Р Е Ш Е Н И Е
Судья Богородицкого районного суда Тульской области Потапова Л.А.,
при секретаре Сысоевой О.А.,
с участием начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям ФИО2,
представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям по доверенности ФИО3,
рассмотрев в отрытом судебном заседании жалобу должностного лица – операционного директора общества с ограниченной ответственностью «Курск АгроАктив» ФИО4 на постановление начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности должностного лица – операционного директора общества с ограниченной ответственностью «Курск АгроАктив» ФИО4 по ч.1 ст.14.44 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – операционный директор общества с ограниченной ответственностью «Курск АгроАктив» ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.44 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, ФИО4 обратилась с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события, состава административного правонарушения, на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления недостоверных сведений и данных, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии; на отсутствие её вины в совершении вменяемого административного правонарушения, на то, что она не является субъектом административного правонарушения.
В судебное заседание ФИО4 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям по доверенности ФИО3, начальник отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям ФИО2 в судебном заседании поддержали доводы представленных отзывов на жалобу, в которых содержится указание на законность постановления и несостоятельность доводов жалобы, а также просьба об оставлении постановления без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, судья, пересматривающий дело по жалобе приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ установлена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от 15000 руб. до 25000 рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в недостоверном декларировании соответствия продукции.
В соответствии с положениями Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» (далее - Законом о техническом регулировании) данный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или связанными с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно статье 2 Закона о техническом регулировании декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов: декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о техническом регулировании технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Целью подтверждения соответствия, исходя из смысла статьи 18 Закона о техническом регулировании, является удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров для содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг. Создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 (далее - Технический регламент), устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (пункт 2 статьи 1 Технического регламента).
Согласно пункту 1 статьи 3 Технического регламента зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные названным техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
В силу пункта 3 статьи 3 Технического регламента поставляемое зерно, соответствие которого требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не может быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Соответствие зерна упомянутому техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований и выполнением требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется (статья 5 Технического регламента).
По правилам статьи 6 Технического регламента оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего технического регламента проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия зерна; 2) государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна.
Согласно пункту I статьи 7 Технического регламента зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
При этом пунктом 2 названной статьи подтверждение соответствия зерна, произведенного на единой таможенной территории Таможенного союза, и зерна ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза, проводится по единым правилам и схемам, установленным настоящим техническим регламентом.
Пунктом 4 статьи 7 Технического регламента установлено, что в зависимости от схемы декларирования соответствия подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны: органа по сертификации продукции, органа по "сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
В силу пункта 5 статьи 7 Технического регламента декларирование соответствия зерна осуществляется по схемам 1 д, 2д, 3д, 4д и 6д.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Технического регламента схема декларирования 1 д включает следующие процедуры:
формирование и анализ технической документации;
осуществление производственного контроля;
проведение испытаний образцов зерна;
принятие и регистрация декларации о соответствии;
нанесение единого знака обращения.
С целью контроля соответствия зерна требованиям настоящего технического регламента заявитель проводит испытания образцов зерна. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Как указано в части 2 статьи 24 Закона о техническом регулировании при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Частью 5 статьи 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия; заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.
Фактически недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений и документов, на основании которых осуществляется выдача декларации соответствия.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям вменяется факт недостоверного декларирования должностным лицом – операционным директором ООО «Курск АгроАктив» ФИО4 соответствия продукции техническим регламентам.
Вместе с тем данный вывод не верен. Состоявшееся по делу постановление должностного лица незаконно по следующим основаниям.
В материалы дела представлены:
декларация о соответствии Евразийского экономического союза № от ДД.ММ.ГГГГ на «Пшеница на пищевые цели» принята на основании протокола испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ; протокола испытаний № от 05.08.2020г., срок действия по 12.08.2021г.;
декларация о соответствии Евразийского экономического союза № от ДД.ММ.ГГГГ на «Ячмень на пищевые цели» принята на основании протокола испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ; протокола испытаний № от 05.08.2020г., срок действия по 12.08.2021г.;
декларация о соответствии Евразийского экономического союза № от ДД.ММ.ГГГГ на «Рапс для промышленной переработки на пищевые цели» принята на основании протокола испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ; протокола испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия по 13.09.2021г.;
декларация о соответствии Евразийского экономического союза № от ДД.ММ.ГГГГ на «Семена сои на пищевые цели» принята на основании протокола испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ; протокола испытаний №-ВО от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия по 30.09.2021г.
Декларирование осуществлено ООО «Курск АгроАктив» по схеме декларирования 1д.
Как усматривается из деклараций о соответствии Евразийского экономического союза №, №, № №, № № заявителем деклараций о соответствии выступает ООО «Курск АгроАктив» в лице генерального директора ООО «Курск АгроАктив» ФИО1.
Все вышеуказанные декларации о соответствии подписаны генеральным директором ООО «Курск АгроАктив» ФИО1
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому договору № от 03.04.2018г. ФИО4 переведена в обособленное подразделение в <адрес>, группа растениеводство операционным директором.
Из должностной инструкции операционного директора ФИО4 не усматриваются обязанности по подготовке и представлению необходимых документов для получения деклараций.
Доказательств вины операционного директора ФИО4 по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений и документов, на основании которых осуществлялась выдача деклараций соответствия, в судебное заседание не представлено.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Следовательно, должностное лицо - операционный директор ООО «Курск АгроАктив» ФИО4 не является субъектом правонарушения по настоящему делу и привлечена к административной ответственности необоснованно.
Доводы представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям по доверенности ФИО3 о том, что в данном случае ответственность по ч.1 ст.14.44 КоАП РФ несет ФИО4 в соответствии с должностной инструкцией, предусматривающей общее руководство и координирование работы подразделения, ответственность за правильное применение законодательных, нормативных актов, инструктивных и технологических документов, а также в силу доверенности №57 от 16.03.2020, которой ФИО4 предоставлено право подписывать заявления и декларации о соответствии товара техническим регламентам Таможенного союза, основаны на неверном толковании норм материального права, при этом суд обращает внимание, что все вышеизложенные декларации подписаны генеральным директором ООО «Курск АгроАктив» ФИО1
При таких обстоятельствах в действиях ФИО4 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям от 29.10.2020 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – операционного директора общества с ограниченной ответственностью «Курск АгроАктив» ФИО4 по ч.1 ст.14.44 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.6-30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
жалобу ФИО4, удовлетворить.
постановление начальника отдела фитосанитарного надзора по Тульской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г.Москва, Московской и Тульской областям от 29.10.2020 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – операционного директора общества с ограниченной ответственностью «Курск АгроАктив» ФИО4 по ч.1 ст.14.44 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульский области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.А. Потапова