дело № 12-352/2021
РЕШЕНИЕ
13 августа 2021 года г. Смоленск
Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Фролова С.Л. (<адрес>),
рассмотрев жалобу Департамента Смоленской области по образованию и науке на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области К.Н.С.№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ,
установил:
Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее – Департамент) обратился в суд с жалобой на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области К.Н.С.№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. В обоснование указано, что названным постановлением Департамент подвергнут административному штрафу в размере 30 000 руб. за неисполнение, как должником, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Привлечение к административной ответственности заявитель считает незаконным, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменённого правонарушения.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом.
Представитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом.
Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно требованиям части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена их вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делу установлено, что на основании исполнительного листа №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Починковским районным судом Смоленской области судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ возбужденно исполнительное производство № в отношении Департамента Смоленской области по образованию и науке. На Департамент возложена обязанность выделить СОГБУ «Шаталовский детский дом» денежные средства на выполнение работ по демонтажу овощехранилища, расположенного на территории СОГБУ «Шаталовский детский дом», в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с неисполнением Департаментом в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ (данное обстоятельство представителем Администрации г. Смоленска не оспаривалось).
Поскольку к указанному сроку постановленный судебный акт Департаментом также не исполнен, ДД.ММ.ГГГГ. в отношении заявителя судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент признан виновным в совершении данного административного правонарушения и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Между тем оснований для привлечения Департамента к административной ответственности не имелось, поскольку с объективной стороны указанное правонарушение может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительного документа по спору неимущественного характера.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Учитывая, что бремя доказывания наличия оснований для привлечения лица к административной ответственности лежит на органе, должностном лице, составившими протокол об административном правонарушении, то для установления вины Департамента в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, необходимо наличие доказательств того, что заявитель уклонился от исполнения требований исполнительного документа, имея реальную возможность в срок исполнить решение суда.
Департамент, исходя из пункта 1.1 соответствующего Положения, утверждённого постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 № 820, является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования и науки на территории Смоленской области.
Департамент является главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидии на проведение текущих и капитальных ремонтов в областных государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту.
Департамент, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а процедура увеличения суммы расходов областного бюджета возможна только путём внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области; Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.
По делу видно, что Департамент самостоятельно обращался к Губернатору Смоленской области А.В.О. с просьбой о выделении СОГБУ «Шаталовский детский дом» дополнительных денежных средств для проведения мероприятий по демонтажу овощехранилища (служебная записка №№ от ДД.ММ.ГГГГ) из резервного фонда, однако денежные средства выделены не были.
Кроме того, Департаментом в ДД.ММ.ГГГГ году СОГБУ «Шаталовский детский дом» выделена субсидия в размере 250 000 руб. (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№). В ДД.ММ.ГГГГ году выделена субсидия в размере 300 000 руб. (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№). В ДД.ММ.ГГГГ году предоставлена субсидия в размере 500 000 руб. (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№). Распределение средств субсидии определяется учреждением.
При таком положении, с учётом того, что выделение подведомственному учреждению денежных средств на осуществление ремонтных работ осуществляется Департаментом в объёме выделяемых из бюджета ассигнований на текущий год и не зависит исключительно от действий Департамента, которым предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение решения суда, вина заявителя в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.
Несвоевременное исполнение Департаментом упомянутого судебного решения обусловлено наличием объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, препятствующих такому исполнению.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, однако им не дана надлежащая оценка в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таком положении в действиях Департамента отсутствует состав вменённого ему административного правонарушения, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению по основанию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ,
Руководствуясь статьями 24.5, 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области К.Н.С.№ от ДД.ММ.ГГГГ - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента Смоленской области по образованию и науке – прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения его копии.
Судья С.Л. Фролова
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-003470-16
Подлинный документ подшит в материалы дела № 12-352/2021