ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-351/2022 от 08.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2022-000654-38

Дело № 12-351/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Куштановой С.Р.,

с участием заявителя Потупчика П.А., защитника Русских А.Г., действующей на основании доверенности,

представителей административного органа Конюхова К.С., Багуна П.М., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев жалобу директора ООО «Кварц» Потупчика ФИО7 на постановление № 30-04-03/145 от 27.12.2001 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Кварц» Потупчика ФИО9,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела геологического надзора управления минеральных ресурсов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Конюхова ФИО10 № 30-04-03/145 о назначении административного наказания от 29.12.2021 должностное лицо – директор ООО «Кварц» Потупчик П.А. признан виновным в нарушении ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ, а именно нарушение посягающее на установленный порядок пользования недрами, необеспечение охраны недр на участке «Резерв грунта № 2», расположенного в г. Березники Пермского края от загрязнения отходами.

Потупчику П.А. вынесено предупреждение.

Не согласившись с указанным постановлением, Потупчиком П.А. подана в суд жалоба об отмене указанного постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что согласно указанной норме Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Однако,на момент проведения спорной проверки ООО«Кварц» объект не эксплуатировало, данное обстоятельство зафиксировано в материалах проверки, в связи с чем не могло быть пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Наличие лицензии на право пользования недрами, не означает, что общество осуществляло это пользование. Привлечение к ответственности возможно при условии фактического пользования недрами. Поскольку обществом производственная деятельность не ведется, следовательно, не образует отходов производства и потребления. Захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами, отходами производства и потребления, а также строительными отходами образовалось от ведения жизнедеятельности местными жителями <Адрес> (строительные материалы от демонтированного жилого дома, отходы потребления и другое), данный факт подтверждается фотоматериалами, приложенными к материалам проверки. Кроме того, согласно фотоматериалам захламление твердыми коммунальными отходами, отходами производства и потребления, а также строительными отходами образовалось на земельном участке с кадастровым номером , который отношения к ООО «Кварц» не имеет, а находится в муниципальной собственности. Также административным органом не предоставлены доказательства, подтверждающие факт совершения ООО «Кварц» действий (бездействий), влияющие на снижение качества полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения. ООО «Кварц», с момента получения лицензии, в полном объеме, добросовестно и в установленном порядке соблюдает все необходимые нормы и правила, предъявляемые к данному виду деятельности. Общество каких-либо нарушений требований законодательства РФ в сфере окружающей среды никогда не допускало, претензий от контролирующих надзорных органов не поступало. В действиях Потупчика П.А. – как директора ООО «Кварц» отсутствует состав вменяемого правонарушения, не имеется оснований для признания виновным в правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным органом не представлены доказательства в подтверждение вины заявителя в указанном правонарушении, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.

Заявитель Потупчик П.А. и защитник, при рассмотрении жалобы на доводах и основаниях изложенных в жалобе настаивали в полном объеме.

Представители Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебном заседании с жалобой были не согласны по доводам, изложенным в письменном отзыве на жалобу.

Выслушав заявителя, защитника, представителей административного органа изучив материалы дела, материалы административного дела № 30-04-03/145, судья приходит к следующему выводу.

На основании части 2 статьи 7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно пунктам 1, 2, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно части 7 статьи 23 Закона РФ «О недрах» основным требованием по рациональному использованию и охране недр являются охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.

Статьей 49 указанного Закона предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО «Кварц» владеет лицензией на право пользования недрами ПЕМ 80106 ТЭ с целью разведки и добычи грунтовых и строительных материалов на участке «Резерв грунта » в <Адрес> края.

Лицензия предоставлена 22.06.2011 до полной отработки запасов Письмом Управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России от 01.03.2004 года № 446 согласована корректировка проектного материала «Рабочий проект разработки резервов № 1, № 2 грунтовых строительных материалов на Белопашинской площади Усольского района Пермской области».

Письмом Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 06.09.2005 года № 2036/16-10-1 согласованы дополнения к проекту «Разработка резерва № 2 грунтовых строительных материалов на Белопашинской площади Усольского района Пермской области».

Согласно справке о регистрации горного отвода, 17.01.2014 года за ООО «Кварц» зарегистрирован горный отвод № 139 на участке «Резерв грунта № 2», расположенный в Усольском районе Пермского края, площадью 20,8 га.

Согласно условиям пользования недрами с целью разведки и добычи грунтовых строительных материалов на участке «Резерв грунта № 2», недропользователь обязан соблюдать установленные требования по охране окружающей среды (п.п. а п. 4.4).

Согласно акту визуального осмотра Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27.08.2021 года, установлено, что на участке «Резерв грунта » расположенного на территории <Адрес><Адрес> зафиксированы четыре участка сброса мусора.

В ходе проверки Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ООО «Кварц» не обеспечило охрану недр на участке «Резерв грунта », расположенного в г. Березники Пермского края от загрязнения отходами.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - старшим государственным инспектор Пермского края в области охраны окружающей среды Конюховым К.С. протокола об административном правонарушении от 27.12.2021года, предусмотренном частью 2 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности, установленной данной нормой.

Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, а именно: лицензией на пользование недрами, протоколом об административном правонарушении № 30-04-03/145 от 27.12.2021; актом проверки Березниковского межрайонного природоохранного прокурора от 27.08.2021, актом визуального осмотра Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27.08.2021 года и другими материалами дела, которым дана оценка.

Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется, они согласуются между собой, взаимно дополняют друга и в своей совокупности подтверждают факт допущенного ООО «Кварц» нарушения.

Указанные обстоятельства, подтвержденные собранными по делу доказательствами, получившие юридическую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили основанием для привлечения директора ООО «Кварц» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 названного Кодекса.

Вывод должностного лица о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Не доверять представленным доказательствам оснований не имеется, они согласуются между собой, взаимно дополняют друга и в своей совокупности подтверждают факт допущенного должностным лицом Потупчиком П.А. правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В настоящем случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО «Кварц» нарушило условия, предусмотренные лицензией на пользование недрами, у директора ООО «Кварц» Потупчика П.А. имелась возможность для соблюдения организацией законодательства в области охраны окружающей среды, за нарушение которого ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у Потупчика П.А., как руководителя реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

Таким образом, вывод должностного лица о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы заявителя о том, что обществом на момент проведения проверки объект не эксплуатировался, суд признает несостоятельными, поскольку срок действия лицензии ПЕМ 80106ТЭ на право пользование недрами не окончен, следовательно, общество обязано соблюдать требования пункта 4.4. условий пользования недрами к лицензии по охране окружающей среды, в том числе обеспечить охрану недр от загрязнения отходами.

Относительно доводов о том, что Общество не осуществляет пользование земельным участком, а на основании лицензии пользуют участок недр, который находится под земной поверхностью, в связи с чем, директор ООО «Кварц» не должен быть привлечен к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Согласно п. 2.4 Условий пользования недрами (Приложение № 1 к лицензии ПЕМ 80106ТЭ), лицензионный участок расположен на землях Усольского муниципального района. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ. Границы земельного участка, выделенные для ведения работ на Лицензионном участке, уточняются при получении права пользования земельным участком.

В соответствии со ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.

Таким образом, поскольку одним из условий пользования участком недр является оформление недропользователем прав пользования земельным участком в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом данное условие лицензионного соглашения Обществом не выполнено, доказательств иного суду не представлено, суд приходит к выводу о наличии в действиях директора ООО «Кварц» Потупчика П.А. состава вмененного административного правонарушения.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, а нахождение Общества и его руководителя в состоянии неопределенности относительно оформления арендных отношений не свидетельствует о соблюдении правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Постановление о привлечении Потупчика П.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностному лицу в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, с применением положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, письменных дополнений, и прекращения производства по делу, судья не усматривает.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление начальника отдела геологического надзора управления минеральных ресурсов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Конюхова ФИО12 № 30-04-03/145 от 29.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Кварц» Потупчика ФИО11, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Т.А. Евдокимова

Копия верна. Судья

Подлинник решения находится в материалах дела № 12-351/2022

Ленинского районного суда г. Перми.