ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/2016 от 05.08.2016 Ижемского районного суда (Республика Коми)

РЕШЕНИЕ

с. Ижма 05 августа 2016 года

Судья Ижемского районного суда Республики Коми Засыпкина Т.И.,

при секретаре Орловой Н.А.,

рассмотрев жалобу Вокуева В.Я. на постановление мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от 14 июня 2016 года о привлечении должностного лица начальника Управления культуры администрации муниципального района «Ижемский» Вокуева В.Я. к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от 14 июня 2016 года должностное лицо- начальник Управления культуры администрации муниципального района «Ижемский» Вокуева В.Я. была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей.

Согласно постановления, 29.01.2016 года в администрацию МР «Ижемский» поступило письменное обращение представителей землячества «Изьватас» о принятии мер в отношении заведующего Центром народной культуры коми-ижемцев «Изьва» г. Сыктывкар.

Обращение зарегистрировано 29.01.2016 года и передано для изучения проблемы и подготовки ответа начальнику Управления культуры администрации МР «Ижемский» Вокуева В.Я.

Вокуева В.Я. 29.02.2016 года подготовлен ответ на обращение в адрес председателя землячества «Изьватас» г. Сыктывкар ФИО4, в котором содержится информация о том, что по проработке данного обращения запланирован выезд в г. Сыктывкар начальника Управления культуры администрации МР «Ижемский» 19.03.2016 года, т.е. содержится информация о продлении срока рассмотрения обращения.

Ответ на обращение по итогам выезда и организованной встречи направлен 11.05.2016 года, т.е. за пределами срока предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Таким образом, в нарушение требований ст. 10 и ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ своевременное рассмотрение обращения Вокуева В.Я. не обеспечено, письменный ответ по существу обращения в установленный законом срок – не позднее 29.03.2016 года не дан, следовательно нарушен установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения обращения должностным лицом органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление публично значимых функций.

01 июля 2016 года в Ижемский районный суд Республики Коми обратилась с жалобой ФИО5 на постановление от 14 июня 2016 года, где указывает, что не согласна с вынесенным постановлением. Обращение коми- ижемцев на ненадлежащее исполнение должностных обязанностей руководителем Центра народной культуры коми- ижемцев ФИО6 было зарегистрировано в журнале регистрации обращений администрации МР «Ижемский» и адресовано руководителю администрации ФИО7. Обращение ей как руководителю Управления культуры администрации МР «Ижемский» передано 16.02.2016 года, о чем свидетельствует ее подпись в журнале корреспонденции администрации. При этом, обращение передано без направления уведомления заявителем в 7-дневный срок согласно Федерального закона № 59-ФЗ. 26 февраля 2016 г. ею был подготовлен ответ на данное обращение и направлен руководителю администрации МР «Ижемский» для подписи без исх. номера, так как номера присваивают в Управлении делами администрации МР «Ижемский». В последствии письму был присвоен исходящий номер специалистом, отвечающим за делопроизводство в администрации.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ответ был направлен 02.03.2016 г., то есть после истечении нескольких дней. В материалах дела имеется распечатка с электронной почты администрации, направлении ответа, что также указывает на ответственность администрации. Сама она проверить судьбу ответа не имела возможности, поскольку он находился в производстве администрации.

Управление культуры администрации МР «Ижемский» является самостоятельным юридическим лицом и не отвечает за нарушения другого юридического лица. По контролю исполнения писем, обращений и поручений в срок в администрации введена должность инспектора в структуре Управления делами.

Ответ был дан промежуточный, однако в делопроизводстве администрации оно уже было снято с контроля и соответственно считалось исполненным. Между тем работа по разбирательству данного обращения продолжалась. Была назначена встреча в Центре культуры коми –ижемцев «Изьва» в г. Сыктывкаре для обсуждения данного обращения руководителя администрации МР «Ижемский» ФИО7 с заявителями. То есть, в установленный максимальный срок рассмотрения обращения- 60 дней, занималась именно администрация. Почему не был дан ответ по итогам встречи и личного разбирательства руководителем ФИО7 ей не известно.

19 марта 2016 года она выезжала в г. Сыктывкар не в качестве руководителя комиссии для рассмотрения обращения, как указано в постановлении мирового судьи, а в качестве начальника Управления культуры администрации МР «Ижемский». Основной целью поездки в г. Сыктывкар было участие в совещании Координационного совета по культуре и кинематографии Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. Так же у нее состоялась встреча с заведующим Центра народной культуры коми - ижемцев «Изъва», как с руководителем подведомственного учреждения.

21 апреля 2016 года для принятия мер по данному обращению было проведено совещание при заместителе руководителя администрации МР «Ижемский» Селивёрстове Р.Е., на котором ей было дано поручение создать комиссию для рассмотрения обращения. Данное совещание было проведено уже после пропуска 60-дневного срока для направления ответа заявителям. После этого, была создана комиссия Управления культуры по рассмотрению обращения, результаты которого были доведены до заявителей на собрании 12 мая 2016 года в г. Сыктывкаре.

Кроме того, проверка прокуратурой района проводилась в отношении юридического лица- администрации МР «Ижемский», а не в отношении юридического лица Управления культуры администрации МР «Ижемский», где она является руководителем, вместе с тем дело об административном правонарушении возбуждено в отношении нее. Считает, что она не является субъектом правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ.

В судебное заседание заявитель Вокуева В.Я. не явилась, направив в суд заявление с просьбой перенести рассмотрение жалобы на сентябрь 2016 года в связи с нахождением ее в отпуске.

Старший помощник прокурора Канева Н.М. считает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя.

Заслушав участников судебного заседания, суд находит возможным рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя в виду следующего.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ (п.1.1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Материалы дела об административном правонарушении поступили в Ижемский районный суд 01.07.2016 г., то есть последним днем рассмотрения жалобы судом является дата- 29 августа 2016 года.

Кроме того, нахождение заявителя в отпуске, не препятствует последнему участвовать в судебном заседании.

В судебном заседании старший помощник прокурора Канева Н.М. возражает против удовлетворения жалобы, постановление мирового судьи находит законным и обоснованным. Суду пояснила, что 29.01.2016 в администрацию МР «Ижемский» поступило письменное обращение представителей землячества «Изьватас» о принятии мер в отношении заведующего Центром народной культуры коми-ижемцев «Изьва» г. Сыктывкар. Данное обращение 16 февраля 2016 года передано для изучения проблемы и подготовки ответа начальнику Управления культуры администрации МР «Ижемский» Вокуева В.Я. При этом данное письменное обращение передано для разрешения в отраслевой орган администрации не в порядке ч. 3 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, а для разрешения по существу подчиненному должностному лицу, так как работодателем начальника Управления культуры администрации МР «Ижемский» является администрация МР «Ижемский».

В письменном обращении представителей землячества «Изьватас» в администрацию МР «Ижемский» указано о направлении ответа в адрес председателя землячества ФИО4

Однако в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ ответ заявителям на указанное обращение направлен 02.03.2016 с нарушением 30-дневного срока разрешения обращения (срок разрешения - 27.02.2016), что подтверждается записью № 1403 в журнале регистрации исходящих документов № 01-43. Срок по обращению в установленном законом порядке (ч.2 ст.12 Закона № 59-ФЗ) не продлевался. Этот же письменный ответ был направлен на электронный адрес 31 марта 2016 года.

В письменном ответе в адрес председателя землячества «Изьватас» в г. Сыктывкар ФИО4 содержится информация о том, что по проработке данного обращения запланирован выезд в г. Сыктывкар начальника Управления культуры администрации МР «Ижемский» Вокуева В.Я. 19.03.2016. Таким образом, в ответе фактически содержится информация о продлении срока рассмотрения обращения представителей землячества «Изьватас». При этом, в ходе проверки установлено, что письменный ответ по существу обращения более заявителям не направлялся. Считает, что должностным лицом Вокуева В.Я. нарушена ст. 10 и ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ, поскольку не обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в установленный законом срок не дан, то есть нарушен установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения обращений граждан должностным лицом органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление публично значимых функций.

Рассмотрение обращений граждан входит в компетенцию начальника Управления культуры администрации МР «Ижемский» Вокуева В.Я.

Вышеуказанное обращение должностным лицом Вокуева В.Я. никому не перепоручалось и за допущенные нарушения ответственность должно нести указанное должностное лицо.

Заслушав участников судебного заседания, проверив представленные материалы, суд считает необходимым постановление от 14 июня 2016 года оставить без изменения по следующим основаниям.

Положения статьи 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.39 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

- запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 29 января 2016 года в администрацию муниципального района «Ижемский» поступило письменное обращение представителей землячества «Изьватас» о принятии мер в отношении заведующего Центром народной культуры коми-ижемцев «Изьва» г. Сыктывкар, в связи с чем, обращение следовало расценивать как обращение в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ. Данное обращение зарегистрировано 29.01.2016 в журнале регистрации обращений, заявлений, жалоб граждан № 01-40 с входящим № 15(о.г.) и передано для изучения проблемы и подготовки ответа начальнику Управления культуры администрации МР «Ижемский» Вокуева В.Я., о чем свидетельствуют соответствующие отметки и записи на обращении.

Фактическая передача указанного обращения начальнику Управления культуры администрации МР «Ижемский» Вокуева В.Я. состоялась 16.02.2016, что подтверждается записью в журнале учета рассылки документов № 01-48. При этом данное письменное обращение передано для разрешения в отраслевой орган администрации не в порядке ч. 3 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, а для разрешения по существу подчиненному должностному лицу, так как работодателем начальника Управления культуры администрации МР «Ижемский» является администрация МР «Ижемский».

В письменном обращении представителей землячества «Изьватас» в администрацию МР «Ижемский» указано о направлении ответа в адрес председателя землячества ФИО4

Из анализа норм Федерального закона № 59-ФЗ и установленных обстоятельств, следует, что ответ в адрес ФИО4 должен быть дан не позднее 27 февраля 2016 года.

Однако в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ ответ заявителям на указанное обращение направлен 02.03.2016, то есть с нарушением 30-дневного срока разрешения обращения, что подтверждается записью № 1403 в журнале регистрации исходящих документов № 01-43. Срок по обращению в установленном законом порядке (ч.2 ст.12 Закона № 59-ФЗ) не продлевался. Этот же письменный ответ был направлен на электронный адрес 31 марта 2016 года.

Вместе с тем, в письменном ответе в адрес председателя землячества «Изьватас» в г. Сыктывкар ФИО4 содержится информация о том, что по проработке данного обращения запланирован выезд в г. Сыктывкар начальника Управления культуры администрации МР «Ижемский» Вокуева В.Я. 19.03.2016., то есть можно предположить, что в ответе фактически содержится информация о продлении срока рассмотрения обращения представителей землячества «Изьватас».

Проверкой установлено, что и в течении 60-дневного срока письменный ответ по существу обращения заявителям не направлялся.

В связи с чем, 13 апреля 2016 года и.о. прокурора Ижемского района Лазаревой Л.Е. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица- органа местного самоуправления- начальника Управления культуры администрации МР «Ижемский» Вокуева В.Я. по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Применительно к диспозиции статьи 5.59 КоАП РФ мировой судья установил фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и пришел к выводу о наличии оснований для привлечения должностное лицо Вокуева В.Я. к административной ответственности, который основан на исследованных по делу доказательствах – постановлении о возбуждении производство по делу об административном правонарушении (л.д. 1-5), сведениях базы данных журнала регистрации обращений, заявлений, жалоб граждан администрации МР «Ижемский» ( л.д. 20), сведениях базы данных по журналу исходящей корреспонденции (л.д. 22, 28), базы данных журнала учета рассылки документов ( л.д. 25-26); содержания ответа на обращение ( л.д. 27), копии распоряжения руководителя администрации МР «Ижемский от 28.12.2011 года № 62-р о назначении Вокуева В.Я. на должность начальника отдела культуры администрации МР «Ижемский», которая в соответствии с трудовым договором ( контрактом) возглавляет отраслевой орган администрации МР «Ижемский» ( л.л. 36, 37-41), должностной инструкции начальника управления культуры администрации МР «Ижемский», согласно которой рассмотрение обращений входит в ее компетенцию (л.д. 42-46); решения Совета муниципального района «Ижемский» от 18.12.2013 г. № 4-21/9 « Об утверждении структуры администрации муниципального района «Ижемский», согласно которого управление культуры администрации МР «Ижемский» является структурным подразделением администрации МР «Ижемский», наделенным правами юридического лица (л.д.51-52).

Суд с выводами мирового судьи Ижемского судебного участка согласен, поскольку в нарушение ст. 10 и ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения должностным лицом Вокуева В.Я. не обеспечено, письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в установленный законом срок не дан, следовательно, должностным лицом нарушен установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения обращений граждан.

Наказание назначено в пределах санкции статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы должностного лица Вокуева В.Я. о том, что она не является субъектом правонарушения, суд находит не состоятельными, поскольку согласно должностной инструкции рассмотрение обращений граждан входит в ее должностные обязанности, разрешение обращения поручено руководителем администрации муниципального района ей, как должностному лицу структурного подразделения.

Должностным лицом Вокуева В.Я. разрешение обращения никому не перепоручалось, следовательно, и обязанность дать заявителям ответ по существу возникшей проблемы, отраженной в обращении, возлагалась на нее.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений в ходе производства по настоящему делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли повлечь изменение либо отмену обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10.,30.7 ч.1 п. 1 Кодекса РФ об административных правонарушения, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи Ижемского судебного участка от 14 июня 2016 года о признании должностное лицо Вокуева В.Я. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей оставить без изменения, а жалобу Вокуева В.Я. без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Т.И. Засыпкина