Дело №12-34/2021
УИД 18RS0003-01-2020-004153-93
РЕШЕНИЕ
18 июня 2021 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Шахтин М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике ФИО13 от <дата>№<номер> привлечении к администартивной ответствененности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, заместителя директора по строительству АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике ФИО15 от <дата> должностное лицо - заместитель директорапо строительству АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
ФИО1 подана жалоба, в которой заявитель просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование своей жалобы указывает, что в его действиях отсутствует вменяемый состав административного правонарушения.
1) Размер платы во всех случаях соответствует п.26(22) Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1021 от 29.12.2000г., Разъяснениям ФАС России.
2) В соответствии с п.85 Правил подключения №1314 срок подключения для заявителей второй категории может устанавливаться соглашением сторон до 3 лет, поэтому АО «Газпром газораспределение Ижевск» предложило в проекте договора о подключении срок подключения 3 года. Возражений или мотивированных отказов со стороны заявителей (ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО9) не поступало. ФИО7 изменен срок подключения с 3 лет до 1,5 года
В соответствии с п.77 Правил подключения 1314 «В случае несогласия с представленым исполнителем проектом договора о подключении и (или)несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении отправляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий».
В связи с тем, что заявителем не был соблюден установленный порядок заключения договора, каких – либо противоправных действий по навязыванию со стороны Общества или должностного лица не имелось, соответственно и не могли наступить неблагоприятные последствия для заявителя.
Направление проекта договора с условиями, которые стороны вправе согласовать между собой любым законным способом, не могут считаться нарушением Правил подключения или навязыванием не предусмотренных Правилами подключения условий.
3) Отнесение заявителей ко второй категории осуществлялось не только на основании Правил подключения №1314, но и на основании Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1021 от29.12.2000г. «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации.
При формировании цены, платы за подключение используются понятия которые определены документом. Иные понятия, используемые, в настоящих Основных положениях, соответствуют определениям, содержащимся в Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации», а также иных нормативных правовых актах.
26(18). При определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.
26(21). Газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных диапазонами диаметров строящихся газопроводов, протяженностью и типами их прокладки, материалами труб, техническими характеристиками объектов сети газораспределения.
Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанная в пункте 26(22) настоящих Основных положений, устанавливается с разбивкой по категориям потребителей.
Пункт 26 (22) фактически дублирует понятие заявителя первой категории, закрепленное в Правилах подключения №1314, а также конкретизирует это понятие фразой «и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденным в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом».
Поскольку эти два документа находятся в одинаковом значении по иерархии документа должны применяться во взаимосвязи и дополнении друг друга.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» основными положениями формировании государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года №1021 (далее Основные положения) Постановлением Правительства РФ от30.12.2013г. №1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее – Правила подключения) разработаны Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных сеток, определяющих ее величину.Данным документом также предусмотрено разделение потребителей (заявителей) на категории, с конкретизацией понятия данного в Правилах подключения №1314, а именно дополняющее понятие фразой «И мероприятия предполагают строительство только газопроводов – вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной схемой газоснабжения территории муниципального образования».
Учитывая то, что законодательством РФ закреплено развитие сетей газораспределения на основании Программ газификации, а также неоднократные указания ФАС России (разъяснения) о применении стандартизированных ставок за подключение в условиях отсутствия программы газификации, ни общество, ни должностное лицо не могло действовать иначе, в противном случае бы ФАС России привлекло бы общество по ст.14.6 КоАП РФ.
Применяя Правила подключения№1314 во взаимосвязи с Основными положениями и Методическими указаниями, к заявителям первой категории не относило лиц, подключение чьих объектов капитального строительства не вошло в программу газификации (программу по спецнадбавке), то есть где мероприятия по техприсоединению не были предусмотрены программой и требовалось строительство распределительных газопроводов.
Заявитель полагает, что при таких обстоятельствах во избежание нарушения единообразия применения нормативных актов, нарушений не имеется.
Кроме того, необходимость строительства распределительного газопровода определяется на основании гидравлических расчетов, данных о застройке населенного пункта.
Так, согласно п.4.2 Свода правил СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы». Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. №780) (с изменениями и дополнениями предусмотрено, что выбор схем газоснабжения проводится в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно – территориального деления, размещения жилых и производственных зон, также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). Право выбирать какой необходимо построить газопровод (распределительный или ввод) законодательством РФ заявителю не предоставлено. Учитывая, что общество обладает информацией о наличии газифицированных или негазифицированных ОКС, пользуется общедоступной информацией из публичной кадастровой карты, где имеется информация о кадастровых номерах земельных участков на определенной территории, плотности застройки, соответственно может сделать выводы о потребности газоснабжения населения (наличия перспективы).
Доказательств необходимости строительства газопровода только для одного потребителя, без учета перспективы у антимонопольного органа не имеется.
Согласно письму от <дата>. № <номер> Ростехнадзора, газопровод, построенный в рамках подключения одного потребителя до границы его земельного участка с установкой отключающего устройства, но с учетом перспективных нагрузок относится к сети газораспределения.
В разъяснениях ФАС России от 28.11.2018г. № АГ/96992/18, от 14.11.2019г. № АГ/99853/19, сказано, что «в случае, если заявитель соответствует параметрам, указанным в пункте 26(22) Основных положений и мероприятия по подключению предусматривают необходимость строительства распределительных газопроводов, включенных в программу и схему, то заявитель подпадает под «льготную плату» за технологическое присоединение. Если же заявитель соответствует параметрам, указанным в пункте 26 (22) Основных положений, при этом мероприятия по подключению предусматривают необходимость строительства распределительных газопроводов, которые отсутствуют в программе и схеме, плата за подключение к газораспределительным сетям определяется исходя из установленных органов исполнительной власти субъекта РФ стандартизированных тарифных ставок или индивидуальному проекту.
Отсутствие уличного газопровода и наличие негазифицированных потребителей (соседних земельных участков) свидетельствует о необходимости строительства распределительного газопровода. Кроме того, аналогичные выводы содержатся и в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Северо – западного округа по делу А-56-73888/2018, Постановление 18 Арбитражного апелляционногосуда №18АП-18807/2019). Следует обратить внимание, что все требования к ТУ исполнителем соблюдены, указаны все необходимые параметры, установленные п.28 и 75 Правил подключения, а также Типовой формой технических условий, являющихся приложением к договору о подключении, утвержденных Постановлением Правительства РФ №713. Технические условия не определяют категорию заявителя, в них указана информация о точке подключения заявителя (т.е. на границе земельного участка) для выполнения мероприятий в границах своего земельного участка.
На основании чего считает, что в действиях отсутствует состав административного правонарушения. Просит признать незаконным в полном объеме.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом. На основании ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Дополнительно пояснила, что Семнадцатым апелляционным судом по делу А71-6105/2020 решение Арбитражного суда УР от 01.03.2021г. оставлено в силе, в действиях привлекаемого лица отсутствует состав административного правонарушения, вменяемого привлекаемому лицу, в частности при определении платы за подключение и определение категории заявителя.
Что касается срока установления мероприятий по подключению в договорах (вместо 1,5 лет – 3 года) должностное лицо полагает, что указанные действияне являются общественно опасными. Жалобы заявителей сводились фактически о не согласии с ценой за подключение. Возражений или мотивированных отказов в соответствии с п.77 Правил подключения со стороны заявителей (ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО9) не поступало. ФИО7 изменен срок подключения с 3 лет на 1,5 года до рассмотрения дела в антимонопольном органе. Договоры с заявителями заключены не были, заявки аннулированы в соответствии с п.78 Правил, в связи с чем, само по себе указание в направленном проекте договора срока подключения никаких правовых последствий не повлекло.
Изучив жалобу ФИО1, будучи не связанным с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ наступает за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, обжалуемым постановлением о назначении административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ должностному лицу - заместителю руководителя по строительству АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1 вменяется совершение противоправных действий по неправомерному отнесению заявителей ко второй категории заявителей, указанию в проектах договоров сроков подключения в нарушении п.85 Правил подключения №1314, нарушение определения платы за подключение.
Как следует из материалов дела, объекты заявителей-граждан ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 не включены в программы газификации Удмуртской Республики на 2019-2021 годы и на 2018-2022 годы, утвержденные распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 29.07.2019 № 885-р и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 № 581.
ФИО5<дата> обратилась за подключением объекта капитального строительства, расположенного по адресу <адрес>. <дата> заявитель получил договор о подключении от <дата> № <номер>, срок подключения – 3 года, размер платы определен по стандартизированным тарифным ставкам. Точка подключения определена в существующую сеть д57мм, расположенную в 120 метрах у жилого дома № <адрес>. На момент обращения заявителя с заявкой на подключение и выставления проекта договора, сеть газораспределения по данной улице отсутствовала.
ФИО6 обратился <дата> в Газпром с заявкой о заключении договора о подключении к сетям газораспределения жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Заявителю выдан договор о подключении от <дата><номер>, установленным размером платы по стандартизированным тарифным ставкам, сроком подключения 3 года. Согласно схеме существующих сетей ближайшим 1317_1233456 23 газопроводом является газопровод низкого давления диаметром 63 мм, заканчивающийся у жилого дома № <адрес> – расстояние по прямой 87 метров. Для подключения вышеуказанного заявителя необходимо построить распределительный газопровод длиной 85 метров, учитывающий перспективу газоснабжения 9 земельных участков по улице <данные изъяты>. В связи с отсутствием на указанной территории утвержденной органом местного самоуправления в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903 порядке схемы газоснабжения, отсутствие в программе газификации Удмуртской Республики мероприятий по строительству распределительного газопровода и в условиях необходимости строительства распределительных сетей по улицам (имеется необходимость подключения жилых домов рядом с заявителем), Газпром направил в адрес заявителя договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства с расчетом платы за подключение по стандартизированным ставкам.
ФИО7 обратился <дата> в АО «Газпром газораспределение Ижевск» с заявкой о заключении договора о подключении к сетям газораспределения жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Заявителю выдан договор о подключении <номер> с размером платы по стандартизированным тарифным ставкам, сроком выполнения мероприятий по подключению 3 года. Не согласившись с указанным проектом договора, заявитель <дата> направил мотивированный отказ от подписания договора, указав, что не согласен с отнесением его ко второй категории, установлением платы по стандартизированным ставкам, и сроком подключения. Газпром, рассмотрев мотивированный отказ от подписания проекта договора от <дата><номер>, направил письмом от <дата> заявителю дополнительное соглашение № 1 к договору и новые технические условия от <дата><номер> для рассмотрения и подписания в 1317_1233456 19 установленный Правилами подключения № 1314 срок. Газпромом внесены изменения, касающиеся срока подключения и срока действия технических условий. Техническая возможность подключения определена в существующий газопровод низкого давления около жилого дома № <адрес> диаметром 63 мм., на расстоянии по прямой 52 метра от земельного участка. В связи с наличием перспективных неподключенных ОКС по улице (5 земельных участков) необходимо строительство распределительной сети, а также в связи с отсутствием в программах газификации указанных мероприятий плата по договору подключения была определена основании стандартизированных ставок
ФИО8 обратилась в Газпром <дата> с заявкой о заключении договора о подключения к сетям газораспределения жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Заявителю выданы Технические условия от <дата><номер> и договор о подключении от <дата><номер>. Срок выполнения мероприятий по подключению – 3 года, плата за подключение рассчитана на основании стандартизированных тарифных ставок ввиду отсутствия мероприятий по строительству распределительного газопровода в программе газификации (отсутствие схемы).
ФИО9 обратился в Газпром <дата> с заявкой о заключении договора о подключении к сетям газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу <адрес>. Ему выдан договор о подключении от <дата><номер>, срок подключения - 3 года, плата за подключение определена по стандартизированным тарифным ставкам. Договор сторонами не заключен. <дата>ФИО9 вновь подал заявку о заключении договора о подключении. Ему выдан договор о подключении от <дата><номер>, срок подключения - 3 года, плата за подключение определена по стандартизированным тарифным ставкам.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ).
Услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее -ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее -потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370 «Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» Приказ ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7 «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям».
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства урегулирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее Правила № 1314), п. 60 которых установлено, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон) (п. 62).
Пунктом 83 Правил № 1314 установлены существенные условия договора о подключении, к которым в частности относится размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее -технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее -технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Аналогичное положение содержит п. 96 Правил № 1314, которым установлено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральныморганом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» установлено, что «Газораспределительные организации»- специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Согласно п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 (далее Постановление № 878) сеть газораспределения -единый производственнотехнологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходеиз газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой (п. 4 Постановления № 878).
"Газопровод-ввод" -это газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления (п. 24 раздела 3 ГОСТ Р 53865-2010 Системы газораспределительные. Термины и определения). "Распределительные газопроводы" -газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций -потребителей газа (пп. "а" п. 3 Правил № 878).
"Распределительный газопровод" -это газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода (п. 22 раздела 3 ГОСТ Р 53865-2010 Системы газораспределительные. Термины и определения).
Из указанных норм следует, что отличие газопровода-ввода от распределительного газопровода заключается в том, что газопровод-ввод соединяет сеть газораспределения с сетью газопотребления конкретного потребителя газа и предназначен для газоснабжения конкретного потребителя газа. Распределительный газопровод предназначен для газоснабжения множества потребителей посредством присоединенных к распределительному газопроводу нескольких газопроводов-вводов.
В силу п.2 Правил № 1314 "заявители первой категории" -заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлениемне более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту;"заявители второй категории" -заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров в час и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа включительно, в случаях, если протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и (или) не более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования, за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту; "заявители третьей категории" -заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров в час и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа, в случаях, если протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет более 500 метров в сельской местности и (или) более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территориям двух и более муниципальных образований, за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
Из указанных норм следует, что критериями разграничения заявителей первой, второй и третьей категории являются: 1) часовой расход газа; 2) проектное рабочее давление; 3) расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети по прямой линии; 4) состав мероприятий по подключению.
Исходя из буквального смысла п. 2 Правил № 1314, отнесение заявителя к той или иной категории возможно только при соблюдении всей совокупности критериев, предусмотренных п. 2 Правил № 1314.
То есть, для заявителя первой категории должны быть соблюдены одновременно следующие условия: максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 20 куб. метров в час; расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров; мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов-вводов.
Из материалов дела следует, что на территории, на которой расположен объект заявителя, сеть газораспределения отсутствует, следовательно, состав мероприятий, которые необходимо выполнить для подключения объекта заявителя, включает в себя не только строительство газопровода (газопроводаввода), но и строительство сети газораспределения.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее -Основные положения № 1021).
В соответствии с п.26(18) Основных положений № 1021, при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.
Согласно п.26(22) Основных положений № 1021 (в редакции, действовавшей на 03.02.2020), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетомрасхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, вкоторую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Указанной нормой установлен размер «льготной» платы за технологическое присоединение, а также критерии ее применения, к которым исходя из указанной нормы относятся: 1) часовой расход газа - не более 5 куб.м/час. для некоммерческих потребителей; 2) проектное рабочее давление не более 0,3 Мпа, 3) расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети по прямой линии - не более 200 метров; 4) состав мероприятий по подключению - строительство газопроводов в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации.
Аналогичные положения определены в п. 2 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее -Методические указания).
Таким образом, из указанной нормы следует, что заявителю, обратившемуся с заявлением о подключении (технологическом присоединении) своего объекта к сетям газораспределения, устанавливается «льготная» плата за присоединение, если соблюдаются в совокупности такие критерии, как часовой расход газа, проектное рабочее давление, расстояние до газораспределительной сети, состав мероприятий по подключению. Плата в размере не менее 20 тысяч рублей и не более 50 тысяч рублей устанавливается при условии, когда мероприятия со стороны газораспределительной организации предполагают строительство газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) протяженностью не более 200 метров.
Письмом от 14.11.2019 № АГ/99853/19 ФАС разъяснила, что в случае, если заявитель соответствует параметрам, приведенным в пункте 26(22) Положений № 1021, и мероприятия по подключению предусматривают необходимость строительства распределительных газопроводов, включенных в программу и схему, то заявитель попадает под «льготную плату» за технологическое присоединение. Если же заявитель соответствует параметрам, приведенным в пункте 26(22) Положений № 1021, но при этом мероприятия по подключению предусматривают необходимость строительства распределительных газопроводов, которые отсутствуют в Программе и Схеме, плата за подключение к газораспределительным сетям определяется исходя их установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок.
На основании изложенного суд приходит к выводам о том, что событие и состав вмененного ФИО1 административного правонарушения в части неправомерного отнесения заявителей ко второй категории заявителей и определения платы за подключение антимонопольным органом не доказаны.
В соответствии с п. 85 Правил № 1314, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать (с учетом положений пункта 85(3) настоящих Правил):
а) 8 месяцев -для заявителей первой категории;
в) 1,5 года -для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
г) 2 года -для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Заявители отнесены ко второй категории заявителей, подготовлены проекты договоров, согласно которомы срок выполнения мероприятий по подключению (техническому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 3 года со дня заключения договора.
В силу пункта 1 статьи 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 ст. 428 ГК РФ, договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
П.п. «в» п. 85 Правил № 1314 носит диспозитивный характер. Срок осуществления мероприятий по подключению от 1,5 до 3 лет включительно может быть установлен на основании соглашения сторон.
Согласия на установление срока осуществления мероприятий по подключению 3 года заявители не давали. Должностным лицом заключить соглашение не предлагалось.
При таких обстоятельствах включение срока такой продолжительности в публичный договор, на содержание отдельных условий которого гражданин не может повлиять, не допустимо.
Таким образом, действиями ФИО1 допущены нарушения требований пункта 85 Правил № 1314; событие, объективная сторона административного правонарушения выразились во включении в договорыдля заявителейсрока выполнения мероприятий по подключению потребителя, нарушающего требования Правил № 1314.
Доводы подателя жалобы в данной части судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Пункт 104 Правил № 1314 запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены данными Правилами.
Требования пункта 85 Правил № 1314 направлены на защиту прав и законных интересов заказчика (гражданина), недопущение затягивания срока осуществления мероприятий по подключению к сети газораспределения, исполнение которых обязательно для АО «Газпром газораспределение Ижевск».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ заместитель директораАО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1 признается должностным лицом.
Факт совершения должностным лицом ФИО1 вышеуказанного административного правонарушения при изложенных обстоятельствах и его виновность подтверждаются протоколом об административном правонарушении, постановлением, и другими материалами дела.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и виновность заместителя директора АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Вместе с тем, оценив степень общественной опасности правонарушения и характер вины нарушителя, суд считает возможным признать совершенное должностным лицом правонарушение, установленное в постановлении административного органа малозначительным, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
На основании п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ. Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998, Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 года, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П, определением Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 № 29-О вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать меры административного взыскания за нарушения требований законодательства распространяются и на штрафные санкции. Санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу ч. 2 той же статьи.
Суд считает, что правонарушение, совершенное должностным лицом, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, защита которых является одной из задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ). Суд, исходя из конституционного принципа соразмерности и справедливости наказания, считает возможным на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить должностное лицо от административной ответственности по малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 30.6-30.8 КоАП РФ, суд:
Решил:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике ФИО19 от <дата><номер> привлечении к администартивной ответствененности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, заместителя директора по строительству АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ прекратить ввиду малозначительности, ограничившись устным замечанием.
Объявить ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: М.В. Шахтин