ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-353/17 от 30.11.2017 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Копия

Дело № 12-353/2017

Р Е Ш Е Н И Е

город Ноябрьск ЯНАО 30 ноября 2017 года

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шабловская Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкого автономного округу, государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1, которым АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением по делу об административном правонарушении от 07 августа 2017 года главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкого автономного округу, государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1 - АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей за то, что 20 июня 2017 года по результатам проведения плановой выездной проверки установлено совершение АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» административного правонарушения - несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившиеся в совершении осуществления деятельности по обращению с отходами «ил избыточный биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», «осадок с песколовок при очистке хозяйственно бытовых смешанных сточных вод» с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Обществом за период с 2014-2017 года на почву складировано более 392 тонны отхода «Ил избыточный биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», 2688 тонн отхода «осадок с песколовок при очистке хозяйствен бытовых смешанных сточных вод», кроме того транспортирование данных отходов должно осуществляться только при наличии специальной лицензии, что является нарушением ч.2 ст.51Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст.3, ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указывает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Отходы в виде ила размещаются на иловые поля. Иловые поля состоят из 8 иловых площадок, размером 70х25 м. Дно площадок покрыто железобетонными плитами, монтажный слой песка с цементом, основанием из пескоцемента 17 см, что отражено в Проекте нормативов образования лимитов размещения отходов. Иловые карты (площадки) оборудованы дренажной системой, соответствуют своду Правил СП 32.13330.2012 и ранее действующей редакции СНиП 2.04.03-85. Иловые площадки являются специальными сооружениями для механической обработки осадков сточных вод, обеспечивающие прием и обработку образующихся осадков, их стабилизацию, обезвоживание и обеззараживание с целью последующей утилизации и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов. Отходы транспортируются на основании договора возмездного оказания услуг от 14.04.2017 года силами и средствами МУП «Ноябрьскспецавтотранс», имеющими лицензию на сбор транспортирование отходов серии от 17.02.2016. Силами Общества производится только погрузка с использованием погрузчика и смешивание осадков сточных вод, образующихся в результате эксплуатации городских канализационных очистных сооружений на территории КОС.

Представитель АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» ФИО2 на жалобе настаивала, привела доводы, изложенные в ней. В дополнении указала, что решением Арбитражного суда ЯНАО от 16.11.2017 года предписание от 20.06.2017 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадщора) по ЯНАО признано недействительным в части указания в основаниях предписания норм Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Судом было установлено, что в действиях Общества отсутствуют нарушения лицензионных требований по транспортировки отходов.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, направил отзыв, в котором поддержал доводы, изложенные в обжалуемом постановлении.

Выслушав лицо, участвующее в деле, с учетом позиции должностного лица, отраженной в отзыве, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и ст.2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения (ст.24.1, 26.2 КоАП РФ).

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее – Закон об отходах производства и накопления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение юридическим лицом на своей территории отходов производства и потребления, образовавшихся в результате осуществления производственно-хозяйственной деятельности, следует отнести к накоплению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

В соответствии с п.3 ст.18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п.9.2.14.38 СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85 (с Изменением N 1) при использовании метода естественной сушки осадка предусмотрены конструкцию иловых площадок (на естественном или искусственном основании, с дренажом, каскадные, уплотнители и т.п.) - в зависимости от гидрогеологических и климатических условий, рельефа местности.

Согласно разделу 6 Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Управлением Росприроднадзором по ЯНАО 13 апреля 2012 года, на основании Распоряжения №79 (страница71 оборот) установлено, что откачка избыточного ила производится на иловые поля. Иловые поля состоят из 7 иловых площадок размером 70х25 м. Высота складируемого слоя ила 1 м.. Дно площадок покрыто железобетонными плитами, монтажный слой песка с цементом, основанием из пескоцемента 17 см. После вымораживания (обеззараживания) в течение двух лет ил используется для благоустройства территории КОС и других объектов промзоны г.Ноябрьска. Очистка песколовок от осадков производится ежедневно 1-2 раза в сутки в бункере для песка. Песок с песколовок промывается технической водой и складируется на песковых площадках для вымораживания (обеззараживании). В дальнейшем песок используется на благоустройство объектов промзоны. Основными отходами при проведении очистки сточных вод с целью сброса их в водные объекты являются иловый осадок и песок из песколовок. Избыточный активный ил образуется в результате работы очистных сооружений. По результатам анализов происходит откачка избыточного ила на иловые поля для их обезвреживания и обезвоживания. Основными способами конечного размещения избыточного ила после вымораживания (обеззараживания) в течение двух лет является: использование в качестве удобрения под различные культуры, восстановления плодородия земель, рекультивация нарушенных земель.

Аналогичные данные отражены и в новом Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на страницах 18, 199, поступившем в Департамент на утверждение 27.09.2017 года (входящий ).

Актом обследования от 20 апреля 2017 года, составленным Росприроднадзором по ЯНАО следует, что при осмотре территории площадки КОС установлено, что Обществом отходы «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» размещается на иловые карты для обеззараживания отходов путем вымораживания.

Таким образом, складирования Обществом за период с 2014-2017 года на почву более 392 тонны отхода «Ил избыточный биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», 2688 тонн отхода «осадок с песколовок при очистке хозяйствен бытовых смешанных сточных вод» судом не установлено.

Наоборот, из материалов дела следует, что данные отходы размещаются на иловые карты, дно которых покрыто железобетонными плитами, монтажный слой песка с цементом, основанием из пескоцемента 17 см (Проект норматива раздел 6), что и было установлено должностными лицами при непосредственном осмотре территории как 20.04.2017 года, так и 28.04.2017 года.

Данных о том, что Общество размещает отходы потребления на почву, материалы административного дела не содержат.

Согласно договора от 14.04.2017 года возмездного оказания услуг (транспортные услуги с экипажем) МУП «Ноябрьскспецавтотранс», имеющий лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в том числе на сбор и транспортирование отходов: «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный», «Ил избыточный биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» осуществляет транспортировку указанных выше отходов Общества.

Таким образом, на момент проведения проверки Обществом осуществлялась транспортировка отходов с помощью организации, имеющей лицензию.

В силу ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществлении которого на территории Российской Федерации, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Транспортирование отходов это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах, (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления").

Как следует из пункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062, лицензионными требованиям для работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности является наличие у соискателей лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Таким образом, нарушений со стороны АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» в транспортировании отходов без специальной лицензии не установлено.

Эти же обстоятельства были установлены и Арбитражным судом ЯНАО в своем решении от 16.11.2017 года (Дело ), которым было признано незаконным предписания Департамента от 20.06.2017 года об устранении нарушения законодательства области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу, в части норм Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Хранения данных видов отходов Обществом также не установлено, поскольку из материалов административного дела следует, что стабилизированный, обеззараженный и обезвоженный осадок сточных вод (в результате вымораживания на иловых картах в течение двух лет) в смеси с песком в качестве компонента, вносимого в почвогрунт использовался для благоустройства территорий предприятия (поселковых котельных, КОС, территорий прилегающих к АБК цехов ВС и ВО и ТИС), а также территорий города после аварийно-восстановительных и ремонтных работ проводимых на сетях тепловодоснабжения, с целью улучшения биологических физических и химических свойств почвы, за счет обогащения гумусом, улучшения её водного и воздушного обмена, о чем представлены Обществом акты за проверяемый период.

Возможность использования данного ила была предусмотрена в разделе 6 Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Управлением Росприроднадзором по ЯНАО 13 апреля 2012 года, на основании Распоряжения (страница71 оборот).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» отсутствует состав вменяемого правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкого автономного округу, государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкого автономного округу, государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1, вынесенное в отношении Акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ отменить, жалобу Акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьк» удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня его получения (вручения).

Судья: подпись. Е.А. Шабловская

Копия верна.

Судья: Е.А. Шабловская

Секретарь суда: