ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-351/2021 от 08.12.2021 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 12-351/2021

36RS0005-01-2021-004353-20

РЕШЕНИЕ

08 декабря 2021 года г.Воронеж

Судья Советского районного суда г.Воронежа Бородовицына Е.М., (<...>),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Экотехнологии» на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 №220/КН/2021 от 06.08.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от 06.08.2021г. АО «Экотехнологии» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере 120 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Экотехнологии» обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением об его оспаривании.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 25.08.2021г. заявление АО «Экотехнологии» об оспаривании постановления Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 06.08.2021г. возвращено, в связи с тем, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В связи с чем, АО «Экотехнологии» обратилось в Советский районный суд г. Воронежа с жалобой, в которой просило признать незаконным вышеуказанное постановление, прекратить производство по делу, указав следующие основания. Отсутствие информации о соблюдении схемы потоков ТКО не может образовывать состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, так как ответственность по ней наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, которое может выражаться либо в действии либо в бездействии, но не в отсутствии информации. АО «Экотехнологии» заключило договоры с операторами по обращению с ТКО на территории всех муниципальных образований, вхдящих в зону его обслуживания: от 04.10.2017г. с ООО «Экопарк» с территории Новоусманского района, от 04.10.2017г. с ООО «ЭкоСфера» с территории Семилукского района, от 14.11.2017г. с ООО «ЭкоСфера» с территории г. Воронежа, от 04.10.2017г. с ООО «ЭкоУниверсал» с территории Репьевского района, от 16.04.2018г. с ООО «ЭкоУниверсал» с территории Рамонского, Нижнедевицкого, Каширского и Хохольского районов, от 21.12.2018г. с ООО «Благоустройство» с территории г. Нововоронежа. Таким образом, схема потоков ТКО заявителем соблюдается. Само по себе несоответствие сведений о местах накопления отходов, содержащихся в Территориальной схеме по обращению с ТКО, сведениям, содержащимся в договорах, заключенных с операторами, нарушением не является. Кроме того, в договорах площадок указано больше, чем в Территориальной схеме, а вывод Управления о том, что нельзя вывозить мусор с контейнерных площадок, не указанных в схеме, не соответствует закону, так как региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Тот факт, что в Территориальной схеме по обращению с ТКО информация о количестве образующихся ТКО указана в тоннах, а в договорах на траспортирование ТКО – в куб.м., не является нарушением схемы потоков ТКО. Кроме того, при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, учет ТКО осуществляется в количественных показателях объема. Административная ответственность за неисполнение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО действующим законодательством не предусмотрена. При проведении проверки информация о соблюдении Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного между Департаментом ЖКХ и энергетики ВО и АО «Экотехнологии» в части абз.6, 8, 11 п.2.1.2 не запрашивалась. При составлении протокола заявителем были представлены сведения об исполнении указанных обязанностей: установка контейнеров для сбора отходов из пластика, заключение договоров с физическими и юридическими лицами. Территориальная схема не содержит целевых показателей увеличения объема вовлеченного сырья, полученного в результате обработки ТКО, во вторичный оборот, соответственно нарушений со стороны АО «Экотехнологии» не имеется.

Кроме того, АО «Экотехнологии» просит восстановить пропущенный срок для подачи жалобы на вышеуказанное постановление, так как первоначально 20.08.2021г. своевременно обратилось с жалобой в Арбитражный суд ВО, однако определением от 25.08.2021г. жалоба была возвращена в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Лицу, участвующему в деле, разъяснены его права и обязанности.

Заявлений об отводе, самоотводе, ходатайств не поступило.

Оглашена жалоба АО «Экотехнологии» на постановление по делу об административном правонарушении от 06.08.2021г.

В судебном заседании представитель АО «Экотехнологии» по доверенности ФИО2 поддержал ходатайство о восстановлении пропущенного срока и доводы жалобы, суду пояснил, что вывоз ТКО с территории Каширского, Репьевского, Хохольского, Нижнедевицкого районов ими осуществляется, неясно, об отсутствии какой именно информации идет речь в постановлении, поскольку предоставление отчетов в Департамент природопользования и экологии ВО законом не предусмотрено. Несоответствие количества мест накопления отходов в приложениях к договорам и территориальной схеме вызвано тем, что управы районов постоянно изменяют сведения о местонахождении контейнерных площадок, указанные в схеме, и уведомляют об этом АО «Экотехнологии», а ТКО вывозятся со всех существующих площадок. Кроме того, не является нарушением то, что в договорах указано больше площадок, чем в схеме. В Постановлении Правительства РФ от 03.06.2016г. №505 предусмотрен расчет количества вывозимых ТКО в м3, а также имеется формула его перевода из объема в массу. Относительно нарушений Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области, пояснил, что у АО «Экотехнологии» указанные документы не запрашивались, а при составлении протокола об административном правонарушении была представлена справка о заключении договоров, подтверждающая его соблюдение, однако ее не приняли, а объем вторичного сырья за год не увеличился, поэтому сведений об этом не имеется. Кроме того, законом не предусмотрена административная ответственность за несоблюдение данного соглашения, Департамент ЖКХ и энергетики ВО к АО «Экотехнологии» претензий в связи с данным фактом не предъявлял. Также пояснил, что АО «Экотехнологии» не является субъектом правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, так как ей предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а общество осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В судебное заседание представитель Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Как следует из ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (ст. 30.3, 31.1 КоАП РФ).

Как следует из представленных материалов дела, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором копия обжалуемого постановления получена АО «Экотехнологии» 11.08.2021г. (л.д.147). Заявление об оспаривании указанного постановления было направлено в Арбитражный суд ВО согласно почтовой квитанции 20.08.2021г. (л.д. 19), т.е. в установленный законом десятидневный срок. Определением Арбитражного суда ВО от 25.08.2021г. данное заявление было возвращено в связи с тем, что дело неподсудно арбитражному суду (л.д. 20-22), после чего 28.08.2021г. АО «Экотехнологии» обратилось в Советский районный суд с жалобой на постановление административного органа (л.д. 23). В связи с чем, полагаю, что у АО «Экотехнологии» имелись уважительные причины пропуска срока обжалования вышеуказанного постановления, ходатайство АО «Экотехнологии» о восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 06.08.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.

Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу АО «Экотехнологии», судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.1,3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1,3 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя в том числе: данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Исходя из ч. 1,2,10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами). Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно положениям Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из акта от 13.07.2021г. при проведении плановой выездной проверки 13.07.2021г. в 16:00 час. в отношении АО «Экотехнологии» установлено, что согласно схеме потоков отходов, приведенной в разделе 7.19 «Схемы потоков ТКО» и рисунке 7.2 «Укрупненная схема существующих потоков ТКО от источников образования к действующим полигонам ТКО», приведенным в приказе Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016г. (в редакции от 17.06.2021г.), региональный оператор по обращению с ТКО на территории Воронежского межмуниципального кластера АО «Экотехнологии» направляет ТКО с территории муниципальных образований, включенных в Воронежский межмуниципальный кластер, на действующие объекты обработки (сортировки) и размещения отходов, расположенные в г.о. г. Нововоронеж (полигон ТКО «Аквасервис»), Новоусманском муниципальном районе (МСК «Поэтро-Полигон»), Семилукском муниципальном районе (полигоны ТКО ООО «ЭкоСфера»). Акционерным обществом представлены копия договора с ООО «Эко-Парк» от 04.10.2017г. на сбор и транспортирование ТКО только с территории Новоусманского муниципального района, копия договора с ООО «Эко-Сфера» от 04.10.2017г. на сбор и транспортирование ТКО только с территории Семилукского муниципального района, копия договора с ООО «ЭкоУниверсал» от 16.04.2018г. на сбор и транспортирование ТКО только с территории Рамонского муниципального района, копия договора с ООО «Благоустройство» от 21.12.2018г. №1/19 на сбор и транспортирование ТКО только с территории г.о. г. Нововоронеж, при этом отсутствует информация о соблюдении схемы потоков ТКО, приведенной в ТСОО, на территории Каширского, Нижнедевицкого, Репьевского, Хохольского муниципальных районов, которые включены в Воронежский межмуниципальный кластер.

Имеет место несоответствие информации, приведенной в приложении «В» к ТСОО «Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Воронежской области», сведениям о сборе и транспортировании ТКО, осуществляемым операторами по обращению с отходами ООО «Благоустройство», ООО «ЭкоУниверсал», ООО «Эко-Сфера» и ООО «Эко-Парк» на основании договоров с АО «Экотехнологии»: - в приложении №1 к договору с ООО «Благоустройство» от 21.12.2018г. №1/19 на сбор и транспортирование ТКО до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на объектах, включенных в ТСОО, приведены сведения о сборе ТКО с 374 контейнерных площадок на территории г.о. г. Нововоронеж. В приложении «В» к ТСОО приведена информация о наличии на территории г.о. г. Нововоронеж 68 контейнерных площадок; - в приложении №1 к договору с ООО «Эко-Парк» от 04.10.2017г. на сбор и транспортирование ТКО до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на объектах, включенных в ТСОО, приведены сведения о сборе ТКО с 54 контейнерных площадок на территории Новоусманского муниципального района. В приложении «В» к ТСОО приведена информация о наличии на территории Новоусманского муниципального района 127 контейнерных площадок; - в приложении №1 к договору с ООО «Эко-Сфера» от 04.10.2017г. на сбор и транспортирование ТКО до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на объектах, включенных в ТСОО, приведены сведения о сборе ТКО с 344 контейнерных площадок на территории Семилукского муниципального района. В приложении «В» к ТСОО приведена информация о наличии на территории Новоусманского муниципального района 270 контейнерных площадок; - в приложении №1 к договору с ООО «ЭкоУниверсал» от 16.04.2018г. на сбор и транспортирование ТКО до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на объектах, включенных в ТСОО, приведены сведения о сборе ТКО с 141 контейнерных площадок на территории Рамонского муниципального района. В приложении «В» к ТСОО приведена информация о наличии на территории Рамонского муниципального района 445 контейнерных площадок.

Информация раздела 2.2.3 «Сведения о количестве образования ТКО по данным экспертной оценки» и таблицы 2.24 «Сведения о количестве образующихся ТКО по данным экспертной оценки (на 01.01.2021г.)», приведенная в ТСОО, не соответствует информации о количестве (объеме) ТКО, указанных в приложениях №1 к договорам АО «Экотехнологии» и операторов по обращению с отходами ООО «Благоустройство», ООО «ЭкоУниверсал», ООО «Эко-Сфера» и ООО «Эко-Парк» на сбор и транспортирование ТКО на территории Воронежского межмуниципального кластера, поскольку указанные сведения в договорах приведены в м3, а в ТСОО – в тоннах. Указанные расхождения не позволяют оценить соблюдение АО «Экотехнологии» схемы потоков отходов ТСОО в части количества образующихся отходов. Между Департаментом ЖКХ и энергетики ВО и ОАО «Экотехнологии» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный кластер) от 17.06.2021г. Согласно абз. 6 п. 2.1.2 указанного соглашения, АО «Экотехнологии» обязуется обеспечивать поэтапное внедрение раздельного сбора ТКО в соответствии с порядком сбора (в том числе раздельного) ТКО. Вместе с тем, в копиях договоров поставки №597 от 27.03.2020г., №ДП 001 от 08.06.2020г. между АО «Экотехнологии» и ООО «Алекс Трейд», АО «Гланит», ООО «Рост-Импекс» и др. отсутствует информация о том, какой товар региональный оператор обязуется поставить, а покупатель – принять. Также представлены копии товарных накладных на покупку отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами: ПЭФ бутылка, стеклобой, лом черных металлов, ПНД канистра, ПНД флаконы, лом цветного металла, макулатура, пленка стрейч и копия акта приема-передачи № 20032706 от 27.03.2020г. на покрышки пневматических шин с металлическим кордом, отработанных «ЭКР-ФОНД». Содержание приложенных документов не позволяет определить, являются ли указанные компоненты ТКО результатом раздельного сбора ТКО или отходами, отнесенными согласно ФККО к группе 7 41 100 00 00 0 «Отходы сортировки отходов» и полученными в результате обработки поступающих ТКО на мусоросортировочном заводе мощностью 440 тыс. тонн в год (при работе в одну смену), эксплуатируемом АО «Экотехнологии», отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение АО «Экотехнологии» абз. 6 п. 2.1.2 соглашения. Отсутствуют материалы, подтверждающие соблюдение региональным оператором абз. 11 п. 2.1.2 соглашения, обязывающего АО «Экотехнологии» увеличивать объем вовлеченного сырья, полученного в результате обработки ТКО, во вторичный оборот в соответствии с целевыми показателями территориальной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области. Отсутствуют материалы, подтверждающие соблюдение региональным оператором абз. 8 п. 2.1.2 соглашения об обеспечении заключения договоров на услугу по обращению с ТКО с физическими, юридическими лицами и ИП в зоне деятельности регионального оператора в установленный действующим законодательством срок, отсутствует информация о заключении договоров АО «Экотехнологии» на услугу по обращению с ТКО с физическими, юридическими лицами и ИП на территории Каширского, Нижнедевицкого, Репьевского, Хохольского муниципальных районов (л.д. 41-57).

Вышеуказанным постановлением АО «Экотехнологии» привлечено к административной ответственности в том числе, за несоблюдение им как региональным оператором схемы потоков ТКО, содержащейся в территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 28.06.2016г. №356. При этом, указанная схема в материалы дела не представлена.

Также согласно приказа о проведении плановой выездной проверки от 09.06.2021г. №617/п/В АО «Экотехнологии» должно представить ЦЧМУ Росприроднадзора документы, в том числе, устав, положение или учредительный договор, оборотно-сальдовую ведомость по счету №10 за 2020 и истекший период 2021г.г., оборотно-сальдовую ведомость по счету №01, программу производственного экологического контроля, протоколы количественного химического анализа результатов производственного экологического контроля за 2020г., данные учета в области обращения с отходами, в том числе данные учета отходов принятых и данные учета отходов переданных, документы, подтверждающие право пользования зданиями, строениями, сооружениями (аренда, субаренда и т.д.) (л.д. 34-38). Однако, в материалах дела данные документы отсутствуют, т.е. не подтвержден факт того, что АО «Экотехнологии» является хозяйствующим субъектом, имеющим статус регионального оператора, и что его действия регулируются ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Также представителем АО «Экотехнологии» в судебном заседании даны пояснения о том, что имелись в наличии и представлялись Центрально-Черноземному межрегиональному Управлению Росприроднадзора договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, расположенных на территориях Каширского, Нижнедевицкого, Репьевского, Хохольского муниципального районов, однако в материалах дела они отсутствуют, что лишает возможности проверить область на которую распространяются обязанности АО «Экотехнологии» по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, как следует из пояснений представителя привлекаемого лица, количество мест накопления ТКО, указано в приложении к договорам на сбор и транспортирование ТКО исходя из их фактического наличия, в территориальной схеме обращения с отходами указано иное количество контейнерных площадок, поскольку данные площадки создаются органами местного самоуправления, которые впоследствии уведомляют об этом АО «Экотехнологии», в случае изменения количества контейнерных площадок, АО «Экотехнологии» заключаются дополнительные соглашения на вывоз ТКО. Данный факт также подлежит проверке.

Согласно п.п. 3,11,12 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

При этом при вынесении постановления данные обстоятельства не исследовались, фактическое количество мест накопления ТКО и факт вывоза или невывоза с них АО «Экотехнологии» твердых коммунальных отходов не проверялось.

Также обжалуемым постановлением АО «Экотехнологии» вменено нарушение ТСОО, выразившееся в том, что сведения о количестве ТКО в территориальной схеме и в приложениях к договорам на сбор и транспортирование ТКО приведены в разных единицах измерения (тонны и куб.м.), что не позволяет оценить соблюдение АО «Экотехнологии» территориальной схемы в этой части.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

Таким образом, у Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора имелась возможность произвести расчет и сопоставление количества и объемов ТКО, содержащихся в территориальной схеме и представленных АО «Экотехнологии» договорах (переведение единиц измерения тонн в куб.метры), однако этого сделано не было, сведений о несоответствии указанных данных ни акт проверки, ни обжалуемое постановление не содержат.

Пунктом 4 постановления от 06.08.2021г. АО «Экотехнологии» вменяется нарушение абз.6 п. 2.1.2 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области со ссылкой на копии договоров поставки №597 от 27.03.2020г., №ДП 001 от 08.06.2020г. между региональным оператором и ООО «Алекс-Трейд», АО «Гланит», ООО «Рост-Импекс», а также на копии товарных накладных на покупку отходов, которые были представлены, однако в материалах дела указанные договора и накладные отсутствуют.

В п.5 обжалуемого постановления не полно отражено событие нарушения, а именно не указано, какие именно материалы, подтверждающие соблюдение АО «Экотехнологии» требований Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области об увеличении объема вовлеченного сырья, полученного в результате обработки ТКО, во вторичный оборот в соответствии с целевыми показателями, а также о заключении договоров на услугу по обращению ТКО в зоне деятельности регионального оператора отсутствуют, и предлагалось ли АО «Экотехнологии» их представить, так как определение об истребовании доказательств в материалах дела отсутствует.

Помимо этого, представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, были предоставлены при рассмотрении дела объяснения (л.д. 86) о соблюдении указанных обязанностей, сообщено о заключении договоров, в том числе по районам, по которым информация, как указано в постановлении, отсутствует, однако им не дано никакой оценки при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления.

Кроме того, в материалах дела имеется акт от 13.07.2021г. №57 с приложением, в котором указаны в том числе как прилагаемые: устав АО «Экотехнологии», товарные накладные за 2020г., 2021г., договоры поставки, купли-продажи и т.д., но данные документы в материалах проверки отсутствуют, а, как следует из пояснений представителя АО «Экотехнологии», эти документы им после проверки не возвращались.

Также в акте проверки и обжалуемом постановлении от 06.08.2021г. имеется ссылка на соглашение между АО «Экотехнологии» и Департамента ЖКХ и энергетики ВО об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области от 17.06.2017г., в то время как в материалы дела приложено соглашение между АО «Экотехнологии» и Департамента ЖКХ и энергетики ВО от 30.06.2017г.

Кроме того, следует отметить, что отсутствуют сведения о том, что Департаментом ЖКХ и энергетики Воронежской области предъявлялись какие-либо претензии к АО «Экотехнологии» в связи с несоблюдением вышеуказанного соглашения.

Более того, постановление от 06.08.2021г. имеет ссылку на привлечение к административной ответственности то по ст.8.2.3, то по ст.8.2 КоАП РФ

Допущенные по настоящему делу нарушения требований действующего законодательства не позволяют признать состоявшееся по делу постановление должностного лица законным и обоснованным.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При рассмотрении настоящего дела порядок привлечения к административной ответственности АО «Экотехнологии» был нарушен.

В связи с чем, считаю, что постановление не соответствует требованиям ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. А это в свою очередь влечет отмену постановления, поскольку является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с вышеизложенным, учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО «Экотехнологии» подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению в Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 п. 4 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ВО – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 №220/КН/2021 от 06.08.2021г., в отношении АО «Экотехнологии» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, возвратив дело об административном правонарушении в отношении АО «Экотехнологии» в Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.М. Бородовицына

Дело № 12-351/2021

36RS0005-01-2021-004353-20