Дело № 12-351/2021
Судья Толстова Л.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу защитника ФИО3 – Лазаревой Ф.Ю. на постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2021 года, вынесенное в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2021 года (резолютивная часть объявлена 21 октября 2021 года) глава администрации Аликовского района ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде администратвиного штрафа в размере 1500рублей.
В жалобе, поданной защитником ФИО3 – Лазаревой Ф.Ю., в Верховный Суд Чувашской Республики, поставлен вопрос об отменен постанволения судьи преркащении производства по делу в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Должностное лицо органа, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уполномоченное в соответствии пунктом 7 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении - заместитель начальника Главного управления - начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по Чувашской Республике – Чувашии ФИО4, подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой поставлен вопрос об отмене решения судьи и возвращении дела на новое рассмотрение.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника ФИО3 – Лазареву Ф.Ю., поддержавшую доводы жалобы, представителей административного органа ФИО4 и ФИО5, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО3, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что означенное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О гражданской обороне» оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО являются одними из основных задач в области гражданской обороны.
Статьями 7 - 9 Федерального закона «О гражданской обороне» закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с представленными полномочиями обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Согласно пункту 2 статьи 8 данного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с пунктами «а»», «в», «г», «м» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Положение о системах оповещения населения утверждено совместным приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 (далее - Положение от 25.07.2006).
Из содержания пунктов 4, 10 Положения от 25.07.2006 следует, что на муниципальном уровне создается местная система оповещения (на территории муниципального образования), при этом основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 № 1034 Положение от 25.07.2006 признано утратившим силу с 1 января 2021 года.
С 1 января 2021 года вступило в силу Положение о системах оповещения населения, утвержденное совместным приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 (далее - Положение о системах оповещения населения № 365 от 31.07.2020), которым требование о создании муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения на муниципальном уровне функционирования РСЧС, обеспечивающей передачу сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляемой подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», об организации и осуществлении органами местного самоуправления поддержании муниципальных систем оповещения в готовности, не отменено.
При этом планирование и осуществление органами местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны основных мероприятий по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые обеспечиваются поддержанием в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществления ее реконструкции и модернизации; установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексного использования средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; не претерпело каких – либо изменений (пункт 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение от 14.11.2008 № 687)
В соответствии с абзацем вторым пункта 15.4 Положения от 14.11.2008 № 687 поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем отнесено к планируемым и осуществляемым органами местного самоуправления основным мероприятиям по гражданской обороне по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в редакции приказа МЧС России от 24.12.2019 № 776 (абзац второй пункту 15.4 дополнен словом «сохранение», вступил в силу с 15 февраля 2020 года).
Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны отнесены противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Обязанность обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, выполняется путем обеспечения сохранности: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО (Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденный приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что по итогам плановой выездной проверки администрации Аликовского района Чувашской Республики, проведенной в период 21 октября 2019 года по 31 октября 2019 года начальником отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по Чувашской Республике – Чувашии ФИО4 и начальником отделения надзорных мероприятий профилактической работы по Аликовскому району Главного управления МЧС по Чувашской Республике – Чувашии ФИО1 составлен акт проверки № 3 от 31 октября 2019 года (том 1, л.д.17-18), согласно которому выявлено нарушение обязательных требований или требований, установленных нормативными актами, а именно:
1) к местной автоматизированной системе централизованного оповещения (далее МАСЦО) подключены 3 электросирены С-40, что не соответствует установленным требованиям, а именно: не обеспечивает доведение сигнала «Внимание всем!» и речевой информации оповещения до всего населения, проживающего на территории Аликовского района Чувашской Республики. Нет технической возможности отбора каналов радиотрансляционных сетей связи для передачи сигналов или команд для всего населения района по телевидению, проводному и эфирному радиовещанию. В 2018-2019 годах финансовые средства на реконструкцию (создание МАСЦО) не выделялись. Данная проблема ни разу за весь период не обсуждалась на заседаниях комиссии по ПУФ (пункт 10 приказа МЧС РФ №422,Мининформсвязи РФ №90, Минкультуры РФ №376 от 25 июля 2006г. «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», пункт 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687);
2) 38 муниципальных защитных сооружений ГО (ПРУ) не соответствуют требованиям руководящих документов согласно нормам ИТМ ГО, а именно: нарушена гидроизоляция внешнего периметра здания; нет аварийных выходов, герметических дверей (вход и аварийный выход), системы отопления, мест для сидения-лежания, системы вентиляции (1-режим чистая вентиляция) с внутренней разводкой воздуховодов приточной и вытяжной вентиляции, схем инженерных систем жизнеобеспечения, схемы размещения мест для сидения и лежания согласно нормам объемно-планировочным и конструктивным решениям, инструкций действиям звеньев по укреплению защитных свойств ПРУ, инструментов и инвентаря для оборудования пожарного щита схемы эвакуации укрываемых, пакета документации по ПРУ, электрооборудование (силовой и осветительной системы) требует замены. В весенне-осенний период данные объекты систематически подтапливаются из-за нарушения гидроизоляции отмостки. Данная проблема ни разу за весь период не обсуждалась на заседаниях комиссии по ПУФ. Руководители муниципальных учреждений на территории которых имеются ЗСГО, не заслушивались на заседаниях комиссии по содержанию данных объектов (п. 21 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 п.2 Федерального закона от 12.02.1998 «О гражданской обороне», ст. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации», п.15.4 Положения об организации и ведение гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687 (п.3.2.1 приказа МЧС России №583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»), приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
По итогам плановой выездной проверки в адрес администрации Аликовского района Чувашской Республики и главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3 вышеуказанными должностными лицами административного органа внесено предписание № 3 от 31 октября 2019 года, в соответствии с которым необходимо выполнить мероприятия по устранению выявленных при проверке нарушений установленных требований в области гражданской обороны и в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 29-ФЗ, изложенных в пунктах 1 и 2 акта плановой выездной проверки № 3 от 31 октября 2019 года, установлен срок исполнения – 01.11.2020 года.
25 февраля 2021 года с 13 часов до 15 часов в здании администрации Аликовского района Чувашской Республики, по адресу: <адрес>, по итогам внеплановой выездной проверки администрации Аликовского района начальником отделения надзорных мероприятий профилактической работы по Аликовскому району Главного управления МЧС по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2 (акт проверки № 3 от 25 февраля 2021 года) выявлено, что пункты 1 и 2 предписания № 3 от 31 октября 2019 года не выполнены, имеются нарушения означенных выше обязательных требований (требований, установленных нормативными актами).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3 протокола от 25 февраля 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и вынесения судьей районного суда постановления от 26 октября 2021 года о привлечении ФИО3 к административной ответственности по означенной норме КоАП РФ.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 4-5), актами проверки органом государственного надзора в области пожарной безопасности администрации Аликовского района Чувашской Республики в области гражданской обороны орган местного самоуправления № 1 от 25 февраля 2021 года, № 3 от 31 октября 2019 года (том 1, л.д. 7-8, 17-18), предписаниями должностного лица административного органа № 3 от 31 октября 2019 года об устранении выявленных требований в области гражданской обороны (том 1, лд. 9-10) нарушений (л.д. 9), иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Предписание № 3 от 31 октября 2019 года суд находит законным. Оно вынесено уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, основано на нормах законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и о местном самоуправлении. Установленный предписанием срок для его исполнения является разумным.
Действия главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3 квалифицированы по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства в гражданской обороне и о местном самоуправлении.
Довод жалобы защитника Лазаревой Ф.Ю. о том, что проверка проведена неполно, поскольку объекты автоматизированной системы оповещения населения (сирены) и защитные сооружения при проверке с непосредственным выходом на место не исследовались, являются несостоятельными, поскольку факт невыполнения предписания № 3 от 31 октября 2019 года установлен уполномоченном должностным в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной с соблюдением установленной процедуры.
Утверждение защитника о том, что имеющаяся на территории Аликовского района система оповещения населения не является местной, относится к республиканской системе (РАСЦО), не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствует о выполнении законного требования предписания об устранении выявленных нарушений законодательства, в силу которого органы местного самоуправления создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, основной задачей означенной системы является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
При этом суд исходит, что региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации), функционирование которой предусмотрено законодательством наряду с системами оповещения на иных уровнях – федеральном, межрегиональном, муниципальном, объектовом (локальная), не исключает обязанность органов местного самоуправления по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения, обеспечивающих доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории всего муниципального образования.
Наличие такой муниципальной системы оповещения населения на территории муниципального образования – Аликовский район Чувашской Республики, из материалов дела не следует, сведения об этом заявителем и ФИО3 не представлены.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что защитные сооружения гражданской обороны на территории Аликовского района, из которых 11 находятся в муниципальной собственности Аликовского района, в том числе 3 (<адрес> закреплены за администрацией Аликовского района, не зарегистрированы в качестве самостоятельных объектов недвижимости, равно как и предложения о снятии указанных объектов с учета защитных сооружений гражданской обороны на основании актов от 25 ноября 2020 года (в отношении 13 объектов) и позднее, не свидетельствует как о незаконности предписания № 3 от 31 октября 2019 года, так и о его исполнении в установленный срок.
Сведения о приведении означенных защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с нормативными требованиями либо исключения их из учета в качестве таковых в установленный в предписании срок в материалах дела отсутствуют.
Довод жалобы об отсутствии финансирования из средств республиканского бюджета, в том числе субсидий из республиканского бюджета бюджету муниципального района, необходимого для исполнения предписания, направленного на надлежащее осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относящихся к вопросам местного значения муниципального района, не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) ФИО3 состава вмененного административного правонарушения.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьями 35-37 Устава Аликовского района Чувашской Республики ФИО3, являясь главой администрации Аликовского района Чувашской Республики, обеспечивает осуществление администрацией Аликовского района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики, осуществляет общее руководство деятельностью администрации Аликовского района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации
Таким образом, административное правонарушение совершено главой администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3 в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену постановления судьи районного суда, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2021 года, вынесенное в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3 – Лазаревой Ф.Ю. – без удовлетворения.
Судья А.В.Голубев
Решение27.12.2021