ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/2021210009-01-2021-000146-97 от 18.06.2021 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 12-34/2021 21RS0009-01 -2021-000146-97

РЕШЕНИЕ

с. Красноармейское 18 июня 2021 г.

Судья Красноармейского районного суда Чувашской Республики Сядарова Н.И., рассмотрев жалобу Антипова JI.B. по делу об административном правонарушении на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимировой О.Г. от 21 мая 2021г. №10-18, которым

директор МУП ЖКХ <адрес> Антипов Леонид Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, место работы по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д.ЗЗ, признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ и подвергнут к административному штрафу в размере 3 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимировой О.Г. по результатам плановой выездной проверки от 30 октября 2020г. на предмет соблюдения МУП ЖКХ Красноармейского района требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в сфере природопользования и соблюдение лицензионных требований вынесено постановление в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Л.В. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, который подвергнут к административному штрафу в размере 3 000 рублей.

В постановлении указано, что основная деятельность МУП ЖКХ Красноармейского района - распределение пара горячей воды (тепловой энергии), а также обеспечение работоспособности тепловых сетей, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор, обработка, и утилизация отходов.

МУП ЖКХ Красноармейского района осуществляет деятельность на производственных площадках, расположенных по адресам:

-Чувашская Республика, Красноармейский район, правый берег реки Большая Шатьма напротив д. Передние Карыки - очистные сооружение КОС-1400 м3/сут;

·Чувашская Республика, Красноармейский район, 1,5 км северо- восточнее села Красноармейское - полигон ТКО.

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать в том числе и декларируемый объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.

МУП ЖКХ Красноармейского района поставлены на учет следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:

·полигон ТКО, код объекта 97-0121-001018-П, категория объекта - И, категория риска объекта - значительная (3), свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №EOZM2QW6 от 2020-12-29;

-очистное сооружение КОС-1400 м3/сут; код объекта 97-0121-005547-П, категория объекта - II, категория риска объекта - значительная (3), свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №EOZM2QW9 от 2020-12-29.

МУП ЖКХ Красноармейского района оказывает негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов производства и потребления.

Первичная декларация о плате за HBOC за 2020г. предприятием представлена 10 марта 2021г. в ЭЦП с учетом указанных объектов HBOC. По первичной декларации выданы замечания (в «Личном кабинете природопользователя»), а именно:

·в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» по объектам: «Очистные сооружения» «Полигон ТКО» не учтены загрязняющие вещества согласно разрешению на выброс ЗВ и заявкам о постановке на учет;

·в разделе 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов» указаны отходы, не относящиеся к ТКО.

МУП ЖКХ Красноармейского района замечания не устранены, представлена уточненная декларация о плате за HBOC за 2020г. от 25 марта 2021г.

Согласно декларации (только по проверяемым объектам, оказывающим HBOC) за 2020г. выбросы вредных веществ в атмосферный воздух составили - 103,01902т, сбросы - 99,362т, всего размещено отходов - 1 124,3т.

Общая сумма платы з негативное воздействие на окружающую среду составила - 438 215,66 рублей, в том числе: выбросы -12 398,36 руб., сбросы - 371 395,53 руб., за размещение отходов - 54 421,77 руб.

МУП ЖКХ Красноармейского района квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода в 2020г. не вносило, плата за HBOC в срок не позднее 1 марта 2021г. не внесена.

Тем самым, МУП ЖКХ Красноармейского района нарушены требования, установленные ст. 16, 16.1, п.З ст. 16.4 Федерального закона от 10- января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор МУП ЖКХ Красноармейского района Антипов Л.В. обжаловал в районный суд на предмет изменения в виду необоснованности, указав, что наложенное на него взыскание не отвечает требованиям справедливости, соразмерности, рассматриваемое правонарушение не повлекло причинения существенного вреда охраняемым общественным отношениям. Также при назначении наказания не были учтены материальное положение, наличие несовершеннолетнего ребенка, совершение административного правонарушения впервые и отсутствия отягчающих вину обстоятельств.

Антипов Л.В. на судебное заседание не явился, причину неявки в суд не сообщил, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Представитель в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых орган или судья в чьем производстве находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно положениям статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Постановлением в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 мая 2021г. директор МУП ЖКХ Красноармейского района Антипов Л.В. признан виновным по делу об административном правонарушении по ст.ст.8.41 КоАП РФ и назначено наказание в размере 3 ООО рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова J1.B. явилось не внесение авансовых платежей в 2020г. и платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020г.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 11 мая 2021г., составленного в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова J1.B., МУП ЖКХ Красноармейского района осуществляет распределение пара горячей воды (тепловой энергии), а также обеспечение работоспособности тепловых сетей, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор, обработка, и утилизация отходов.

МУП ЖКХ Красноармейского района поставлены на учет следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:

·полигон ТКО, код объекта 97-0121-001018-П, категория объекта - II, категория риска объекта - значительная (3), свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №EOZM2QW6 от 2020-12-29;

-очистное сооружение КОС-1400 м3/сут; код объекта 97-0121-005547-П, категория объекта - II, категория риска объекта - значительная (3), свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №EOZM2QW9 от 2020-12-29, которые расположены по адресам:

-Чувашская Республика, Красноармейский район, правый берег реки Большая Шатьма напротив д. Передние Карыки - очистные сооружение КОС-1400 м3/сут;

·Чувашская Республика, Красноармейский рай он, 1,5 км северо- восточнее села Красноармейское - полигон ТКО.

Первичная декларация о плате за HBOC за 2020г. предприятием представлена 10 марта 2021г. в ЭЦП с учетом указанных объектов HBOC. По первичной декларации выданы замечания (в «Личном кабинете природопользователя»), а именно:

·в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» по объектам: «Очистные сооружения» «Полигон ТКО» не учтены загрязняющие вещества согласно разрешению на выброс ЗВ и заявкам о постановке на учет;

·в разделе 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов» указаны отходы, не относящиеся к ТКО.

МУП ЖКХ Красноармейского района замечания не устранены, представлена уточненная декларация о плате за HBOC за 2020г. от 25 марта 2021г.

Согласно декларации (только по проверяемым объектам, оказывающим HBOC) за 2020г. выбросы вредных веществ в атмосферный воздух составили - 103,01902т, сбросы - 99,362т, всего размещено отходов - 1 124,3т.

МУП ЖКХ Красноармейского района квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода в 2020г. не вносило, плата за HBOC в срок не позднее 1 марта 2021г. не внесена.

Из административного дела№ 10-081-У/2021, возбужденного 11 мая 2021г. в отношении директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова JI.B., в частности из уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 28 апреля 2021г. следует, что старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашкой Республике Владимирова О.Г. уведомляет должностного лица - директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Л.В. по адресу Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, д.ЗЗ явиться в Волжско-Камское межрегиональное управление по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д.90 каб.411 для составления и подписания протокола об административном правонарушении по представление не внесение авансовых платежей в 2020г. и платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020г., за которое предусмотрено наказание по ст.8.41 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении должностного лица -директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Л.В. протокола об административном правонарушении по ст.8.41 КоАП РФ, должностное лицо обязано было известить (уведомить) должностного лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать процессуальные права и гарантии. Только в случае надлежащего извещения данного лица протокол мог быть составлен и в отсутствие законного представителя.

Антипов Л.В. привлечен к административной ответственности как должностное

лицо.

Из положений части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

В нарушение приведенных положений части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Антипову Л.В. по месту его жительства не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется, несмотря на то, что данный адрес в протоколе об административном правонарушении указан.

В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности или в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но только лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен без участия должностного лица -директора МУП ЖКХ Красноармейского района при отсутствии надлежащих сведений об извещении привлекаемого лица.

Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

В материале об административном правонарушении не приложены письменные объяснения самого должностного лица МУП ЖКХ Красноармейского района, сведения о проведении плановой выездной проверки от 30 октября 2020г., сведения из ЕГРЮЛ, хотя в протоколе об административном правонарушении указано, что она имеется, также доказательства, подтверждающие выводы проверяющего органа совершения административного правонарушения МУП ЖКХ Красноармейского района по факту представление не внесение авансовых платежей в 2020г. и платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020г., за которое предусмотрено наказание по ст.8.41 КоАП РФ.

Изложенное свидетельствует о том, что должностное лицо не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.

Также из материалов об административном правонарушении не усматривается время совершения правонарушения.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Однако время совершения административного правонарушения старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашкой Республике Владимировой О.Г. не устанавливалось, в составленном в отношении должностного лица

·директора МУП ЖКХ Красноармейского района протоколе при описании события правонарушения указано, что МУП ЖКХ Красноармейского района квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода в 2020г. не вносило, плата за HBOC в срок не позднее 1 марта 2021г. не внесена, при том, что вмененное должностному лицу правонарушение не является длящимся.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не мог быть использован административным органом при вынесении постановления.

Учитывая изложенное, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В силу требований статьи 28.2 КоАП РФ обязанность сформулировать предъявляемое лицу обвинение в протоколе об административном правонарушении лежит на должностном лице, составляющем данный протокол.

Между тем, возвращение материалов дела должностному лицу для устранения недостатков протокола об административном правонарушении после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Указанное следует из положений статьи 29.4 КоАП РФ, а также позиции, выраженной в абзаце 5 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", согласно которым возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Таким образом, событие вмененного должностному лицу административного правонарушения надлежащим образом в постановлении не изложено, и возможность восполнить данный недостаток процессуального акта, являющегося обязательным по настоящему делу, отсутствует.

Допущенное при возбуждении настоящего дела нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным.

В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эли Чувашкой Республике Владимировой О.Г. от 21 мая 2021 года №10-18, и подлежит прекращению производство по делу по пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эли Чувашкой Республике Владимировой О.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора МУП ЖКХ Красноармейского района Антипова Леонида Владимировича отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием события правонарушения.

Председательствующий

Решение22.06.2021