Дело № 12-350/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 11 апреля 2022 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Полубоярова Е.Г., рассмотрев административный материал по жалобе руководителя контрактной службы государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» ФИО1 на постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 15.02.2022 №06-06-03-29/13-22 по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении руководителя контрактной службы государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» ФИО1,
с участием ФИО1, представителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2-ФИО3,
установил:
постановлением начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 15 февраля 2022 года №06-06-03-29/13-22 руководитель контрактной службы государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, руководитель контрактной службы государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 15 февраля 2022 года №06-06-03-29/13-22 отменить, поскольку административное правонарушение совершено ей впервые, административным правонарушением не причинен вред поставщику услуг, не спровоцирована угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, организации, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства и угрозы ЧС.
ФИО1 в судебном заседании просила постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 15 февраля 2022 года №06-06-03-29/13-22 отменить по доводам жалобы. Вину в совершении административного правонарушения признала в полном объеме, однако полагает себя не подлежащей ответственности в связи с не причинением какого-либо вреда, а так же совершением административного правонарушения впервые.
Представитель начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2- ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения жалобы ФИО1 возражал. Постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 считал законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Так же пояснил, что при вынесении постановления должностным лицом приняты во внимание все смягчающие обстоятельства, а так же дана оценка не возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Выслушав участников судебного заседания, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Согласно ч. 2. ст. 7.31 КоАП РФ, ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 2 статьи 2 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
На основании постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1 Положения), ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов (пункт 5.24.1 Положения) (далее - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
В силу части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — Уполномоченный орган) в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На основании части 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения реестра контрактов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее – Правила № 1084).
В соответствии с подпунктом «к» пунктом 2 Правил № 1084 в реестр контрактов включаются информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 11 Правил № 1084 информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 1084 в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) информацию и документы, указанные в подпункте «к» пункта 2 Правил.
Судом установлено, что Комитетом финансов Волгоградской области, на основании приказа контрольного органа от 11.10.2021 № 334 «О проведении плановой проверки», проведена плановая документарная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок государственным казенным учреждением Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области».
В нарушение части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, пункта 12 Правил № 1084, ГКУ ВО «ЦДНИВО» несвоевременно представлены в реестр контрактов информация и документы, свидетельствующие о приемке товаров, работ, услуг.
Комитетом финансов Волгоградской области установлено, что ГКУ ВО «ЦДНИВО» на основании пунктов 8, 29 части 1 статьи 93 №44-ФЗ заключило следующие договоры:
- №2986/21 от 10.02.2021 (далее - РН2344411034621000001) с ООО «Управление отходами-Волгоград» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
- №4017482/21 от 10.02.2021 (далее - РН2344411034621000003) с Г1АО
«Волгоградэнерго сбыт» на поставку электроэнергии,
- №019699 от 15.03.2021 (далее - РН2344411034621000004) с ООО "Концессии теплоснабжения" на поставку тепловой энергии.
С 01 декабря 2020 года должность заместителя руководителя контрактной службы замещала ФИО4.
Согласно Положению ФИО4 являлась должностным лицом, в обязанности которого входило направление информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, предусмотренного законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона №44-ФЗ, информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 «Порядка регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)», утвержденного приказом Казначейства России от 25.03.2014 №4н, регистрация на официальном сайте организаций и обеспечение их уполномоченных лиц сертификатами ключей проверки ЭП осуществляются органами Федерального казначейства.
Из пункта 3.3 настоящего Порядка следует, что организация представляет подтверждающие документы в орган Федерального казначейства на бумажном носителе либо в электронном виде, подписанные электронной подписью руководителя организации (или иного уполномоченного лица).
Принимая во внимание, что документы на получение сертификата ключа проверки ЭП подаются в органы Федерального Казначейства от имени организации, у заместителя руководителя контрактной службы отсутствовала возможность самостоятельно получить электронную подпись, предназначенную для размещения информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В указанных обстоятельствах, выполнять обязанности по размещению в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, заместитель руководителя контрактной службы ГКУ ВО «ЦДНИВО» ФИО4 не имела возможности.
Приказом ГКУ ВО «ЦДНИВО» от 30.11.2020 №48-ах, с 01 декабря 2020 года руководителем контрактной службы ГКУ ВО «ЦДНИВО» назначена ФИО1.
В целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 настоящих Правил.
Пункт 7 Правил ведения реестра контрактов, устанавливает, что ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде.
В соответствие с пунктами 11-12 Правил ведения реестра контрактов, информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Приказом ГКУ ВО «ЦДНИВО» от 28.12.2020 №49-ах «О наделении правом электронной подписи» ответственным за подготовку и размещение информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, назначена ФИО1, ей выдана доверенность от 28.12.2018 (сроком на 3 года) на использование электронной подписи директора ГКУ ВО «ЦДНИВО» для работы на официальном сайте, при размещении информации в реестре контрактов.
Документы о приемке товаров, услуг по контрактам (реестровые номер 2344411034621000001, 2344411034621000003, 2344411034621000004), несвоевременно направлены в реестр контрактов, что подтверждается информацией официального сайта www.zakupki.gov.ru «Реестр контрактов».
Согласно реестру контрактов, размещенному на официальном сайте www.zakupki.gov.rn в единой информационной системе, документы о приемке поставленного товара, оказанных услуг по контрактам РН2344411034621000001, РН2344411034621000003, РН2344411034621000004, направлены в реестр контрактов, позже срока, установленного частью 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.
В указанных обстоятельствах, ФИО1 является должностным лицом в том понятии, которое определено статьей 2.4 КоАП РФ, а именно, руководителем контрактной службы ГКУ ВО «ЦДНИВО», уполномоченным специалистом на размещение информации на официальном сайте и выполнять обязанности по направлению информации и документов в реестр контрактов на официальном сайте, входит в её должностные обязанности.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения требований части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, пункта 12 Правил № 1084, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебный обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Нарушений со стороны административного органа при привлечении заявителя к административной ответственности, судьей не установлено.
Оценив все доказательства в совокупности, судья приходит к выводу, что вина руководителя контрактной службы государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доводы жалобы заявителя о том, что совершенным административным правонарушением не причинен вред поставщику услуг, не спровоцирована угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, организации, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства и угрозы ЧС, а назначенное наказание несоразмерно совершенному правонарушению, являются несостоятельными.
Исходя из признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснений, данных в пункте 21 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые устанавливают единый порядок закупок, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Законодатель, устанавливая за правонарушение, предусмотренное частью второй статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер санкции двадцать тысяч рублей, подчеркивает общественную значимость рассматриваемого правонарушения, связанного с нарушением порядка ведения реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов.
С учетом приведенных обстоятельств правовых оснований для того, чтобы посчитать допущенное ФИО1 правонарушение малозначительным и применить в рамках рассмотрения настоящего дела положения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Положениями Закона о контрактной системе предусмотрено осуществление уполномоченными на то органами мониторинга закупок, аудит в сфере закупок, контроля в сфере закупок (статьи 97-99 Закона о контрактной системе).
На основании пункта 4 постановления Правительства РФ от 27.05.2021 № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в целях осуществления мониторинга закупок уполномоченному органу с использованием единой информационной системы предоставляется доступ, в том числе, к информации о сумме начисленных неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом; сумме оплаченных неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом; сумме списанных неустоек (штрафов, пеней), начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании части 3 статьи 98 Закона о контрактной системе органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
В силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Таким образом, несвоевременное представление в реестр контрактов информации и документов, свидетельствующих о приемке товаров, работ, услуг, препятствует осуществлению предусмотренного законом о контрактной системе мониторинга закупок, аудит в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
При таких условиях, доводы ФИО1 об отсутствии негативных последствий допущенного ей административного правонарушения, несущественном характере таких последствий, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В связи с чем, оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса, в пределах санкции части второй статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.
ФИО1 не проявила должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих должностных обязанностей, что привело к несвоевременному представлению в реестр контрактов информации и документов, свидетельствующих о приемке товаров, работ, услуг.
При изложенных выше обстоятельствах судья приходит к выводу, что оснований для отмены обжалуемого постановления по делу не имеется, в связи с чем жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 15.02.2022 №06-06-03-29/13-22, которым руководитель контрактной службы государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Г. Полубоярова