Дело № 12-34/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г.Гусь-Хрустальный 14 июня 2018 года
Судья Гусь-Хрустального городского суда Шумник Е.Е., в судебном заседании, рассмотрев жалобу директора филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Владимирской области ФИО2 от 15.02.2018 года № 03-02-26/2018 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и представление от 15.02.2018 года № 03-02-26/2018 об устранении причин, способствовавших совершению административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Владимирской области ФИО2 от 15.02.2018 года № 03-02-26/2018 директор филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ст. ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, внесено представление от 15.02.2018 года № 03-02-26/2018 об устранении причин, способствовавших совершению административного правонарушения.
Директор филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 не согласился с указанными постановлением и представлением, обратился в суд с жалобой, указав, что дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом административного органа в отсутствие надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено 15.02.2018 г. в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, по причине его ненадлежащего уведомления.
В определении № 03-02-26/2018 от 13.02.2018 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении указано, что рассмотрение назначается на основании протокола об административном правонарушении от 23.01.2018 г. Между тем, с протоколом от 23.01.2018 г. ФИО1 не ознакомлен и копия соответствующего протокола ему не вручалась.
В связи с совершением ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении от 13.02.2018 г., который был им получен.
Со своей стороны ФИО1 ожидал направления ему надлежавшего уведомления о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении.
Из данных обстоятельств следует, что административное дело было рассмотрено должностным лицом административного органа в отсутствие надлежащего извещения ФИО1, что привело к существенному нарушению норм процессуального права и нарушению его прав, установленных частями 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ.
Поскольку ФИО1 не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, его право на защиту было нарушено, он не имел возможности при рассмотрении дела об административном правонарушении заявить возражения, привести доводы и иным образом участвовать в рассмотрении дела.
Согласно мотивировочной части постановления № 03-02-26/2018 от 15.02.2018 г., объективная сторона правонарушения заключается в следующем: «действие или бездействие, состоящие в осуществлении МУП «Водоканал» г. Лакинска в период с 31.12.2017 г. до настоящего времени (день составления протокола об административном правонарушении 23.01.2018 г.) выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения» (страница 4).
В тоже время, ФИО1 не является должностным лицом МУП «Водоканал» г. Лакинска, а с протоколом об административном правонарушении от 23.01.2018 г. он ознакомлен не был.
Также полагает, что в материалах дела об административном правонарушении не содержится доказательств осуществления газовой котельной ФГУП «Космическая связь» выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или вредного физического воздействия на него с 01.01.2018. Факт осуществления данной котельной выбросов в атмосферный воздух или иного вредного воздействия при составлении протокола об административном правонарушении не устанавливался. Поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств осуществления газовой котельной ФГУП «Космическая связь» выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или вредного физического воздействия на него с 01.01.2018 г., то выводы должностного лица административного органа о наличии события административного правонарушения являются недоказанными.
Также указал, что в качестве доказательств наличия события административного правонарушения были использованы недопустимые доказательства, а именно: из материалов дела об административном правонарушении следует, что проверка соблюдения природоохранного законодательства в ССС «Владимир» - обособленном подразделении ФГУП «Космическая связь» в 2018 г. в установленном Федеральном законе № 294-ФЗ порядке не проводилась, распоряжение или приказ руководителя (заместителя руководителя) органа контроля (надзора) о проведении проверки не выносились, проведение контрольных мероприятий планом проверок контролирующего органа предусмотрено не было, согласование проведения внеплановой проверки с органом прокуратуры отсутствует.
По этой причине, любые документы и информация, полученные должностным лицом административного органа при проверке соблюдения ФГУП «Космическая связь» законодательства об охраны атмосферного воздуха области охраны атмосферного воздуха являются недопустимыми доказательствами, в связи с чем не могли быть использованы при производстве по делу об административном правонарушении.
Кроме того, служебная записка отдела планирования и информационноаналитического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области per. № 394-С от 23.11.2016г. не может быть использована в качестве доказательств совершения ФИО1 административного правонарушения, поскольку она была составлена до момента истечения срока действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № РВ-0460 (31.12.2017г.), т.е. до момента совершения административного правонарушения.
В действиях ФИО1 отсутствует вина во вменяемом административном правонарушении.
В постановлении № 03-02-26/2018 от 15.02.2018г. указано, что административное правонарушение... допущено по вине должностного лица - директора филиала ФГУП «Космическая связь» - Центр космической связи «Дубна» ФИО1, который в соответствии с приказом ГП КС осуществляет руководство Станцией спутниковой связи «Владимир» (стр. 3), который в соответствии с должностной инструкцией директора филиала ФГУП «Космическая связь» - Центр космической связи «Дубна» (утверждена 07.03.2006 г.) осуществляет руководство филиалом, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, является ответственным лицом за соблюдение природоохранного законодательства в руководимом им филиале (стр.3).
Данные выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
ФИО1 на основании приказа и.о. генерального директора ФГУП «Космическая связь» № № от 01.12.2003 г. является директором филиала ФГУП «Космическая связь» - ЦКС «Дубна» с 01.12.2003 г., а согласно трудовому договору между ФГУП «Космическая связь» и ФИО1 от 01.01.2000 г. с учетом изменений, принятых Дополнительным соглашением от 17.09.2007г. и Соглашением от 14.07.2016 г., местом работы А.П. Дуки является филиал ФГУП «Космическая связь» Центр космической связи «Дубна» (РФ, <...>) по месту нахождения ЦКС «Дубна». В соответствии с должностной инструкцией директора филиала ЦКС «Дубна» от 07.03.2006 г., обязанности и ответственность ФИО1 распространяются только на возглавляемый им филиал ЦКС «Дубна».
Приказом генерального директора ФГУП «Космическая связь» № № от
г. с 30.03.2009 г. на ФИО1 возложено руководство Станцией спутниковой связи «Владимир», обособленным структурным подразделением ФГУП «Космическая связь».
Согласно Положению об обособленном структурном подразделении ФГУП «Космическая связь» Станции спутниковой связи «Владимир» от 20.04.2009 г. Директор ЦКС «Дубна» осуществляет оперативное руководство деятельностью подразделения (п. 1.4, 4.1 Положения), которое согласно п. 4.3-4.4 положения выражается в заключении договоров, подписании платежных документов, приему и увольнению сотрудников, а также в ответственности за расходованием денежных средств, контролем финансовой дисциплины и соблюдением государственной и коммерческой тайны.
Обязанности по охране окружающей среды на ССС «Владимир», включая охрану атмосферного воздуха, трудовым договором, положением об обособленном структурном подразделении ФГУП «Космическая связь» Станции спутниковой связи «Владимир» от 20.04.2009 г. и иными локальными актами ФГУП «Космическая связь» на ФИО1 не возложены, в связи с чем данное должностное лицо не может нести административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Полагает, что назначенное административное наказание является несоразмерным.
Назначенное ФИО1 административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей является максимальным за совершение данного административного правонарушения.
Поскольку обстоятельств, отягчающих административную ответственность при вынесении постановления установлено не было, у должностного лица административного органа не имелось оснований для назначения максимального наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в связи с чем вынесенное наказание является несоразмерным административному правонарушению.
Приведенные выше обстоятельства указывают, что постановление № 03-02- 26/2018 от 15.02.2018 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ было вынесено с нарушением законодательства Российской Федерации.
Поскольку отсутствует событие административного правонарушения и в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, постановление и представление № 03-02-26/2018 от 15.02.2018 г. подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
4.06.2018 года в суд поступило ходатайство ФИО1 об отложении судебного заседания, назначенного 14.06.2018 года. Определением Гусь-Хрустального городского суда от 4.06.2018 года ходатайство оставлено без удовлетворения, в связи с чем, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие ФИО1 не имеется.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 1 Федерального Закона РФ от 04.05.1999. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ от 04.05.1999. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, в соответствии с п. 5 ст. 14 указанного закона, при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьей 23 вышеуказанного Закона установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, определение показателей опасности выброса утверждены приказом МПР России от 31.12.2010 г. № 579.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от 04.05.1999. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Из совокупности указанных норм следует, что в целях охраны атмосферного воздуха органы государственной власти с соблюдением определенных процедур выдают разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, устанавлявая предельно допустимые выбросы и иные необходимые условия.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильно разрешения дела.
Судом установлено, что на основании служебной записки, поступившей в отдел государственного экологического надзора и разрешительной деятельности из отдела планирования и информационно- аналитического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Владимирской области (далее Управление) рег. № 394-С от 23.11.2017 г. установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (далее ФГУП «Космическая связь») нарушает требования законодательства в области охраны окружающей среды, а именно:
ФГУП «Космическая связь» является юридическим лицом. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ФГУП «Космическая связь» основным видом деятельности предприятия является деятельность в области спутниковой связи.
ФГУП «Космическая связь» зарегистрировано по адресу: 115162, <...>. На территории Владимирской области по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, в 7-ми км на северо- восток от д. Дудор располагается обособленное структурное подразделение- станция спутниковой связи «Владимир».
ФГУП «Космическая связь» не относится к субъекту малого и среднего предпринимательства.
Производственная территория ФГУП «Космическая связь» поставлена Управлением Росприроднадзора по Владимирской области на государственный учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, ФГУП «Космическая связь» выдано свидетельство за № AO5IRVW2 от 04.01.2017 г. как объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, присвоен код 17-0133-000449-П, установлена категория негативного воздействия на окружающую среду- III.
Согласно сведений, представленных в заявке о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, на производственной территории ФГУП «Космическая связь» стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является газовая котельная, используемая для получения тепловой энергии.
От данного источника в атмосферный воздух поступают следующие вредные (загрязняющие) вещества- бенз/а/пирен, (3, 4-Бензипрен), азот (II) оксид (азота оксид), азота диоксид (азота (IV) оксид), углерода оксид.
При рассмотрении материалов, имеющихся в распоряжении Управления, установлено, что с 01.01.2018 г. и по настоящее время ФГУП «Космическая связь» осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от вышеуказанных источников в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Действие выданного ранее ФГУП «Космическая связь» разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № РВ-0460 закончилось 31.12.2017 г.
Таким образом, ФГУП «Космическая связь», осуществляя хозяйственную деятельность, которая сопровождается выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, нарушает требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ- выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Указанное административное правонарушение допущено по вине должностного лица- директора ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» ФИО1, который в соответствии с приказом ГП КС осуществляет руководство Станцией спутниковой связи «Владимир».
В соответствии с должностной инструкцией директора филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» (утверждена 07.03.2006 г.) ФИО1 осуществляет руководство филиалом, производственно- хозяйственной и финансово- экономической деятельностью, является ответственным лицом за соблюдением природоохранного законодательства в руководимом им филиале.
Таким образом, директор филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» ФИО1 в нарушение возложенных на него обязанностей не обеспечил соблюдение требований природоохранного законодательства и допустил выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от возглавляемого им обособленного структурного подразделения ФГУП «Космическая связь»- станция спутниковой связи «Владимир».
За неисполнение требований ст. 23, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в отношении директора филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» ФИО1 13.02.2018 г. был составлен протокол об административном правонарушении № 03-02-26/2018 г. по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Обстоятельства, установленные административным органом в ходе проведения проверки, послужили основанием для привлечения должностного лица- директора филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в отношении него административным органом 15.02.2018 г. вынесено постановление № 03-02-26/2018.
Согласно выписки из приказа генерального директора ФГУП «Космическая связь» от 30.03.2009 г. № № с 01.04.2009 г. образовано обособленное структурное подразделение ФГУП «Космическая связь»- Станция спутниковой связи «Владимир». Руководство Станцией спутниковой связи «Владимир» возложено на директора филиала ФГУП «Космическая связь» ФИО1
В соответствии с должностной инструкцией директора филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» (утверждена 07.03.2006 г.) ФИО1 осуществляет руководство филиалом, производственно- хозяйственной и финансово- экономической деятельностью, является ответственным лицом за соблюдением природоохранного законодательства в руководимом им филиале.
Таким образом, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Владимирской области пришел к верному выводу о том, что в действиях должностного лица директора филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» (утверждена 07.03.2006 г.) ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом административного органа в отсутствие надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении опровергается материалами дела.
Согласно определению о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-02-26/2018 от 13.02.2018 г. рассмотрение дела назначено на 15.02.2018 г. в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, кааб. 14. Указанное определение получено директором филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» ФИО1 13.02.2018 г., о чем в определении имеется его подпись (л.д.91).
Доводы жалобы о том, что в определении № 03-02-26/2018 от 13.02.2018 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении указано, что рассмотрение назначается на основании протокола об административном правонарушении от 23.01.2018 г. Между тем, с протоколом от 23.01.2018 г. ФИО1 не ознакомлен и копия соответствующего протокола ему не вручалась, считаю несостоятельными в силу следующего.
Указание в определении № 03-02-26/2018 от 13.02.2018 г. на протокол от 23.01.2018 г. является опиской и правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку постановление от 15.02.2018 года № 03-02-26/2018 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 13.02.2018 г., при составлении которого ФИО1 присутствовал и был с ним ознакомлен, о чем в протоколе имеется его подпись (л.д. 86-90).
Доводы заявителя о том, что согласно мотивировочной части постановления № 03-02-26/2018 от 15.02.2018 г., объективная сторона правонарушения заключается в следующем: «действие или бездействие, состоящие в осуществлении МУП «Водоканал» г. Лакинска в период с 31.12.2017 г. до настоящего времени (день составления протокола об административном правонарушении 23.01.2018 г.) выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения» (страница 4), а ФИО1 не является должностным лицом МУП «Водоканал» г. Лакинска являются необоснованными.
Указание в мотивировочной части постановления на то, что действие или бездействие, состоящие в осуществлении МУП «Водоканал» г. Лакинска в период с 31.12.2017 г. до настоящего времени (день составления протокола об административном правонарушении 23.01.2018 г.) выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения» (страница 4), а ФИО1 не является должностным лицом МУП «Водоканал» г. Лакинска, является опиской и правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку все материалы административного дела, на основании которых вынесено обжалуемое постановление составлены в отношении филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна», директором которого является ФИО1
Довод жалобы о том, что ФИО1 как должностное лицо на момент проведения проверки не был наделен соответствующими полномочиями, за которые привлекается к административной ответственности, опровергается должностной инструкцией, из которой усматривается, что директор филиала обязан: п. 2.1 осуществлять руководство филиалом в соответствии с действующим законодательством; п. 2.4 директор филиала является ответственным лицом за соблюдение природоохранного законодательства в руководимых им подразделениях (л.д.135-137). Из указанных пунктов должностной инструкции следует, что ФИО1 является должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства по охране окружающей среды.
Довод заявителя о том, что в материалах дела об административном правонарушении не содержится доказательств осуществления газовой котельной ФГУП «Космическая связь» выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или вредного физического воздействия на него с 01.01.2018. считаю несостоятельным в силу следующего
Факт осуществления ФГУП «Космическая связь» в отсутствие специального разрешения деятельности по эксплуатации котельной, в результате которой выделяются вредные вещества, подлежащие обязательному государственному учету и нормированию, подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Рассматривая представленные материалы дела об административном правонарушении, судья признаю доказанным факт совершения правонарушения, поскольку событие и состав правонарушения документально подтверждены представленными материалами административного дела.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
При рассмотрении настоящего дела, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу, что котельная, находящаяся в пользовании и эксплуатируемая ФГУП «Космическая связь», является стационарным источником выброса вредных веществ в атмосферный воздух, в связи с чем, должностное лицо – директор ФИО1, отвечающий за деятельность филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна», должен был получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Поскольку разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на момент выявления административного правонарушения отсутствовало, должностное лицо административного органа обоснованно указало в постановлении, что соответствующие выбросы загрязняющих веществ осуществлялись Предприятием неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Доказательств того, что директором филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна» ФИО1, своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований норм действующего законодательства, суду не представлено. Доказательств отсутствия у должностного лица возможности соблюдения требований законодательства в материалах дела также не имеется.
Отсутствие данных о пробах загрязнения атмосферного воздуха и степени концентрации вредных веществ при осуществлении деятельности филиала ФГУП «Космическая связь» (ГП КС)- Центр космической связи «Дубна», на момент проверки не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку состав указанного административного правонарушения является формальным, то есть правонарушением является вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.
Ответственность в данном случае наступает, когда необходимо получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, при отсутствии такого разрешения.
Доводы жалобы о том, что в качестве доказательств наличия события административного правонарушения были использованы недопустимые доказательства, а именно: из материалов дела об административном правонарушении следует, что проверка соблюдения природоохранного законодательства в ССС «Владимир» - обособленном подразделении ФГУП «Космическая связь» в 2018 г. в установленном Федеральном законе № 294-ФЗ порядке не проводилась, распоряжение или приказ руководителя (заместителя руководителя) органа контроля (надзора) о проведении проверки не выносились, проведение контрольных мероприятий планом проверок контролирующего органа предусмотрено не было, согласование проведения внеплановой проверки с органом прокуратуры отсутствует, являются необоснованными.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что служебная записка начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Владимирской области не может являться законным основанием для проведения внеплановой проверки общества в силу ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" поскольку заявителем жалобы не учтено следующее.
Указанный Закон неприменим в данном случае, поскольку проверка законодательства в области охраны окружающей среды проводилась в рамках КоАП РФ.
Основанием для проведения проверки послужила служебная записка должностного лица органа государственного контроля, которым были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся в осуществлении хозяйственную деятельности, которая сопровождается выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
В связи с изложенным полагаю, что действия директора филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ квалифицированы верно, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 названного Кодекса судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 указанной статьи).
Внесение должностным лицом представления на имя директора филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 соответствует положениям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что назначенное административное наказание является несоразмерным, заслуживают внимания.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное правонарушение может быть признано малозначительным в случае, если действие (бездействие), хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, не установлено, однако должностным лицом Росприроднадзора при вынесении постановления не в полной мере учтены данные о личности ФИО1, который привлекается к административной ответственности впервые, отягчающих ответственность обстоятельств установлено не было.
Учитывая установленные обстоятельства, а также характер совершенного административного правонарушения, полагаю, что имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер наложенного на должностное лицо, директора филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 административного штрафа до 40 000 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу директора филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 – удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Владимирской области ФИО2 от 15.02.2018 года № 03-02-26/2018 о привлечении директора филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ – изменить.
Назначенное директору филиала ФГУП «Космическая связь»- Центра космической связи «Дубна» ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей снизить до 40 000 рублей.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Владимирской области ФИО2 от 15.02.2018 года № 03-02-26/2018 и представление от 15.02.2018 года № 03-02-26/2018 об устранении причин, способствовавших совершению административного правонарушения, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 дней.
Судья Е.Е. Шумник