ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/20 от 25.02.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №12-34/2020

64RS0043-01-2019-006552-86

Решение

25 февраля 2020 года г. Саратов

Судья Волжского районного суда г. Саратова Даниленко А.А..,

при секретаре Белоштановой О.А.,

рассмотрев жалобу заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 на постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГм по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1,

установил:

постановлением начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГм заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 – заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее КДХ), привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000,00 руб.

ФИО1 не согласился с принятым должностным лицом постановлением и обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить указанное постановление, мотивируя свои требования тем, что КДХ является муниципальным заказчиком, который осуществляет закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ. В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. В соблюдение требований п. 11 ч.1 ст.64 и ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком в документации об электронном аукционе (извещение ) были установлены дата начала срока предоставления участниками электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 13.04.2019 и дата окончания срока предоставления участниками электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 04.05.2019. Согласно ч. 4 ст.65 Федерального закона №44-ФЗ в течение двух дней (календарных) с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе заказчик в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) разъяснения положений документации об электронном аукционе в соответствии с поступившем запросом о даче разъяснений при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Из приведенных положений Федерального закона следует, что потенциальный участник электронного аукциона вправе направить в адрес электронной площадки запрос о предоставлении разъяснений документации в любое время с момента размещения, но не позднее чем за три дня до окончания подачи заявок на участие. В этом случае у заказчика возникает обязанность ответить на запрос участника в течение 2-х дней с даты поступления, т.е. второй календарный день будет являться последним днем для предоставления участнику разъяснений, но не в коем случае не на третий календарный день, что будет противоречить нормам закона. Такая же позиция изложена в письме Министерства финансов РФ от 29.09.2017 . Пункт 3 ч. 5 ст. 63 извещение о проведении электронного аукциона ФЗ следующего содержания: «В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день». Что касается ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ законодатель четко устанавливает календарные дни, нет указания на рабочие дни. Комитет как заказчик, не ограничил потенциальных участников закупки во время подачи запроса на разъяснение документации, и действия заказчика не повлекли нарушение прав или законных интересов третьих лиц, а также не повлияли на результат определения подрядчика. При поступлении запроса на разъяснение оператор электронной площадки в течение часа направляет об этом информацию заказчику посредством направления уведомления в личном кабинете заказчика, а также по электронной почте. В комитете установлено ежедневное дежурство сотрудников, в том числе и в выходные дни и идет постоянный мониторинг электронной почты. Таким образом, у комитета есть возможность предоставить разъяснения, в том числе и в выходные дни. Также заявитель сообщает о наличии на иждивении двух несовершеннолетних детей.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, суд определил рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив доводы жалобы, оценив имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30. КоАП РФ, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности и осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст.. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

Согласно ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как следует из материалов дела, постановлением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО1

В данном постановлении указано, что комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение об осуществлении закупки и документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (в соответствии с перечнем объектов) на сумму 123 639,2 тыс. руб. В п. 2.12.1 документации об электронном аукционе заказчиком указано, что дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - ДД.ММ.ГГГГ. В п. 2.3. документации указана дата окончания подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ.

Также постановлении прокурора г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ. указана дата совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ.

В оспариваемом постановлении начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГм, - заместителю председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов» ФИО1 вменяется утверждение документации об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно с нарушением срока окончания дачи разъяснений. Указано, что на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее- официальный сайт) размещено извещение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог с начальной (максимальной) ценой контракта 123 639 189,60 руб. (далее - Аукцион), а также документации об Аукционе (редакция 2), утвержденная 18.04.2019г. заместителем председателя Комитета ФИО1 В пункте 2.3 части II документации об Аукционе Заказчиком установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: ДД.ММ.ГГГГ 8-00 (по московскому времени). В пункте 2.12 части II документации об Аукционе Заказчиком установлены порядок, дата начала, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, в том числе: -дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - ДД.ММ.ГГГГ; -дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - ДД.ММ.ГГГГ

Также в оспариваемом постановлении указана дата совершения правонарушения – 18.04.2019г.

Вместе с тем, из материалов представленного в суд дела об административном правонарушении и имеющейся в нем Документации об электронном аукционе по ремонту автомобильных дорог на сумму 123 639 189,60 руб., идентификационный код закупки , утвержденной 12.04.2019г. указано:

-дата и время окончания приема заявок на участие в электронном аукционе – ДД.ММ.ГГГГ. 8.00 часов по московскому времени (п.2.3)

-дата окончания срока рассмотрения заявок – ДД.ММ.ГГГГ. (п.2.4)

-дата проведения электронного аукциона – ДД.ММ.ГГГГ. (п.2.5)

-дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений – ДД.ММ.ГГГГ. (п.2.12.1)

-дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений – ДД.ММ.ГГГГ. (п.2.12.1)

Иной Документации об электронном аукционе по ремонту автомобильных дорог на сумму 123 639 189,60 руб., идентификационный код закупки , в материалах дела не имеется.

Таким образом, Документация об электронном аукционе по ремонту автомобильных дорог на сумму 123 639 189,60 руб., идентификационный код закупки содержит иные даты, чем указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемом постановлении.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 N 486-О "По жалобе гражданина М. на нарушение его конституционных прав статьей 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение.

Принимая во внимание, что в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, постановление нельзя признать законным.

Установление таких основных положений как дата совершения правонарушения, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дата окончания дачи разъяснений - является основной задачей по данному делу исходя из диспозиции ч.4.2.ст.7.30 КоАП РФ.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ составляет один год.

Учитывая, что при рассмотрении дела должностное лицо не дало надлежащей, всесторонней и объективной оценки всем представленным и исследованным по делу доказательствам, не предприняло меры к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение по делу, то есть нарушило положения ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также то, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности не истек, возможность правовой оценки действий заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 в силу закона не утрачена, судья приходит к выводу об отмене оспариваемого постановления и возвращения дела на новое рассмотрение.

В связи с отменой оспариваемого постановления и направления дела на новое рассмотрение по указанным основаниям, судья не входит в обсуждение иных доводов поданной стороной жалобы, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению при новом рассмотрении дела по существу жалобы.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ судья

решил:

постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГм по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 - отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1, возвратить в Министерство экономического развития Саратовской области на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.А. Даниленко