ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/20 от 20.10.2020 Щучанского районного суда (Курганская область)

Дело № 12-34/2020

РЕШЕНИЕ

г. Щучье Курганской области, 20 октября 2020 года

ул. Советская, 11

Судья Щучанского районного суда Курганской области Симонов Ю.М., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности заведующего отделом народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) ФИО1 на постановление исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области по делу об административном правонарушении - от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области по делу об административном правонарушении - от ДД.ММ.ГГГГ отдел народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, временно исполняющего обязанности заведующего отделом народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) ФИО1 обратилась в Щучанский районный суд Курганской области с жалобой, в которой просит изменить вид административного наказания по делу об административном правонарушении на предупреждение. В обоснование жалобы указывает, что наказание в виде административного штрафа в сумме 60 000 рублей носит неоправданно карательный характер не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины липа, привлеченного к ответственности, в связи с чем полагает необходимым его изменение и применение в отношении РОНО административного наказания в виде предупреждения, привлекая РОНО к административной ответственности в виде административного штрафа, должностным лицом не было учтено отсутствие каких-либо негативных последствий вменяемого административного правонарушения, а также факт нахождения РОНО в тяжелом материальном положении (наличие кредиторской задолженности в сумме <данные изъяты> рублей 67 коп.). РОНО является казенным учреждением, финансируемым в пределах выделяемых лимитов своим учредителем - Администрацией Щучанского района. Иного финансирования, кроме как из бюджета муниципального образования Щучанский район, РОНО не имеет. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Курганской области назначено проведение расследования обстоятельств и причин несчастного случая со смертельным исходом с газоэлектросварщиком РОНО ФИО3, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ На основании собранных материалов расследования Государственной инспекции труда в Курганской области были установлены такие нарушения, как в нарушение требований абз. 3 п. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, в РОНО не разработано Положение о системе управления охраной труда, газоэлектросварщик ФИО3 не был обеспечен средствами индивидуальной защиты, наличие которых РОНО не отрицает и признает их. Вместе с тем, по факту не обеспечения газоэлектросварщика ФИО3 средствами индивидуальной защиты, РОНО постановлением исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ уже привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что исключает повторное привлечение лица к административной ответственности за одно и тоже деяние по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. С учетом изложенного. РОНО полагает необходимым исключить из обжалуемого постановления довод о не обеспечении средствами индивидуальной защиты газоэлектросварщика ФИО3 и нарушении РОНО требований абз. 7 п. 2 ст. 212 ТК РФ. Просит постановление исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении РОНО изменить, указав в резолютивной части о привлечении РОНО к административной ответственности в виде предупреждения, а также исключив из него довод о не обеспечении газоэлекгросварщика ФИО3 средствами индивидуальной защиты и нарушении РОНО требований абз 7 п. 2 ст. 212 ТК РФ.

Представитель юридического лица - отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте проведения слушания был извещен надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суд не извещал и не просил об отложении дела.

Исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области ФИО4 на рассмотрение жалобы не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия, полагал необходимым в удовлетворении жалобы заявителю отказать.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Основанием для привлечения отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) к ответственности явилось нарушение государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьями 212, 221 ТК РФ, Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 290н, Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. №997н, регламентирующими перечень и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Данный факт выявлен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по результатам расследования несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что в 8 час. 00 мин., газоэлектросварщик хозяйственно-эксплуатационной группы отдела народного образования Администрации Щучанского района (далее ХЭО РОНО Администрации Щучанского района) ФИО3 приступил к выполнению своих трудовых обязанностей. В 17 час. 00 мин. после окончания рабочего дня ФИО3 задержался на своем рабочем месте под предлогом необходимости завершения работы. Домой ФИО3 в этот день и ДД.ММ.ГГГГ не пришёл. ДД.ММ.ГГГГ в 7 час. 00 мин., жена ФИО3, ФИО5 обратилась с просьбой о помощи в поиске ФИО3 к сторожу МКОУ «СОШ » ФИО6, который в 7 час. 30 мин. в помещении гаража ХЭО РОНО Администрации Щучанского района обнаружил труп ФИО3, находящийся в петле, и по телефону сообщил о случившемся в скорую помощь и полицию.

Распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение расследования обстоятельств и причин несчастного случая со смертельным исходом с газоэлектросварщиком отдела народного образования Администрации Щучанского района ФИО3, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>.

Согласно акту о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ установлены, нарушения, в том числе:

- в нарушение требований абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ Положение о системе управления охраной труда РОНО Администрации Щучанского района не разработано;

- в нарушение требований абз. 7 ч. 2 ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункта 1.10 инструкции по охране труда для газоэлектросварщика от ДД.ММ.ГГГГ, газоэлектросварщик хозяйственно-эксплуатационной группы РОНО Администрации Щучанского района ФИО3 в соответствии с п. 17 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. №997н, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а именно: перчатками с полимерным покрытием (6 пар на год) или перчатками с точечным покрытием (до износа), а также очками защитными (до износа) обеспечен не был.

Абзац 3 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - СУОТ), содержащее типовую структуру и основные положения о СУОТ.

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» утверждённым Решением КТС от 9 декабря 2011 г. № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» перечисленные средства индивидуальной защиты относятся к 1 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Документов, подтверждающих наличие в Отделе народного образования Администрации Щучанского района разработанного Положения о системе управления охраной труда, а также обеспечение газоэлектросварщика РОНО Администрации Щучанского района ФИО3 специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, как при проведении проверки, так и в суд не представлено.

Обстоятельства правонарушения подтверждены актом расследования несчастного случая со смертельным исходом от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, материалами расследования несчастного случая со смертельным исходом.

Сам факт совершения административного правонарушения отделом народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) не оспаривается.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом сделан правильный вывод о наличии в действиях отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы временно исполняющего обязанности заведующего отделом народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) ФИО1 о том, что по факту не обеспечения отделом народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) газоэлектросварщика ФИО3 средствами индивидуальной защиты, постановлением исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ отдел народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) уже привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что исключает повторное привлечение лица к административной ответственности за одно и тоже деяние по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются не состоятельными, так как в соответствии с постановлением исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отдел народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) привлечен за необеспечение газоэлектросварщика ФИО3 специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а именно костюм для защиты от искр и брызг расплавленного металла (1 шт. на год); ботинки кожаные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла (2 пары на год) или сапоги кожаные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла (2 пары на год); перчатки для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла (12 пар на год); боты или галоши диэлектрические дежурные или коврик диэлектрический дежурный; перчатки диэлектрические дежурные; щиток защитный термостойкий со светофильтром до износа или очки защитные термостойкие со светофильтром (до износа); средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее (до износа) относящихся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» утверждённым Решением КТС от 9 декабря 2011 г. № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Таким образом, привлечение отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) к ответственности по данной статье является обоснованным.

Временно исполняющая обязанности заведующего отделом народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) ФИО1 в жалобе просит постановление исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить и назначить наказание в виде предупреждения.

Вместе с тем суд приходит к выводу, что должностным лицом правильно дана оценка обстоятельствам, в связи с которыми административное наказание в виде предупреждения не может быть назначено.

В соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Как предусмотрено частью 2 ст. 3.4 данного Кодекса, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ФИО3 в соответствии трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность электросварщика. Согласно приказу -лс от ДД.ММ.ГГГГФИО3 принят на должность газоэлектросварщика.

В соответствии с п. 91 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 № 160 возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан может быть обусловлено, в том числе необеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, отсутствием системы управления охраной труда или ее ненадлежащем функционировании.

В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда относится обязанность обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Учитывая, что работник отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) газоэлектросварщик ФИО3 был допущен к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда без специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в отношении него усматривается возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью.

Также в отделе народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) отсутствует система управления охраной труда, Положение о системе управления охраной труда не разработано.

Таким образом применить административное наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией части 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ, не представляется возможным.

Тем самым, вопреки доводам жалобы назначенное отделу народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) административное наказание по своему виду и размеру соответствует тяжести содеянного, а также характеру совершенного им административного правонарушения и не может быть заменено на предупреждение.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Нарушение законодательства о труде, посягает на отношения, объектом которых являются трудовые права граждан в Российской Федерации, является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства.

Следовательно, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) не имеется.

Постановление о привлечении Отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было вынесено с соблюдением срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Тяжелое материальное положение Отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО), наличие кредитной задолженности в сумме 11 187 115,67 руб. не свидетельствует об отсутствии события, состава административного правонарушения, поскольку в данной ситуации допущено нарушения требований охраны труда, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строго административного наказания.

Таким образом, данная норма предусматривает необходимость соблюдения двух условий, с целью обоснованного объединения дел.

Первое условие предполагает совершение привлекаемым к ответственности лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьей) КоАП РФ.

Второе условие предполагает, что рассмотрение дел о вменяемых административных правонарушениях должны быть подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.

Доводы жалобы о том, что по результатам проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Курганской области Отдел народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) также привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что, по мнению заявителя, исключает повторное привлечение лица к административной ответственности за одно и тоже деяние по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежат отклонению, поскольку вмененные правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ содержат разные составы административных правонарушений, охватываются не одним, а несколькими самостоятельными действиями, ответственность за которые предусмотрена разная и, не могут быть объединены в одно производство, несмотря на то, несмотря на то, что эти административные материалы подведомственны одному и тому же должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции статьи за каждое совершенное административное правонарушение.

Административное наказание назначено Отделу народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) ОАО в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является общественные отношения в сфере законодательства о труде и об охране труда, и является справедливым.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по настоящему делу актов, допущено не было.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления, должностным лицом допущено не было.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление исполняющего обязанности начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Курганской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отдела народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу временно исполняющего обязанности заведующего отделом народного образования Администрации Щучанского района (РОНО) ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.

Судья Ю.М. Симонов