ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/2022 от 10.03.2022 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-34/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Волгоград 10 марта 2022 года

Судья Красноармейского районного суда г. Волгограда Мурашкина И.А., рассмотрев жалобу АО «Каустик» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Волгоградской области от 16.12.2021г. по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Волгоградской области по делу об административном правонарушении от 16.12.2021г. АО «Каустик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, АО «Каустик» обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В судебном заседании представитель АО «Каустик» Левшинская Т.В. просила удовлетворить жалобу по основаниям, в ней указанным.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям Трофимова В.В. в судебное заседание не явилась, в своих возражениях просила в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив доводы жалобы, считаю постановление не подлежащем отмене по следующим основаниям.

Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, использование водного объекта осуществляется водопользователями на основании приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями, если иное не предусмотрено ч. 3 и 4 настоящей статьи с обязательным выполнением условий водопользования.

В соответствии с п. 2 ст. 55 Водного кодекса, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ.

АО «каустик» имеет договор водопользования от 01.07.2019г. , в соответствии с которыми обязано выполнять в полном объеме условия настоящего договора (под. «а» п. 19); вести регулярные наблюдения за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной по согласованной с Уполномоченным органом Программе, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью (приложение №5), и передавать результаты наблюдений в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ( подп. «в» п. 19); представлять в уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (подп. «з» п. 19); представлять в уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания (подп. «и» п. 19); представлять в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания на последующий год (подп. «н» п. 19).

АО «Каустик» представило отчеты согласно подп. «в» п. 19, за четвертый квартал 2020 года с нарушением установленного срока, а именно 24.11.2021г., согласно подп. «ж» п. 18 за четвертый квартал 2020 года с нарушением установленного срока, а именно 13.01.2021г.

Факт представления отчетности 13.01.2021г. подтверждается отметкой на сопроводительном письме АО «Каустик» в адрес комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о направлении отчетов за 4 квартал 2020г., на котором стоит входящий номер от 13.01.2021г.

Из сообщения комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 04.03.2022г. следует, что в январе 2021г. документооборот осуществлялся в соответствии с приказом комитета от 04.02.2019г. «Об утверждении инструкции по делопроизводству в комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области». Приказом комитета от 20.03.2020г. «Об установлении ограничений в режиме работа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства Волгоградской области» посещение комитета гражданами приостановлено, корреспонденцию рекомендовано подавать по почте России, также подача документов может осуществляться бесконтактно – в специальный ящик, размещенный на входе в комитет.

В соответствии с п. 5.3.2 Инструкции регистрация документов, поступивших в комитет до 16 час. рабочего дня, а также документов. Срок рассмотрения которых составляет не более пяти рабочих дней, осуществляется в день их поступления. Регистрация иных документов осуществляется на следующий рабочий день.

Отчеты АО «Каустик» были зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции 13.01.2021г. .

Из пояснений свидетеля ФИО5 следует, что он <данные изъяты>, в его должностные обязанности входит представление отчетов в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства Волгоградской области. Представлять отчеты необходимо до 10 числа месяца следующего за отчетным, т.е. за 4 квартал 2020г. отчет необходимо было предоставить до 10 января 2021г., так как в январе 2021 года первый рабочий день был 11.01.2021г., он сдал отчет в этот день, опустив его в ящик для корреспонденции, расположенный на входе в комитет природных ресурсов. Также пояснил, что по имеющимся обстоятельствам, не могли представить отчет в конце декабря 2020г.

Судья относится к показаниям свидетеля критически, так как они опровергаются другими доказательствами по делу, в частности, документами, представленными комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства Волгоградской области, из которых следует, что отчетность АО «Каустик» была представлена 13.01.2021г.

Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 08.12.2021г., договором водопользования от 01.07.2019г., сопроводительным письмом АО «Каустик» в адрес комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о направлении отчетов за 4 квартал 2020г.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом иди законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.5 КоАП РФ для юридических лиц.

Довод жалобы о том, что действия АО «Каустик» необходимо переквалифицировать на ст.19.7 КоАП РФ, основаны на неправильном понимании норм права и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица.

Доводы АО «Каустик» о необходимости применения ст. 2.9 КоАП РФ судья считает не основанном на законе на основании следующего.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, посягает на установленный государством компенсационно-возмездный порядок в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству и может иметь место только в исключительных случаях.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Состав вмененного АО «Каустик" административного правонарушения является формальным, поэтому для квалификации правонарушения не требуется наступления общественно опасных последствий. Отсутствие тяжких последствий и существенного вреда охраняемым законом интересам не свидетельствует о малозначительности совершенного заявителем правонарушения, относящегося к нарушению в области охраны окружающей среды и природопользования.

Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением юридическим лицом установленного государством компенсационно-возмездного порядка в сфере охраны окружающей среды, деяние не может быть признано малозначительным.

Довод АО «Каустик» о том, что административный орган составил протокол значительно позже, чем выявил административное правонарушение, не может служить основанием к отмене постановления, так как порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены

Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Волгоградской области от 16.12.2021г. по делу об административной правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Каустик» оставить без изменения, жалобу АО «Каустик» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: И.А. Мурашкина