Мировой судья Дело№ 12-34/2017
Гусева Е.Н.
РЕШЕНИЕ
Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Салахова Н.Р., при секретаре Волковой Т.В.,
рассмотрев жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-КНТ» на постановление мирового судьи 2-го судебного участка Гвардейского района Калининградской области от 07.02.2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Гвардейского района
Калининградской области от 07.02.2017 г. ООО «ЛУКОЙЛ-КНТ» признано
виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 11 Кодекса
РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде
административного штрафа в размере 200 000 рублей. _ *
Исполнительный директор ООО «ЛУКОЙЛ-КНТ» (далее - Общество) обратился в суд с жалобой и просил отменить указанное постановление, производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения, указав, что Заявитель с предписанием не согласен и считает его незаконным, поскольку мировым судьей в нарушение ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ не была дана оценка законности самого предписания и не выполнена задача административного судопроизводства, а именно всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом и выяснение наличия события административного правонарушения.
В обосновании своей жалобы указывает, что в Предписании Ростехнадзор сослался на нормативные акты:
- ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -Федеральный закон № 116-ФЗ), которые не возлагают на эксплуатирующую организацию обязанность по выполнению конкретного мероприятия, указанного в предписании, а закрепляют лишь общие требования к эксплуатации опасных производственных объектов, являясь отсылочными к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности;
- п.п. 6.3.17, 6.4.1 ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимическихи нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96 (далее - Правила № 96), содержащие требования об осуществлении контроля загазованности путем применения средств автоматического газового контроля и анализа с сигнализацией для опасных производственных объектов (далее - ОПО) химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, к которым Общество не относится, поскольку не осуществляет деятельность на ОПО, относящихся к указанной области промышленности, а в соответствии с классификаторами видов деятельности и нормативными правовыми актами в сфере промышленной безопасности (раздел 8 Требований к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре ОПО, утвержденным приказом Ростехнадзора № 168 от 07.04.2011 года) «Площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов», которым и является ОПО «Площадка сливо-наливного терминала (эстакады) пос. Знаменск», относится к ОПО нефтепродуктообеспечения.
Считает, что вывод мирового судьи является ошибочным, поскольку никоим образом не вытекает из приложения № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, содержащего общие признаки, при наличии которых объекты характеризуются в качестве опасных производственных объектов. ОПО, характеризуемые одними и теми же признаками, могут применяться в различных отраслях экономической деятельности, обеспечение промышленной безопасности в которых регулируется различными федеральными нормами и правилами.
В судебном заседании представители ООО «Лукойл-КНТ» ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, поддержали жалобу по доводам, изложенным в ней.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения представителей, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.И ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании, по результатам проведенной плановой выездной проверки Ростехнадзора с целью устранения выявленных нарушений, отражённых в акте проверки от 24.06.2016 года № 8.2-.к-.0168-прпл-А/0024-2016 ООО «ЛУКОИЛ-КНТ» было выдано предписание, в соответствии с которым Общество в срок до 24.09.2016 года (впоследующем продлен до 24.12.2016 года) обязано принять меры по оснащению железнодорожной эстакады ОПО «Площадка сливо-наливного терминала пос. Знаменск, регистрационный № А 21-06393-0010 автоматической системой сигнализации для контроля загазованности по ПДК в рабочей зоне установок налива нефти и нефтепродуктов (далее - система сигнализации).
Согласно указанного предписания Обществом нарушены ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ мО промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пп. 6.3.17, 6.4.1 ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 №96.
В период с 12 по 16 яйваря 2017 года на основании распоряжения Центрального управления Ростехнадзора от 09.01.2017 №к-1-пр была проведена внеплановая выездная проверка Общества с целью контроля за выполнением требований, указанных в п. 1 ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 24.06.2016 № 8.2-к-0168прпл-А/0024-2016, по результатам которой административным органом составлен протокол об административном правонарушении по ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Общества, мировым судьей 07.02.2017 года принято обжалуемое постановление.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны соблюдать положения названного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, ст. 9 Закона № 116-ФЗ не возлагает на эксплуатирующие организации обязанностей по выполнению конкретных мероприятий, указанных в п.1 Предписания; закрепляет лишь общие требования к эксплуатации опасных производственных объектов и является отсылочной (бланкетной) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 18.07.2016 №51-АД16-4.
Правила № 96 устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе способные образовывать паро-, газо-, пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ (п. 1.1)
Названные Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, связанной с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом, консервацией и ликвидацией ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Следовательно, нормы Правил № 96 распространяются на ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Согласно свидетельству о регистрации А21-06392, выданного Обществу, в том числе на ОПО - «Площадка сливо-наливного терминала (эстакады) в пос. Знаменск, последний зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов, регистрационный N А21-06392-0010, III класс опасности.
Согласно п.3.2 Устава ООО «Лукойл-КНТ» занимается перевалкой нефти и нефтепродуктов, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ, транспортировку, хранение грузов, не осуществляет производство или переработку продукции.
Согласно сведений в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что основным видом деятельности Общества является хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки.
В соответствии с разделом 8 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 N 168, площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов относится к ОПО нефтепродуктообеспечения. ОПО химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств, поименованы в разделе 7 названных Требований.
В соответствии с абзацем 1 раздела 4 Технологического регламента нефтеналивной эстакады цеха по приему и отгрузке нефти и нефтепродуктов TP 002-2016 Общества вышеуказанный объект предназначен для приема по нефтепроводу (Ду - 426 мм) и налива в железнодорожные цистерны нефти сырой, поступающей с нефтесборного пункта «Зорино» (далее - НСП «Зорино») ООО «ЛУКОИЛ-КМН» (т.е. с другого предприятия).
Доказательства осуществления Обществом переработки нефти или иных нефтепродуктов, применения их в качестве сырья для производства какой-либо продукции в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах отнесение эксплуатируемого Обществом ОПО к объектам нефтегазоперерабатывающей (нефтехимической) промышленности и применение к нему требований, установленных Правилами N 96, нельзя признать обоснованным.
Иных нормативных правовых актов, возлагающих на Общество обязанности по выполнению мероприятий, предусмотренных в оспариваемом предписании, управлением не приведено.
Однако мировым судьей указанные выше доводы Общества не были приняты во внимание. Обосновывая свой вывод об обязательности применении к ООО «Лукойл-КНТ» вышеназванных Правил, мировой судья посчитал, что они распространяются на любой опасный производственный объект, деятельность которого связана с обращением опасных веществ, независимо от сферы деятельности. Однако данный вывод противоречит буквальному содержанию выше обозначенных п. 1.1 и 1.4 Правил № 96, где сфера их применения ограничивается ОПО химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат такие обстоятельства, как наличие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах районный суд приходит к выводу, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ :
Отменить постановление мирового судьи 2-го судебного участка Гвардейского района от 07.02.2017 года, которым ООО «Лукойл - КНТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Производство по делу в отношении ООО «Лукойл - КНТ» об административном правонарушении прекратить на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно со дня его вынесения.
Судья
Салахова Н.Р.