Дело № 12-351/2022
64RS0043-01-2022-003340-70
Решение
20 июля 2022 года город Саратов
Судья Волжского районного суда г. Саратова Тютюкина И.В.,
при секретаре Ковалеве Е.В.,
рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» на постановление о привлечении администрации муниципального образования «Город Саратов» к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
установил:
03.06.2022 постановлением вр.и.о. заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Саратовской области ФИО2№ администрация муниципального образования «Город Саратов» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (по факту неисполнения требований исполнительного документа об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» организовать на территории города Саратова водоотведение сточных вод через систему ливневой канализации, обеспечивающее очистку сточных вод в пределах нормативов предельно допустимой концентрации (ПДК) для водоемов рыбохозяйственного значения в срок до 01.01.2020 года, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее - по тексту администрация МО «Город Саратов») обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать его незаконным, отменить. Полагает, что отсутствует совокупность условий, необходимых для привлечения должника к административной ответственности.
От заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Саратовской области представлены письменные возражения на указанную жалобу.
Проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что на исполнении межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Саратовской области (далее по тексту - МОСП по ИОИП) находится исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Волжским районным судом г. Саратова по делу № об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» организовать на территории города Саратова водоотведение сточных вод через систему ливневой канализации, обеспечивающее очистку сточных вод в пределах нормативов предельно допустимой концентрации (ПДК) для водоемов рыбохозяйственного значения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации МО «Город Саратов». Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией МО «Город Саратов». Должнику в соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.
За неисполнение вступившего в законную силу вышеуказанного решения суда ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Город Саратов» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В администрацию МО «Город Саратов» судебным приставом-исполнителем направлено требование-предупреждение об исполнении указанного решения суда. Данные требования судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем получен ответ на требование-предупреждение, из которого следует, что Комитетом по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «Город Саратов» получены разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:010245:63 (размещение очистных сооружений ливневого коллектора Глебучева оврага), 64:48:010246:70 (размещение канализационной насосной станции очистных сооружений ливневого коллектора Глебучева оврага), получены градостроительные планы земельных участков, получены технические условия присоединения проектируемого объекта к сетям ЗАО СПГЭС, централизованной системе холодного водоснабжения ООО «Концессия водоснабжения – Саратов», к системе теплоснабжения ПАО «Т Плюс», а также согласования места размещения очистных сооружений ливневого коллектора с организациями, осуществляющими эксплуатацию аэропортов и аэродромов, заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательных работ по объекту: «Очистные сооружения ливневого коллектора Глебучева оврага», получены положительные заключения проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ№, заключение о достоверности определения сметной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ№ ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве». Стоимость объекта капитального строительства – 1 798 090,47 тыс. руб. Объект «Очистные сооружения ливневого коллектора Глебучева оврага» включен в Региональный проект государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 года №767-11. Указанный объект запланирован к строительству при условии выделения средств вышестоящих уровней бюджета. Согласно письма Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области №3054 от 15.03.2022 года заявка и комплект документации на строительство объекта направлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для рассмотрения возможности включения данного объекта в федеральный проект «Оздоровление Волги» с выделением дополнительного финансирования из федерального бюджета в размере 2189,7 млн. руб. Решением Саратовской городской Думы №8-80 от 17.12.2021 года «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности и объектов недвижимого имущества, приобретаемого в муниципальную собственность, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов включен объект «Система водоотведения от пересечения 4-го Московского проезда и ул. Новая 9-я Линия до Волгоградского водохранилища в Заводском районе города Саратова». Строительство указанного объекта в дальнейшем обеспечит возможность организовать очистку сточных вод на одном из городских водовыпусков.
Статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением № 128 от 03.06.2022 администрация МО «Город Саратов» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и на нее наложен административный штраф в размере 30 000 рублей. Копия указанного постановления получена должником 06 июня 2022.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия должника, связанные с неисполнением требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Диспозиция данной нормы в качестве квалифицирующего признака определяет неисполнение требований судебного пристава-исполнителя после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 105, 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По смыслу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Признавая администрацию МО «Город Саратов» виновной по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, судебный пристав-исполнитель исходил из доказанности факта неисполнения требований судебного пристава-исполнителя после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительности причин его не исполнения.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, во взаимосвязи с главой 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей порядок возбуждения дела об административном правонарушении, а также ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, которая освобождает лицо, привлекаемое к административной ответственности, от обязанности доказывать свою невиновность, обязанность представить суду доказательства виновности привлекаемого лица лежит на органе, должностном лице, составивших и направивших в суд соответствующий протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что комитетом по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «Город Саратов» получены разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:010245:63 (размещение очистных сооружений ливневого коллектора Глебучева оврага), № (размещение канализационной насосной станции очистных сооружений ливневого коллектора Глебучева оврага), получены градостроительные планы земельных участков, получены технические условия присоединения проектируемого объекта к сетям ЗАО СПГЭС, централизованной системе холодного водоснабжения ООО «Концессия водоснабжения – Саратов», к системе теплоснабжения ПАО «Т Плюс», а также согласования места размещения очистных сооружений ливневого коллектора с организациями, осуществляющими эксплуатацию аэропортов и аэродромов, заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательных работ по объекту: «Очистные сооружения ливневого коллектора Глебучева оврага», получены положительные заключения проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ№, заключение о достоверности определения сметной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ№ ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве». Стоимость объекта капитального строительства – 1 798 090,47 тыс. руб. Объект «Очистные сооружения ливневого коллектора Глебучева оврага» включен в Региональный проект государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанный объект запланирован к строительству при условии выделения средств вышестоящих уровней бюджета. Согласно письма Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ заявка и комплект документации на строительство объекта направлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для рассмотрения возможности включения данного объекта в федеральный проект «Оздоровление Волги» с выделением дополнительного финансирования из федерального бюджета в размере 2189,7 млн. руб. Решением Саратовской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности и объектов недвижимого имущества, приобретаемого в муниципальную собственность, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов включен объект «Система водоотведения от пересечения 4-го Московского проезда и ул. Новая 9-я Линия до Волгоградского водохранилища в Заводском районе города Саратова». Строительство указанного объекта в дальнейшем обеспечит возможность организовать очистку сточных вод на одном из городских водовыпусков.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации МО «Город Саратов» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
При указанных установленных при рассмотрении настоящей жалобы обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене оспариваемого постановления и прекращения производства по делу по п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление вр.и.о. заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП по Саратовской области от 03.06.2022 № 128 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации МО «Город Саратов» - отменить, жалобу - удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.В. Тютюкина