Дело № АП 12-352/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Элиста 11 декабря 2015 года
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Чуева Д.Ю.,
при секретаре Халенгиновой З.В.,
рассмотрев жалобу представителя Территориального управления Росфиннадзора в Республике Калмыкия ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх производство по административному делу в отношении Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, прекращено на основании ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, - за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Территориального управления Росфиннадзора в Республике Калмыкия (далее по тексту - ТУ Росфиннадзора в РК) ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи, ссылаясь на то, что проверка правомерности использования средств федерального бюджета Управлением Судебного департамента в РК относится к полномочиям ТУ Росфиннадзора в РК на основании Бюджетного кодекса РФ. Считает необоснованным вывод суда о полномочиях Счетной палаты РФ на осуществление контроля и отсутствие таких полномочий у ТУ Росфиннадзора в РК. Судебный департамент является участником бюджетного процесса и осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя федерального бюджета, а также является прямым получателем средств федерального бюджета. Судебный департамент не указан в числе органов, обладающих полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля. В рамках реализации полномочий главных распорядителей бюджетных средств, Судебный департамент на основании ст.158 и ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными им бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на: соблюдение внутренних стандартов и процедур составления, исполнения бюджета по расходам, составлению бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. При этом Судебный департамент, иные органы судебной системы в силу п.1 ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ являются объектами государственного финансового контроля. ТУ Росфиннадзора в РК является участником бюджетного процесса на федеральном уровне, осуществляющим внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, а Счетная палата, является органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в силу ч.1 ст.157 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем отсутствуют основания для признания исключительной компетенции Счетной палаты в части контроля за использованием судами средств федерального бюджета. Предметы проверок, назначенных органами Росфиннадзора и Счетной палаты Российской Федерации в отношении Судебного департамента, не пересекаются, как и вопросы, отнесенные к компетенции этих двух органов и данную проверку нельзя расценивать как вмешательство в правосудие, поскольку Судебный департамент не является органом судебной власти. В соответствии с п.3 ч.3.1 ст.1 Федерального закона № 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются на контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Кроме того, суд не привел доказательств того, на основании которых сделал вывод о том, что в отношении Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия органами государственного контроля (надзора) проводилось несколько проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, чем был нарушен принцип защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Считает решение мирового судьи вынесенным с нарушением норм материального права.
В судебное заседание представитель ТУ Росфиннадзора в РК, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился без уважительных причин. В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу ТУ Росфиннадзора в РК без их участия.
Представитель Управления Судебного департамента в РК ФИО2 с доводами жалобы представителя ТУ Росфиннадзора в РК ФИО1 не согласилась, просила суд оставить постановление мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав пояснения и доводы участника процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершения административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст.30.7 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами заявителя и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ххх ТУ Росфиннадзора в РК в соответствии с частями 3, 5 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ, подпункта а) пункта 10 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092, подпункта а) пункта 9 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных приказом Минфина России от 20 марта 2014 года № 18н, были затребованы документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия за 2013-2014 годы: а именно: учредительные документы, уведомления и расходные расписания, бюджетные сметы, обоснования и расчеты плановых сметных показателей, бюджетную роспись, годовую бухгалтерскую отчетность, журналы операций и первичные документы к ним, главную книгу, государственные контракты и договоры, конкурсную документацию, приказы, штатные расписания, и другие документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности.
В предоставлении указанных документов врио начальника Управления Судебного департамента ФИО3 было отказано на основании писем Судебного департамента при Верховном суде РФ от ххх№, от ххх№ и постановления Президиума Совета судей РФ от ххх№, что явилось основанием для составления в отношении Управления Судебного департамента в РК ххх протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.
В обоснование факта совершения Управлением Судебного департамента в Республике Калмыкия административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, ТУ Росфиннадзора в Республике Калмыкия представлены следующие доказательства: копия удостоверения № на проведение выездной ревизии в Управление Судебного департамента в РК, согласно которому проверка (ревизия) проводится на основании приказа ТУ Росфиннадзора в РК № от ххх, проведение которого поручается начальнику отдела ФИО1; копия приказа руководителя ТУ Росфиннадзора в РК № от ххх «О назначении выездной ревизии», согласно которому назначена выездная ревизия использования в 2013-2014 годах средств федерального бюджета в Управлении Судебного департамента в Республике Калмыкия и поручено ее проведение начальнику отдела финансового контроля за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов ФИО1 с ххх по ххх по месту нахождения объекта контроля; запрос ТУ Росфиннадзора в РК от ххх, согласно которому Управлению Судебного департамента в РК необходимо представить документы, относящиеся к их финансово-хозяйственной деятельности за 2013-2014 г. для проведения ревизии; копия приказа начальника Управления Судебного департамента в РК № к от ххх «О командировке», согласно которому на один календарный день ххх исполнение обязанностей начальника Управления поручено заместителю начальника Управления - начальнику отдела капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью ФИО3; копия уведомления ТУ Росфиннадзора в РК № от ххх, согласно которому врио начальника Управления Судебного департамента в РК ФИО3 вызван на составление Протокола об административном правонарушении на ххх; объяснительная Врио начальника Управления Судебного департамента в РК ФИО3 от ххх, согласно которой в предоставлении документов отказано на основании писем Судебного департамента при Верховном суде РФ от ххх№, от ххх№ и постановления Президиума Совета судей РФ от ххх№; копия паспорта ФИО3; докладная записка начальника отдела ТУ Росфиннадзора в РК ФИО1 о присвоении регистрационного номера, согласно которой на основании ст.28.2 и ст.28.3 КоАП РФ в отношении врио начальника Управления Судебного департамента в РК ФИО3 ею будет возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ; копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до ххх№ от ххх, согласно которому в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» на основании представленных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическим лице, зарегистрированном до ххх, Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Калмыкия; копия свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ № от ххх, согласно которому Управление Судебного департамента в РК поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по РК; копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № от ххх, которая содержит сведения о юридическом лице Управление Судебного департамента в РК; копия приказа генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ Гусева А.В. № 270 от 26.08.2015 года, согласно которому утверждено Положение об Управлении Судебного департамента в РК; копия положения об Управлении Судебного департамента в РК, утвержденное приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 270 от 26.08.2015 года; копия приказа генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ Гусева А.В. № 583 л/с от ххх, согласно которому ФИО4 с ххх назначен на должность начальника Управления Судебного департамента в РК; доверенность от ххх, согласно которой начальник Управления Судебного департамента в РК ФИО4 уполномачивает ФИО3 заместителя начальника Управления - начальника отдела капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью представлять интересы в Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия; копия письма руководителя ТУ Росфиннадзора в РК № от ххх, согласно которому в Управление Судебного Департамента направлены копия протокола об административном правонарушении № от ххх, копия разъяснения прав и обязанностей защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Действия Управления Судебного департамента в РК должностным лицом административного органа квалифицированы по ст.19.7 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении № от ххх Управлению Судебного департамента в РК, расположенному по адресу: <адрес>, вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, - непредставление в ТУ Росфиннадзора в РК по запросу от ххх документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности Управления Судебного департамента в РК за 2013-2014 годы для проведения контрольных мероприятий.
В соответствии со ст.26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вопрос о достаточности доказательств для принятия решения определяется судом. В ходе рассмотрения настоящего дела мировой судья принял решение о достаточности доказательств по делу и принятии надлежащего процессуального решения.
Мировой судья, оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, пришел к выводу о необходимости прекращения производства по административному делу в отношении Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В соответствии со статьями 1 и 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей; суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разграничение компетенции между органами государственного контроля и надзора при осуществлении государственного финансового контроля в отношении судебной системы Российской Федерации, должно осуществляться с учетом конституционных и законодательным принципов функционирования судебной системы в правовом государстве.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к числу принципов судебной системы относит самостоятельность судебной власти, ее независимость от законодательной и исполнительной властей, самостоятельность судов и независимость судей, недопустимость вмешательства в деятельность суда.
Дополняют ряд нормативных актов, обеспечивающих независимость судебных органов в сфере судоустройства, нормы о финансовой самостоятельности судов.
Согласно ст.124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 08 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» определено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Частью 1 ст.1, ч.1 ст.15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» предусмотрено, что Счетная палата Российской Федерации осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов) по вопросам формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном настоящим Федеральным законом порядке стандартами Счетной палаты.
Предметом контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации является процесс формирования и использования, в частности, средств федерального бюджета, деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию государственных средств (пункт 2.2 Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 2 апреля 2010 года).
Таким образом, контроль в отношении федерального государственного органа, осуществляющего организационное обеспечение и финансирование деятельности судов - Судебного департамента, по вопросам формирования, управления, использования и распоряжения средствами федерального бюджета, федеральной собственностью, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в силу предоставленных ей Федеральным законом полномочий.
Учитывая, что в соответствии со статьей № 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1- ФКЗ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, следовательно, контрольные функции Росфиннадзора по отношению к Судебному департаменту и судам не могут рассматриваться как внутренний аудит (статья 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом следует учитывать, что Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами (статья 2 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»).
Следовательно, на проверки, проводимые органами финансового контроля в отношении Судебного департамента и его территориальных органов, распространяются положения Федерального закона от 2 декабря 2008 г. № 294 ФЗ - «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающего принципы защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), основным из которых является недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований (статья 3).
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 08 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Конституции Российской Федерации, следует, что Судебный департамент, наряду с его территориальными отделами, к которым, в том числе, относится Управление Судебного департамента в РК, является федеральным государственным органом, входящим в систему государственной Судебной власти Российской Федерации. Правовой основой деятельности Судебного Департамента при Верховном Суде РФ и его территориальных органов являются также решения органов судейского сообщества.
Согласно постановлению Президиума Совета судей Российской Федерации от 29.07.14 г. № 412 «О реализации постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.05.14 г. № 402 «О финансовом контроле за использованием средств федерального бюджета, выделенных на финансирование судов Российской Федерации» осуществление Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, являющейся органом исполнительной власти, финансового контроля в органах судебной власти, противоречит как конституционным, так и международно-правовым принципам независимости суда.
Таким образом, суд считает, что у Росфиннадзора отсутствуют полномочия по проведению проверок правомерности использования средств федерального бюджета Судебным департаментом.
С учетом изложенного, мировым судьей сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы представителя ТУ Росфиннадзора РК не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов мирового судьи.
Нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, постановление мирового судьи Элистинского судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх в отношении Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия подлежит оставлению без изменения, а жалоба представителя ТУ Росфиннадзора РК ФИО1 - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление мирового судьи Элистинского судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от ххх по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении Управления Судебного департамента в Республике Калмыкия, - оставить без изменения, а жалобу представителя Территориального управления Росфиннадзора в Республике Калмыкия ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Председательствующий Д.Ю. Чуев