ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-34/2022 от 26.04.2022 Троицкого городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-34/2022

РЕШЕНИЕ

г. Троицк Челябинской области 26 апреля 2022 года

Судья Троицкого городского суда Челябинской области Кошак О.А., при секретаре судебного заседания Хайрутдиновой М.Р.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1,

рассмотрев жалобу начальника Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления - начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО2 по делу об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года о назначении наказания в виде административного штрафа по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В Троицкий городской суд Челябинской области от ФИО1 поступила жалоба на вышеуказанное постановление, в которой она ставит вопрос об отмене постановления от 28 февраля 2022 года и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указано, что 16 сентября 2021года Управлением муниципальной собственности было опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения. В срок, установленный для приема заявок на участие в аукционе, поступило две заявки от ООО «Антей» и ИП ФИО3 В соответствии с протоколом о результатах аукциона от 11.10.2021года, победителем признано ООО «Антей» с предложенной ценой 80613,82 рублей. Предпоследнее предложение о цене договора сделано ИП ФИО3 и составило 79874,25 рублей. 18 ноября 2021года в адрес организатора торгов от победителя поступило письменное уведомление ООО «Антей» об отказе от заключения договора аренды муниципального имущества.

Согласно Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договор безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, организатор торгов обязан заключить договор с участником, заявке которого присвоен второй номер, при отказе от заключения договора с Победителем торгов. Управлением муниципальной собственности администрации города Троицка указанная обязанность организатора торгов не была исполнена, в адрес ИП ФИО3 договор аренды не был направлен. В связи с поступлением жалобы ИП ФИО3 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, за нарушение порядка организации и проведения торгов по продаже муниципального имущества она была привлечена к административной ответственности. Однако, не отрицая вины в совершении указанного правонарушения по неосторожности, Управлением муниципальной собственности и его должностными лицами были предприняты все меры по устранению последствий правонарушения, незамедлительно после получения предписания УФАС по Челябинской области было приостановлено проведение аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества. ИП ФИО3 направлен договор аренды муниципального имущества. ИП ФИО3 договор получил, но так его и не подписал, что свидетельствует об отсутствии намерений фактического заключения договора аренды. В связи с чем, считает, что фактически вред или ущерб действиям должностных лиц Управления муниципальной собственности не нанесен, ранее она не была привлечена к административной ответственности, поэтому отменить постановление о наложении штрафа, прекратить производство по делу вследствие малозначительности совершенного административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 участвовала, доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

Заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

На основании п. 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ судья признал возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнения участников процесса, судья находит постановление по делу об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года законным и обоснованным, следовательно, не подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность.

Судья, при рассмотрении жалобы не связан с ее доводами и проверяет законность вынесения постановления в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

ФИО1 в соответствии со ст. 30.1 и ст. 25. 1 КоАП РФ является лицом, имеющим право обжалования постановления.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено 28 февраля 2022 года, его копия направлена почтовым отправлением 03 марта 2022 года и получена ФИО1 10 марта 2022 года. С жалобой на постановление ФИО1 обратилась 14 марта 2022 года, то есть в установленные КоАП РФ срок.

Из материалов дела следует, что постановлением по делу об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

В обоснование постановления указано, что в соответствии с распоряжением администрации города Троицка Челябинской области от 02.12.2019года -рк «О приеме на работу ФИО1», указанное лицо с 02.12.2019 года принята на работу в Управление на должность начальника на основании личного заявления и трудового договора от 02.12.2019 года. ФИО1, исполняя полномочия начальник Управления, утвердила информационное сообщение. Путем утверждения информационного сообщения с установлением требования о компенсации победителем Комитету затрат на проведение оценки, ФИО1 совершила действия, которые привели к нарушению порядка организации торгов, ввиду следующего. Проведение торгов, включая рассмотрение заявок на участие в них, осуществлено в порядке, предусмотренном Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010г. №67 ( далее Правила).

Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 10.09.2021 года №1443 «О предоставлении в аренду муниципального недвижимого имущества» Управлению (ФИО1) поручено подготовить документы, необходимые для проведения торгов на право заключения договора аренды недвижимого муниципального имущества: нежилое помещение-кулинария, общей площадью 155,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес><адрес> общей площадью 155,7 кв.м. Извещение / в установленном порядке провести аукцион, по результатам проведения аукциона подготовить договор о передаче в аренду муниципального недвижимого имущества. Извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте торгов, на электронной площадке РТС-Тендер и официальном сайте Троицкого городского округа 16 сентября 2021 года.

Согласно представленным Управлением в рамках рассмотрения жалобы документам, на участие в аукционе поступило 2 заявки - от ООО «Антей» и от ИП ФИО3 По результатам рассмотрения указанных заявок, принято решение о допуске к дальнейшему участию в аукционе заявки обоих участников, о чем составлен протокол №25 по рассмотрению заявок на участие в аукционе по аренде в электронной форме от 08.10.2021 года.

В соответствии с протоколом о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ победителем признано ООО «Антей» с предложенной ценой 80613 рублей 82 копейки, предпоследнее предложение о цене договора предложено ИП ФИО3 и составило 79874 рубля 25 копеек.

18 ноября 2021года в адрес организатора торгов от победителя поступило письменное уведомление об отказе от заключения договора аренды муниципального имущества, на основании чего аукционной комиссией 19 ноября 2021года составлен протокол об отказе от заключения договора .

Заявке ИП ФИО3 присвоен второй номер по результатам участия в аукционе , следовательно, организатор торгов на основании положений пункта 97 Правил был обязан заключить с ним договор аренды, ввиду отказа ООО «Антей» как победителя от заключения такого договора.

Управление, как организатор торгов, включая ФИО1, являющуюся начальником Управления и которой в соответствии с Постановлением администрации от 10.09.2021года поручено, в том числе в установленном порядке провести аукцион и подготовить договор о передаче в аренду муниципальное имущество, не исполнило обязанность, предусмотренную п.97 Правил, по заключению договора аренды в случае отказа победителя от его заключения с лицом, заявке которого присвоен второй номер, напротив, в день составления протокола об отказе от заключения договора Управление, начальником которого является ФИО1, объявило повторные торги на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества, разместив на официальном сайте торгов соответствующее извещение №191121/0063080/01, тем самым лишило ИП ФИО3 законной возможности на заключение договора аренды по результатам проведения торгов. Таким образом, Управлением, в том числе в лице ФИО1 нарушено требование, предусмотренное пунктом 97 Правил, при проведении аукциона , что привело к нарушению порядка заключения договора аренды.

Комиссией Челябинского УФАС России принято решение по жалобе .1-3656/2021, в котором указано на допущенное нарушение при организации и проведении торгов.

19 ноября 2021 года на официальном сайте торгов, на электронной площадке РТС-Тендер и официальном сайте Троицкого городского округа опубликовано извещение о проведении торгов на право заключения договора аренды недвижимого муниципального имущества: нежилое помещение -кулинария, общей площадью 155,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Согласно представленным Управлением в материалы дела по жалобе .1-3644/2021 документам, по состоянию на 08 декабря 2021года аукцион находится на этапе приема заявок.

На основании уведомления о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу проведение аукциона приостановлено.

19 ноября 2021года Управлением как организатором торгов, начальником которого является ФИО1 опубликовано извещение о проведении аукциона .

При этом, ранее объявленная процедура ё осуществлена с нарушением заключения договора по результатам проведения торгов, как было указано ранее. Таким образом, Управление, в том числе ФИО1 как его начальник, определяя предмет и условия аукциона, размещая извещение о его проведении, нарушило требования пункта 5 Правил, ввиду отсутствия оснований.

Комиссией Челябинского УФАС России принято решение по жалобе котором указано на допущенное нарушение при организации и проведении торгов.

Таким образом, в действиях ФИО1, выразившихся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при организации торгов, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.7.32.4 КоАП РФ.

Виновность ФИО1 в совершении правонарушения установлена при рассмотрении дела об административном правонарушении и подтверждается самим постановлением по делу, в котором зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения.

Изложенные в нём обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года, определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года, решением по жалобе от 14 декабря 2021 года, решением по жалобе от 14 декабря 2021года, постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 10.09.2021 года о предоставлении в аренду муниципального недвижимого имущества, должностной инструкцией, распоряжением о приеме на работу, трудовым договором, положением об Управлении муниципальной собственности администрации г.Троицка Челябинской области, постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года.

Таким образом, должностное лицо Челябинского УФАС России законно и обоснованно привлекло ФИО1 к административной ответственности, квалифицировав её действия по ч.10 ст. ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Постановление об административном правонарушении по форме и содержанию соответствуют предъявляемым требованиям закона, основано на фактических обстоятельствах дела, составлено надлежащим органом. При этом, судья отмечает, что в постановлении указаны как события административного правонарушения, так и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии со ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ обстоятельства дела исследованы всесторонне, полно и объективно. Оснований сомневаться в выводах Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области у суда не имеется.

Согласно установленным данным, доводы, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются в том числе и должностные лица.

Согласно распоряжению администрации г.Троицк Челябинской области от 02.12.2019 года и трудового договора от 02.12.20219 года ФИО1 принята на работу в Управление муниципальной собственности администрации г.Троицк Челябинской области на должность начальника.

Из пункта 2 вышеназванного трудового договора следует, что муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности начальника Управления в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной распоряжением администрации города Троицка Челябинской области.

В соответствии с пунктом 8 трудового договора, начальник Управления, в том числе обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные, конституционные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Челябинской области, законы Челябинской области, Устав г.Троицк Челябинской области и иные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления.

Разделом 4 должностной инструкции устанавливаются функциональные обязанности начальника Управления, к которым, в том числе относятся: контроль работы по размещению муниципального заказа, посредством торгов по продаже движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также по продаже земельных участков или продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Также, начальник Управления несет ответственность за соответствие действующему законодательству за невыполнение или ненадлежащие выполнение должностных обязанностей (п.п.1 пункт 11 должностной инструкции).

Таким образом, начальник Управления муниципальной собственности ФИО1 является субъектом данного административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения по ч.10 ст.7.32.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в действии, или в бездействии виновных должностных и юридических лиц.

Состав правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, формальный, наступления вредных последствий не требуется.

Проведение торгов, включая рассмотрение заявок на участие в них, осуществлено в порядке, предусмотренном Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года №67 ( далее Правила).

Заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92-100 вышеназванных Правил, а также в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами.

В случае отказа от заключения договора с победителем либо при уклонении победителя от заключения договора, комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, являющихся основанием для отказа от заключения договора, составляется протокол об отказе от заключения договора, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым организатор торгов отказывается заключить договор, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения договора, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии в день его составления, размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов в течение дня, следующего после подписания указанного протокола ( пункт 94 Правил).

Из пунктов 96,97 Правил, следует, что если победитель в срок, предусмотренный документацией, не представил организатору конкурса подписанный договор, он признается уклонившимся от заключения договора. Организатор торгов обязан заключить договор с участником, заявке на участие в торгах которого присвоен второй номер, при отказе от заключения договора с победителем. Организатор торгов в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола об отказе от заключения договора передает участнику, заявке на участие которого присвоен второй номер, один экземпляр протокола и проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных участником, заявке которого присвоен второй номер, в заявке на участие, в проект договора, прилагаемый к конкурсной документации. Указанный проект договора подписывается участником, заявке которого присвоен второй номер, в десятидневный срок и представляется организатору торгов. Заключение договора для участника, заявке которого присвоен второй номер, является обязательным. В случае уклонения от заключения договора как победителю, так и участнику, заявке которого присвоен второй номер, задаток на участие в торгах не возвращается.

Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества, установлен Правилами.

Пункт 1 Правил определяет, что они устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Организатором аукционов являются при проведении аукционов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, - орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования, либо орган местного самоуправления, который уполномочен на осуществление функций по организации и проведению аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества. Создание комиссии по проведению аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, утверждение проекта договора, документации об аукционе, определение условий аукционов и их изменение, а также подписание договора осуществляется организатором аукциона (п.4,5 Правил).

Так, рассматривая доводы жалобы ФИО1 о том, что совершенное ею административное правонарушение является малозначительным, поскольку нарушение носит формальный характер, фактически вред и ущерб действиям должностных лиц Управления муниципальной собственности не нанесен, должностными лицами приняты все меры по устранению последствий правонарушения, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения и прекращении производства по настоящему делу.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные разрешить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9 КоАП РФ).

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения должностного лица ФИО1 от административной ответственности на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушений норм материального или процессуального права, предусмотренных КоАП РФ, при привлечении ФИО1 к административной ответственности, не установлено.

Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.10 ст. ст. 7.32.4 КоАП РФ, с учетомобстоятельств содеянного, наличия смягчающего и отсутствия отягчающих обстоятельств.

Свои права при производстве по делу об административном правонарушении ФИО1 реализовала в полном объеме, распорядилась своим правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении в суд. Таким образом, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5 и 1.6 КоАП РФ при производстве по делу соблюдены.

Оспариваемое постановление вынесено правомочным лицом, в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, существенных процессуальных нарушений не выявлено, в связи, с чем оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя управления - начальника отделаантимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО2 - от 28 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении начальника Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области ФИО1 - оставить без изменения, жалобу начальника Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии решения в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд Челябинской области.

Судья: О.А. Кошак