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 17 г. Бородино от 17.07.2019 администрация г. Бородино признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения..

Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 11, ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно заблаговременно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. «д» ч. 2 ст. 11, ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Пунктом 25 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Министерства информационных технологий и связи РФ № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 376 от 25.07.2006, в целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления: разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации; обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания; организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время; планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации; разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.

Исходя из взаимосвязанных положений п. «а» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пп. 4, 7, 10 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 574 органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, которая предусматривает: а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"; г) для руководителей органов государственной власти - получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации…, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченных работников - получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты.

Согласно п. 4 Типового паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований, утвержденного Приказом МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации. Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Из материалов дела следует, что 19.04.2019 в 10 час. 00 мин. при приведении плановой выездной проверки в отношении администрации г. Бородино выявлены нарушения в реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края: в соответствии с положениями ст.ст. 11, 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» орган местного самоуправления самостоятельно не создал резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не поддерживает в состоянии постоянной готовности муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, не осуществляет эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения; органом местного самоуправления не организовано проведение подготовки неработающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; при органе местного самоуправления фактически не создан постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; органом местного самоуправления не организовано проведение тактико-специальных учений, комплексных учений; в нарушение Приказа МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» отсутствует паспорт безопасности территории муниципального образования; в нарушение ст.ст. 10, 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы (НАСФ), включенные администрацией г. Бородино в состав специально подготовленных сил городского звена ТП РСЧС, не зарегистрированы и не прошли аттестацию.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных мировым судьей доказательств: протоколом об административном правонарушении от 19.04.2019 (л.д. 2-9), приказом от 11.03.2019 о проведении плановой выездной проверки администрации г. Бородино (л.д. 12-18), актом проверки органа местного самоуправления от 19.04.2019 (л.д. 19-27), решением об избрании главы г. Бородино от 23.10.2015 (л.д. 28). Данные доказательства являются допустимыми и достоверными, объективно ничем не опровергнутыми.

Довод жалобы о том, что отсутствие паспорта безопасности муниципального образования не является нарушением, поскольку на территории г. Бородино не имеется потенциально-опасных объектов, основан на неверном толковании действующего законодательства.

Так, п. 4 Типового паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований, утвержденного Приказом МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Какой-либо зависимости от наличия на территории муниципального образования потенциально-опасных объектов на разработку паспорта безопасности муниципального образования нормами действующего законодательства не установлено.

На основании изложенного, доводы представителя администрации г. Бородино об отсутствии обязанности по разработке паспорта безопасности муниципального образования являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах, действия администрации г. Бородино правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Оснований сомневаться в выводах мирового судьи судебного участка № 17 в г. Бородино Красноярского края не имеется.

Однако судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам представителя администрации г. Бородино о том, что обязанность по регистрации и аттестации аварийно-спасательных служб, включенных администрацией г. Бородино в составе специально подготовленных сил городского звена ТП РСЧС, не соответствует действующему законодательству в силу того, что указанные аварийно-спасательные службы созданы на профессиональной основе.

Так, ст. 10 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

Пунктом 1 ст. 12унктом 1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусмотрено, что все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1091, обязательной аттестации подлежат аварийно-спасательные службы (формирования).

При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что непроведение аттестации аварийно-спасательных служб АО «СУЭК-Красноярск» филиал «Разрез Бородинский им. М.И. Щадова», включенных администрацией г. Бородино в состав специально подготовленных сил городского звена ТП РСЧС, не соответствует требованиям действующего законодательства. При этом наличие в городском звене ТП РСЧС профессиональной аварийно-спасательной службы не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования.

Таким образом, мировым судьей объективно исследованы и верно установлены все фактические обстоятельства дела. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности администрации г. Бородино в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в суд апелляционной инстанции не представлено.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Мероприятия, принятые администрацией г. Бородино для устранения выявленных нарушений, не свидетельствуют о соблюдении приведенных положений действующего законодательства.

Доказательств невозможности исполнения требований закона администрацией г. Бородино не представлено. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что допущены нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Действия администрации г. Бородино квалифицированы правильно, наказание юридическому лицу назначено в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.5 и 4.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, объема и характера выявленных нарушений.

Постановление о привлечении администрации г. Бородино к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Между тем, мировым судьей не было принято во внимание, что согласно ст. 3.9 КоАП РФ административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и в соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ не может назначаться юридическим лицам. Согласно ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи, к которым не относится наказание в виде административного ареста. В связи с чем, из резолютивной части постановления мирового судьи судебного участка № 17 в г. Бородино Красноярского края от 17.07.2019 следует лишь исключить указание на то, что в случае неуплаты штрафа в установленный срок предусмотрена ответственность в виде административного ареста.

Вместе с тем, исключение из постановления мирового судьи судебного участка № 17 в г. Бородино Красноярского края от 17.07.2019 отмеченных выше указаний не является основанием для внесения изменения в данное постановление в части квалификации и назначенного администрации г. Бородино административного наказания, поскольку оно является справедливым.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 17 в г. Бородино Красноярского края от 17.07.2019, вынесенное в отношении администрации г. Бородино по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя администрации г. Бородино - без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части данного постановления указание на то, что в случае неуплаты штрафа в установленный срок предусмотрена ответственность в виде административного ареста.

На решение может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в порядке надзора.

Судья Лисейкин С.В.