ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/2015 от 07.04.2015 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело №12-34/2015

Новокузнецк 07 апреля 2015 года

РЕШЕНИЕ

Судья Новокузнецкого районного суда Кемеровской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> жалобу ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на постановление должностного лица Росприроднадзора Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора по надзору за пользованием и охраной водных объектов по КО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КО от 14.10.2014г. ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 18.14 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 80000 руб.

ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, ссылаясь на то, что административным органом не доказано событие и состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.14 КоАП РФ, административным органом не установлен состав и событие вменяемого Компании правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, а именно нарушение порядка учета качества сбрасываемых сточных вод (пункт 5 часть 2 статьи 39 Водного кодекса РФ). Порядок учета качества сбрасываемых сточных вод определен Программой проведения измерений качества сточных вод на 2013-2017г.г., согласованной ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» с отделом водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления. Кроме того, в ходе административной проверки ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» предоставило 9 протоколов КХА сточных вод, в 4 из которых не приведены данные по анализу загрязняющих веществ: меди, никеля, цинка, в остальных 5 протоколах эти данные имеются. Следует отметить, концентрации загрязняющих веществ: меди, никеля, цинка в протоколах КХА ниже пределов обнаружения методик выполнения измерений и ниже ПДК водоемов рыбохозяйственного назначения. В целях выяснения причины отсутствия в протоколах КХА ряда загрязняющих веществ ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» обратилась к аккредитованной экоаналитической лаборатории ООО «Сибирь-Эксперт», которая выполняла эти анализы. В своем ответе ООО «Сибирь-Эксперт» пояснило, что перед выполнением КХА количественного химического анализа по тяжелым металлам (медь, цинк, никель, марганец) проводился качественный химический анализ. В случае обнаружения исследуемых компонентов в сточных водах качественным анализом, проводился количественный анализ, в противном случае - проведение его признавалось нецелесообразным. В связи с тем, что протоколы о качественном химическом анализе не составляются, в протоколы количественного химического анализа информация о качественном анализе проб не попадает. Таким образом, привлекая Компанию к административной ответственности за невыполнение требований п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, административный орган не исследовал объективные причины нарушения, следовательно, не установил вину (обязательный элемент состава административного правонарушения) ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в совершении вменяемого нарушения.

Административный орган, устанавливая превышение Компанией нормативов допустимого воздействия, к числу которых относятся нормативы допустимых сбросов вредных веществ (далее - НДС), указывает лишь на превышение значений допустимых концентраций ряда химических веществ, тем самым, сравнивая фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и «допустимые концентрации загрязняющих веществ», указанные в установленных по выпуску <адрес> НДС. В оспариваемом постановлении Управление Росприроднадзора в очередной раз не делает различий между двумя разными физическими величинами - допустимой концентрацией и предельно-допустимым воздействием (предельно-допустимым сбросом). Значения допустимой концентрации загрязняющих веществ (ДК) сами по себе не являются нормативами допустимого сброса (НДС) соответствующих веществ, данные понятия не тождественны друг другу. Привлекая Компанию к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ, Управление Росприроднадзора подменяет понятие «норматив допустимого сброса веществ и микроорганизмов», рассчитываемых по формуле г/час, г/месс, г/год, понятием «допустимая концентрация загрязняющего вещества», определяемая как г/ м3, что не соответствует как Методике , так и содержанию, утвержденных НДС по выпуску <адрес>. Действующий Водный Кодекс РФ и ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» не возлагает на субъекта, осуществляющего хозяйственную деятельность, обязанность соблюдать допустимые концентрации загрязняющих веществ в качестве самостоятельного норматива, и, соответственно, не предусматривает возможность привлечения этого субъекта к ответственности за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Кроме того, нарушена процедура проведения проверки. Управление Росприроднадзора не представило в адрес Компании заверенную копию приказа (распоряжения) о проведении надзорного мероприятия. ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» узнало о проверке из факсового сообщения, полученного ДД.ММ.ГГГГ, что является грубым нарушением прав и законных интересов Компании, так как отсутствие документов лишает юридическое лицо возможности оспорить приказ в судебном порядке. В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ-кн местом осуществления хозяйственной деятельности указан Новокузнецкий район, <адрес>. В этом районе хозяйственную деятельность ведет филиал ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Калтанский угольный разрез». Фактически проверка проводилась в отношении Ерунаковского поля, расположенного в <адрес> Новокузнецкого района, хозяйственную деятельность которого ведет другой филиал ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» - «Таллинский угольный разрез». Таким образом, в нарушение требований пп.3 частью 2 ст. 14 294- ФЗ, внеплановая документальная проверка проведена административным органом не в соответствии с приказом. Проверка Ерунаковского поля филиала «Таллинский угольный разрез» фактически проводилась без соответствующего распоряжения или приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, т.е. нарушение должностными лицами органа государственного надзора может быть отнесено к грубым нарушениям и влекут за собой признание результатов проверки недействительными по пункту части 2 ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ.

В судебном заседании представители ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали.

Государственный инспектор ФИО4, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, суд находит жалобу на постановление обоснованной и подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1094-кн в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка ОАО «УК «Кузбассразрезуголь».

В ходе проведения проверки административным органом выявлено, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в нарушение пункта 5 части 2 статьи 39, части 1 статьи 42, части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Таллдинский угольный разрез» (Ерунаковское поле), осуществляющее деятельность по адресу: Новокузнецкий муниципальный район, Красулинское сельское поселение, в районе <адрес>, допускает водопользование на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 05.11.2013г. /РРТ/Сс- 11.2013 (зарегистрированное в государственном водном реестре за -ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РСБХ- С-2013-00526/00), с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод выпуском (координаты места сброса: 54°05&apos;7,2"с.ш. и 87°26&apos;54,7"в.д.) в <адрес> с нарушением установленных правил: п.5 ч.2 ст.39, ч.1 ст.44, ч.4 ст.35, п.1 ч.б ст.60 Водного кодекса РФ - ФЗ, ч. 3 ст.22, ч. 4 ст. 23, ч.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» - ФЗ от 10.01.2002г., а именно: В нарушении п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ- ФЗ, учет качества сточных вод выпуска ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Таллинский угольный разрез» (Ерунаковское поле) ведется не в соответствии с согласованной и утвержденной Программой проведения измерений качества сточных вод. В протоколах количественного химического анализа сточных вод за ноябрь 2013г. (протокол от 10.12.2013г. ), декабрь 2013г. (протокол от 30.12.2013г. ), июнь 2014г. (протокол от 16.06.2014г. а) и июль 2014г. (протокол от 31.07.2014г. ) отсутствуют следующие определяемые компоненты: марганец, медь, никель и цинк, что также подтверждается представленным Журналом учета качества сбрасываемых сточных вод выпуска . В нарушение ч.1 ст. 44, ч.4 ст.35, п.1 ч.б ст.60 Водного кодекса РФ - ФЗ и ч.3 ст.22 ФЗ РФ, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. - ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Талдинский угольный разрез» (Ерунаковское поле) в период с октября по декабрь 2013г. и с мая по август 2014г. осуществляло сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска (координаты места сброса: 54°05&apos;7,2"с.ш и 87°26’54,7"в.д.) в <адрес> с превышением установленных Разрешением от 20.04.2010г. вода (срок действия с 20.04.2010г. по 01.01.2014г.), Разрешением водаУНовр от 10.01.2014г. (срок действия с 10.01.2014г. по 31.12.2018г.) на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) допустимых концентраций (ДК) вредных веществ и предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» по следующим загрязняющим веществам: аммиак и аммоний ион (по NH4); нитраты (по N03); нитриты (по N02); железораств-; взвешенные вещества; марганец; сульфаты; фенол. Кроме того, в нарушении требований ч. 1 ст.44 Водного кодекса РФ, ч.4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Таллинский угольный разрез» (Ерунаковское поле) осуществляло сброс загрязняющих веществ: сульфаты в период октябрь-декабрь 2013г., а также нитриты (по N02) и сульфаты в период с мая по август 2014г. в <адрес> выпуском в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Результаты проверки отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ N В-501-в.

По факту нарушения правил водопользования Управлением Росприроднадзора по КО в отношении общества составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ N В-501-в/1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Пунктом 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к сточным водам относятся воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Из содержания пункта 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации следует, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (далее - НДВ).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона N 73-ФЗ до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее, чем до ДД.ММ.ГГГГ нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.

Данный порядок установлен Министерством природных ресурсов РФ от 08.07.2009г «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее Порядок).

Согласно п.11 Порядка, определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод (концентраций присутствующих в водах загрязняющих веществ) должно производиться с помощью средств измерений и (или) периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных вод и (или) дренажных вод.

Пунктом 13 Порядка установлено, что программа проведения измерений качества сточных вод и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 30-дневный срок.

В материалы административного дела представлена Программа проведения измерений качества сточных вод на 2013-2017г.г. утвержденная техническим директором ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и согласована отделом водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского БВУ 29.01.2014г. Данной программой утвержден полный перечень определяемых компонентов, контролируемые параметры в соответствии с НДС, а также периодичность отбора проб сточных вод выпуска раз в месяц.

Однако, исследовав протоколы количественного химического анализа сточных вод на ноябрь 2013г (протокол от 10.12.2013г ), декабрь 2013г (протокол от 30.12.2013г), июнь 2014г (протокол от 16.06.2014г), июль 2014г (протокол от 31.07.2014г ), суд приходит к выводу о том, что действительно в указанных протоколах отсутствуют сведения об определяемых компонентах, а именно: марганец, медь, никель, цинк. Данное обстоятельство нашло своего подтверждения в Журнале учета качества сбрасываемых сточных вод выпуска . В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что контроль качества сточных вод выпуска осуществляется ОАО «Кузбассразрезуголь» не в соответствии с указанной Программой, ведение качества учета сточных вод не соответствует установленному порядку, что в свою очередь является нарушением правил водопользования, а, следовательно, в действиях ОАО «Кузбассразразрезуголь» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, в нарушении требований ч. 1 ст.44 Водного кодекса РФ, ч.4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Таллинский угольный разрез» (Ерунаковское поле) осуществляло сброс загрязняющих веществ: сульфаты в период октябрь-декабрь 2013г., а также нитриты (по N02) и сульфаты в период с мая по август 2014г. в <адрес> выпуском в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013г утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Пунктом 13 Административного регламента установлено, что разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством РФ условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты; в пределах лимитов на сбросы.

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» установлены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты Разрешением от 20.04.2010г (срок действия которого с 20.04.2010г-01.01.2014г) и Разрешением от 10.01.2014г (срок действия которого с 10.01.2014г-31.12.2018г).

Из Разрешения от 10.01.2014г на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) в 2014г утвержден перечень из 11 загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в <адрес> выпуском : азот аммонийный, нитраты (по N03), взвешенные вещества, железо, марганец, медь, нефтепродукты, никель, фенол, хлориды, цинк.

Однако, исследовав представленные в материалы дела результаты производственного контроля, а именно протоколы количественного химического анализа сточных вод за август-декабрь 2013г, май-август 2014г), акт проверки от 02.10.2014г, в судебном заседании установлено, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» осуществляло сброс следующих загрязняющих веществ, а именно: сульфаты и нитриты (по NО2) в 2013г, и сульфаты в 2014г в <адрес> выпуском . Указанные загрязняющие вещества, выше названными Разрешениями не предусмотрены. Следовательно, данные действия ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» были совершены в нарушение ч. 1 ст.44 Водного кодекса РФ, ч.4 ст. 23, ч.2 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и составляют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, из дела об административном правонарушении, в том числе из акта проверки, протокола об административном правонарушении, а также постановления о привлечении к административной ответственности следует, что в нарушение ч.1 ст. 44, ч.4 ст.35, п.1 ч.б ст.60 Водного кодекса РФ - ФЗ и ч.3 ст.22 ФЗ РФ, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. - ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Талдинский угольный разрез» (Ерунаковское поле) в период с октября по декабрь 2013г. и с мая по август 2014г. осуществляло сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска (координаты места сброса: 54°05&apos;7,2"с.ш и 87°26’54,7"в.д.) в <адрес> с превышением установленных Разрешением от 20.04.2010г. вода (срок действия с 20.04.2010г. по 01.01.2014г.), Разрешением водаУНовр от 10.01.2014г. (срок действия с 10.01.2014г. по 31.12.2018г.) на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) допустимых концентраций (ДК) вредных веществ и предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» по следующим загрязняющим веществам: аммиак и аммоний ион (по NH4); нитраты (по N03); нитриты (по N02); железорастворимые; взвешенные вещества; марганец; сульфаты; фенол.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что в судебном заседании не нашло своего подтверждения совершение ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» указанных действий, а именно сброс в период с октября по декабрь 2013г. и с мая по август 2014г. загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска аммиака и аммониа иона (по NH4); нитратов (по N03); нитритов (по N02); железораств.; взвешенные вещества; марганец; сульфаты; фенол, с превышением нормативов допустимого сброса.

Руководствуясь положениями пункта 5 части 2 статьи 39, частью 1 статьи 42, частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 1, части 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о не доказанности административным органом наличия в действиях (бездействии) ОАО УК "Кузбассразрезуголь" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление Росприроднадзора в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении не установило превышение обществом НДС, ссылаясь лишь на превышение значений допустимых концентраций аммиака и аммониа иона (по NH4); нитратов (по N03); нитритов (по N02); железораств.; взвешенные вещества; марганец; сульфаты; фенол на выпуске сточных вод N 4

В связи с чем, административный орган для квалификации административного правонарушения по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ ошибочно установил превышение значений допустимых концентраций, как превышение НДС по тем же веществам.

Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

В соответствии с пунктом 25 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 333, величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод - q (м3/ч) на допустимую концентрацию загрязняющего вещества Сндс (г/м3) по формуле НДС (г/ч = q (м3/ч) х Сндс (г/м3).

НДС веществ и микроорганизмов в <адрес> (выпуск ) регистрационный номер КЕМ_80/4_2677_13 утверждены Отделом водных ресурсов по Кемеровской области 13.01.2013г. в виде значений массы загрязняющих веществ в объеме сточных вод, утвержденном разрешением к сбросу в течение часа (г/час), в течение месяца (г/мес.) и в течение года (г/год).

Административный орган в оспариваемом постановлении подменяет понятие нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов, рассчитываемых по формуле г/час, г/мес., г/год, понятием допустимая концентрация загрязняющего вещества, определяемой как г/м3, что не соответствует указанной Методике и содержанию утвержденных обществу нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в реку в <адрес> (выпуск ) регистрационный номер КЕМ_80/4_2677_13.

Привлечение к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме этого, административный орган каких-либо фактически установленных в ходе проведения проверки и административном производстве данных о превышении обществом установленных ему НДС, с указанием конкретных значений (г/час, г/мес., г/год) в оспариваемом постановлении не отразил, доказательств наличия данных обстоятельств не представил; не установил значения фактического количества (массы) загрязняющих веществ в объеме сточных вод (г/час.), г/мес.).

Поскольку действующее законодательство не устанавливает административную ответственность за превышение лимитов на сброс, административным органом сделан ошибочный вывод о превышении значений допустимых концентраций как превышение НДС по тем же веществам.

В связи с чем, суд считает необходимым постановление государственного инспектора по надзору за пользованием и охраной водных объектов по КО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КО от 14.10.2014г. в данной части изменить, исключив из постановления указание на совершение ОАО «Кузбассразрезуголь» нарушений ч.1 ст. 44, ч.4 ст.35, п.1 ч.б ст.60 Водного кодекса РФ - ФЗ и ч.3 ст.22 ФЗ РФ, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. - ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Талдинский угольный разрез» (Ерунаковское поле) в период с октября по декабрь 2013г. и с мая по август 2014г., выразившихся в осуществлении сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска (координаты места сброса: 54°05&apos;7,2"с.ш и 87°26’54,7"в.д.) в <адрес> с превышением установленных Разрешением от 20.04.2010г. вода (срок действия с 20.04.2010г. по 01.01.2014г.), Разрешением водаУНовр от 10.01.2014г. (срок действия с 10.01.2014г. по 31.12.2018г.) на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) допустимых концентраций (ДК) вредных веществ и предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» по следующим загрязняющим веществам: аммиак и аммоний ион (по NH4); нитраты (по N03); нитриты (по N02); железораств-; взвешенные вещества; марганец; сульфаты; фенол, как не нашедшего своего подтверждения в судебном заседании.

Довод заявителя о нарушении административным органом требований ФЗ от 26.12.2008г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к проведению проверки, суд считает несостоятельным.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая документарная проверка ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» проведена на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1094-кн.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.

Внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», место нахождения которого в Приказе указано как юридический адрес – <адрес>, Пионерский бульвар, 4а. В указанном распоряжении была допущена техническая ошибка в части указания места фактического осуществления деятельности юридического лица – Новокузнецкий район, <адрес>, в то время как местом фактической деятельности юридического лица, подвергшаяся документарной проверке, является Новокузнецкий район, Ерунаковское поле, расположенное в <адрес>.

При этом неверное указание места фактического осуществления деятельности юридического лица не является ограничениями при проведении проверки, предусмотренными статьей 15 Федерального закона N 294-ФЗ, а также грубым нарушением установленных частью 2 статьи 20 Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, поскольку это была документарная проверка.

Других доводов о наличии грубых нарушений при проведении указанной проверки, суду не представлено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора по надзору за пользованием и охраной водных объектов по КО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КО от 14.10.2014г. в отношении ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» подлежит изменению в части, а именно, исключению из постановления указания на совершение ОАО «Кузбассразрезуголь» нарушений ч.1 ст. 44, ч.4 ст.35, п.1 ч.б ст.60 Водного кодекса РФ - ФЗ и ч.3 ст.22 ФЗ РФ, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. - ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Талдинский угольный разрез» (Ерунаковское поле) в период с октября по декабрь 2013г. и с мая по август 2014г., выразившихся в осуществлении сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска (координаты места сброса: 54°05&apos;7,2"с.ш и 87°26’54,7"в.д.) в <адрес> с превышением установленных Разрешением от 20.04.2010г. вода (срок действия с 20.04.2010г. по 01.01.2014г.), Разрешением водаУНовр от 10.01.2014г. (срок действия с 10.01.2014г. по 31.12.2018г.) на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) допустимых концентраций (ДК) вредных веществ и предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» по следующим загрязняющим веществам: аммиак и аммоний ион (по NH4); нитраты (по N03); нитриты (по N02); железораств-; взвешенные вещества; марганец; сульфаты; фенол

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора по надзору за пользованием и охраной водных объектов по КО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КО от 14.10.2014г. изменить, исключить из данного постановления указание на совершение ОАО «Кузбассразрезуголь» нарушений ч.1 ст. 44, ч.4 ст.35, п.1 ч.б ст.60 Водного кодекса РФ - ФЗ и ч.3 ст.22 ФЗ РФ, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. - ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Талдинский угольный разрез» (Ерунаковское поле) в период с октября по декабрь 2013г. и с мая по август 2014г., выразившихся в осуществлении сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска (координаты места сброса: 54°05&apos;7,2"с.ш и 87°26’54,7"в.д.) в <адрес> с превышением установленных Разрешением от 20.04.2010г. вода (срок действия с 20.04.2010г. по 01.01.2014г.), Разрешением водаУНовр от 10.01.2014г. (срок действия с 10.01.2014г. по 31.12.2018г.) на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) допустимых концентраций (ДК) вредных веществ и предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения» по следующим загрязняющим веществам: аммиак и аммоний ион (по NH4); нитраты (по N03); нитриты (по N02); железораств.; взвешенные вещества; марганец; сульфаты; фенол.

В остальной части постановление государственного инспектора по надзору за пользованием и охраной водных объектов по КО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КО от 14.10.2014г. оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья ФИО1