ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/20 от 13.02.2020 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 12-34/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

13 февраля 2020 года г. Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Оляхинова Г.З., при секретаре судебного заседания Одгаевой Д.У., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Республики Калмыкия на определение мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 года о возвращении протокола № 35-АП от 25 ноября 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра здравоохранения Республики Калмыкия Мутьянова Х.С.,

установил:

определением мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 г. возвращен в Контрольно-счетную палату Республики Калмыкия протокол № 35-АП от 25 ноября 2019 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), и приложенные к нему материалы в отношении заместителя министра здравоохранения Республики Калмыкия Мутьянова Х.С.

Основанием для возвращения протокола об административном правонарушении №35-АП от 25 ноября 2019г. послужила неполнота собранных административным органом материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела:

отсутствие документов, подтверждающих должностное положение Шириповой Н.И. как ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия, а также её полномочия на составление протокола об административном правонарушении по ст. 15.15.15 КоАП РФ;

отсутствие доказательств, свидетельствующих о соблюдении положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при организации и проведении планового контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях в 2018 году и за 9 месяцев 2019 года»;

отсутствие доказательств, свидетельствующих о совершении лицом, привлекаемым к ответственности, вменяемого административного правонарушения.

Не согласившись с указанным определением, заместитель прокурора Республики Калмыкия подал в Элистинский городской суд РК протест, в котором указывает, что оспариваемое определение мирового судьи является незаконным и подлежит отмене с направлением материалов на новое рассмотрение с одновременно заявленным ходатайством о восстановлении пропущенного для принесения протеста на определение мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 г. срока по следующим основаниям. В соответствии с положениями п.3 ч 5. ст. 28.3 КоАП РФ, положениями п. 2.1 ч.1 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 19.11.2012 N 384-IV-З "Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия" Ширипова Н.И. как ведущий инспектор Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия обладает полномочиями на возбуждение дела об административном правонарушении. Отсутствие в представленном административным органом материале данных о занятии Шириповой Н.И. должности ведущего инспектора контрольно-счетного органа не является обстоятельством, препятствующим рассмотрению дела, поскольку могло быть восполнено при рассмотрении дела по существу. Собранные органом административной юрисдикции материалы не содержали недостатков, которые не могли быть восполнены при рассмотрении дела, и позволяли рассмотреть его по существу. Положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Придя к выводу об отсутствии в материалах дела об административном правонарушении доказательств совершения заместителем министра здравоохранения Республики Калмыкия Мутьяновым Х.С. вменяемого ему правонарушения, суд вышел за пределы своих полномочий на данной стадии производства об административном правонарушении и фактически высказал свое суждение по вопросу виновности указанного должностного лица до рассмотрения дела по существу. 27 декабря 2019 г. председатель Контрольно-счетной палаты республики Калмыкия обратился в прокуратуру республики с заявлением о принесении протеста на незаконное судебное постановление. Протест принесен 10 января 2020 г.. с пропуском установленного срока на принесение протеста на 1 день. В связи с чем просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование определения мирового судьи.

В судебном заседании прокурор Манджиева Э.Ц. поддержала доводы протеста, просила удовлетворить.

Представитель Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия Ширипова Н.И. просила удовлетворить протест прокурора.

Мутьянов Х.С. в судебное заседание не явился.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

В абзаце 6 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.

При этом пересмотр данных определений осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

Как установлено судом, определение мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 г. о возвращении протокола об административном правонарушении получено Контрольно-счетной палатой РК 20 декабря 2019 г.

27 декабря 2019 г. Контрольно-счетная палата Республики Калмыкия обратилась к прокурору Республики Калмыкия с ходатайством о вынесении протеста прокурора на указанное определение мирового судьи.

10 января 2020 г. в судебный участок №4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия поступил протест заместителя прокурора Республики Калмыкия, в котором он просит отменить определение мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30.11.2019г. о возврате протокола об административном правонарушении № 35-АП от 25.11.2019г.

В силу ст. 112 Трудового кодекса РФ 1-8 января являются в Российской Федерации нерабочими днями.

Таким образом, последним днем процессуального срока для обжалования определения мирового судьи было 9 января 2020 г.

В силу ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Протест прокурора принесен на 1 день позже установленного срока, данное обстоятельство, по мнению суда, не является препятствием для восстановления пропущенного процессуального срока.

Следовательно, пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются ряд вопросов, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Установление основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации является целью Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (статья 1 данного федерального закона).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 указанного федерального закона должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (части 1 статьи 1.1 КоАП РФ).

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего кодекса.

Пунктом 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Таким образом, из приведенных законоположений следует, что перечень должностных лиц контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, может быть установлен законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях или иным законом субъекта Российской Федерации либо на утверждение данного перечня таким актом может быть уполномочен руководитель указанных органов.

В соответствии с п. 2.1 ч.2 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 19.11.2012 N 384-IV-З "Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным законом, составляются должностными лицами государственных органов Республики Калмыкия, их учреждений, в том числе аудиторами и ведущими инспекторами Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкии по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 26.1 названного закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах их компетенции.

Таким образом, Ширипова Н.И. - ведущий инспектор Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкии, является лицом, правомочным составлять протокол об административном правонарушении и оформлять другие материалы дела. Представление лицом, составившим протокол об административном правонарушении, документов, подтверждающих свое должностное положение, законодателем не предусмотрено.

Одним из оснований для возвращения протокола об административном правонарушении в орган, его составивший, послужило то обстоятельство, что к протоколу не были приложены соответствующие документы, подтверждающие проведение планового контрольного мероприятия и выявление указанного в протоколе нарушения, а также свидетельствующие о соблюдении требований Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при организации и проведении указанного мероприятия.

Между тем, в своей деятельности Контрольно-счетная палата Республики Калмыкия руководствуется нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Учитывая изложенное, ссылка мирового судьи на несоблюдение административным органом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при его проведении ошибочна.

Обсуждая такое основание для возвращения протокола об административном правонарушении с приложенными материалами в орган, его составивший, как отсутствие доказательств, свидетельствующих о совершении заместителем министра здравоохранения РК Мутьяновым Х.С. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, суд исходит из следующего.

Действительно, на такой стадии производства по делу об административном правонарушении, как подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, возможно вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ (ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ). Для принятия соответствующего решения судья должен обладать всей полнотой информации уже на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении. Вместе с тем, материалов, приложенных к протоколу № 35-АП от 25 ноября 2019 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ в отношении заместителя министра здравоохранения Республики Калмыкия Мутьянова Х.С., по мнению суда апелляционной инстанции, достаточно, для вынесения суждения о наличии либо отсутствии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ. Все остальные материалы, необходимые судье для рассмотрения протокола об административном правонарушении в отношении Мутьянова Х.С. могут быть восполнены судом в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судьей, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При изложенных выше обстоятельствах определение мирового судьи о возврате протокола об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в тот же суд со стадии подготовки дела об административном правонарушении.

На момент рассмотрения дела судом срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, согласно ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

определение мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 30 ноября 2019 г. о возвращении протокола № 32-АП от 25 ноября 2019 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра здравоохранения Республики Калмыкия Мутьянова Х.С. - отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение со стадии подготовки дела об административном правонарушении, протест заместителя прокурора Республики Калмыкия – удовлетворить.

Судья

Элистинского городского суда РК Г. Оляхинова.