ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-353/18 от 25.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

№ 12-353/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 25 декабря 2018г.

Судья Ленинского районного суда города Ярославля Терентьева Н.Н.,

с участием представителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области» по доверенности ФИО1,

при секретаре Седовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО3, которым

ФИО2, <данные изъяты>

привлечен к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО3 от 21.11.2018г. начальник ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за административное правонарушение, выразившееся в том, что в отдел государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления поступила информация от начальника отдела экономики, финансов, бухгалтерского учета и администрирования платежей Межрегионального управления от 18.09.2018г. , из которой следует, что ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» не внесло в срок до 01.03.2018г. плату за негативное воздействие за 2017г. Начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» является ФИО2 Согласно информации начальника отдела экономики, финансов, бухгалтерского учета и администрирования платежей Межрегионального управления Учреждением не осуществлены в срок платежи платы за негативное воздействие за 2017г. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами по платежным поручениям от 22.05.2018г. на сумму 2768, 97 рублей и от 22.05.2018г. на сумму 435, 63 рубля.

Начальник федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области» ФИО2 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой ставится вопрос о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием вины и состава административного правонарушения, а также в силу малозначительности. Автор жалобы, ссылаясь на положения ч. 1 ст.2.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 2.9, ст. 24.1, ст. 26.1, ч. 3 ст. 16.4 КоАП РФ указывает, что срок внесения платежей за 2017 год – 1 марта 2018г. На 01.03.2018г. у ФГКУ УВО имелась переплата по взносам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 8916 рублей 28 копеек, которая подлежала зачету в счет платежей за последующие периоды. Данная сумма переплаты полностью покрывала сумму авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год. По мнению заявителя, на момент наступления срока платежей, установленного действующим законодательством, задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду отсутствовала. Возврат указанных денежных средств Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям не осуществляло. Сумма платежей за 2017 год согласно декларации составила 6989,71 рублей. По причине наличия переплаты Учреждение полагало, что не обязано перечислять дополнительные денежные средства в счет оплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год перечислена Учреждением в мае 2018 года <данные изъяты> после устного разъяснения сотрудниками Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям о необходимости уплаты.

Возврат переплаты в сумме 8916 рублей 26 копеек произведен Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям только 28.05.2018г. <данные изъяты>

По мнению заявителя, вышеизложенные обстоятельства указывают на отсутствие вины в действиях должностных лиц ФГКУ УВО и, как следствие, отсутствие состава правонарушения и оснований привлечения к ответственности.

Цитируя п. 13, п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях» заявитель считает, что исходя из оценки конкретных обстоятельств дела следует вывод о том, что рассматриваемое правонарушение не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, и является малозначительным.

В судебном заседании представитель ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области» по доверенности ФИО1 доводы жалобы заявителя поддержала.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил по электронной почте ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, а также возражения на жалобу.

Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, судья полагает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно.

Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, заключается в том, что виновный нарушает установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Правонарушение совершается путем бездействия и считается оконченным с момента пропуска срока уплаты. Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено и умышленно, и по неосторожности.

Согласно ст.16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16.1 вышеуказанного закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Как установлено ст. 16.4 закона плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст.16.3 закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» обязано было внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017г. до 1 марта 2018г. Как следует из информации начальника отдела экономики, финансов, бухгалтерского учета и администрирования платежей Межрегионального управления от 18.09.2018г. Учреждением платежи за 2017г. не внесены в указанный срок. Согласно платежным поручениям и платежи внесены 22.05.2018г.

В соответствии со ст. 16.5 закона контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В связи с принятием постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.2013г. № 258 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» территориальные органы Росприроднадзора наделены полномочиями администраторов доходов федерального бюджета на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно данному Приказу территориальные органы Росприроднадзора (на территории Ярославской области - Управление Росприроднадзора по Ярославской области) осуществляют полномочия по приему расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, сверяют данные бюджетного учета администрируемых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком и сроками, установленными нормативными правовыми актами РФ и Росприроднадзора и др.

В случае невнесения квартальных авансовых платежей в срок, установленный ст. 16.4 вышеуказанного закона, виновные лица, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат административной ответственности.

Согласно п.38 Устава Учреждения организацию деятельности и управление Учреждением осуществляет начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» на принципах единоначалия и персональной ответственности за деятельность Учреждения. В соответствии с приказом УМВД России по Ярославской области о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 - является начальником федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области».

Доводы заявителя о том, что на 01.03.2018г. у ФГКУ УВО имелась переплата по взносам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 8916 рублей 28 копеек, которая подлежала зачету в счет платежей за последующие периоды, о том, что данная сумма переплаты полностью покрывала сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год; о том, что исходя из оценки конкретных обстоятельств дела следует вывод о том, что рассматриваемое правонарушение не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, и является малозначительным являются несостоятельными. Судом установлено, что начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Ярославской области» ФИО2 своими действиями (бездействиями) не обеспечил внесение Учреждением в установленные сроки платежей платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017г. в срок до 1 марта 2018г. по месту регистрации юридического лица: <адрес>.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом всех обстоятельств дела, характера допущенных нарушений, суд считает, что оснований для освобождения начальника федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области» ФИО2 от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Согласно ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание начальнику ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области» ФИО2 назначено в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ, является минимальным, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения и является соразмерным и справедливым.

По указанным выше причинам доводы жалобы и содержание иных проверенных материалов не дают оснований для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО3 от 21.11.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ в отношении начальника федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ярославской области» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.Н. Терентьева