...
№№: 12-353/2020, 12-353/2020, 12-354/2020, 12-355/2020, 12-356/2020
УИД: 89RS0005-01-2020-005256-44, 89RS0005-01-2020-005257-41,
89RS0005-01-2020-005258-38, 89RS0005-01-2020-005259-35,
89RS0005-01-2020-005206-32
Р Е Ш Е Н И Е
город Ноябрьск ЯНАО 17 декабря 2020 года
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Русина Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя направления по учету выбросов отдела охраны окружающей среды управления экологической безопасности АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 на постановления государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприродназора, главным специалистом экспертом отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 №№ 03/4-553/2020, 03/4-554/2020, 03/4-555/2020, 03/4-556/2020, 03/4-557/2020 от 19 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении отношении должностного лица, предусмотренном ч.7 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлениями №№ 03/4-553/2020, 03/4-554/2020, 03/4-555/2020, 03/4-556/2020, 03/4-557/2020 от 19 ноября 2020 года (вводная часть обжалуемых постановлений ошибочно датирована 2019 годом), вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприродназора, главным специалистом экспертом отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, должностное лицо АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей по каждому вышеназванному постановлению.
Не согласившись с вынесенными постановлениями по делу об административном правонарушении, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить вынесенные в отношении него постановления, считая их незаконными. Оспаривая наличие состава правонарушения, просил прекратить производство по делу, ввиду неприменения административным органом ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
В судебном заседании должностное лицо ФИО1 не явился, извещен.
Должностное лицо ФИО2, считая вынесшие ей постановления законными и обоснованными, в судебном заседании в удовлетворении жалоб просила отказать по основаниям и доводам предоставленных суду письменных возражений.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующему:
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствий с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Постановлением от 19.11.2020 г. № 03/4-553/2020 должностным лицом контролирующего органа
ФИО2 руководитель направления по учету выбросов отдела охраны окружающей среды управления экологической безопасности АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 в качестве должностного лица привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, что выразилось в неисполнении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган, а именно, в осуществлении хозяйственной деятельности на объекте 1-категории -Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, код объекта: 71-0189-000143-П (Комплекс производственных объектов), в результате которой образуются отходы производства и потребления, в отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением от 19.11.2020 г. № 03/4-554/2020 должностным лицом контролирующего органа ФИО2 руководитель направления по учету выбросов отдела охраны окружающей среды управления экологической безопасности АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 в качестве должностного лица привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, что выразилось в неисполнении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган, а именно, в осуществлении хозяйственной деятельности на объекте 1-категории -Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, код объекта: 71-0189-000583-П (Филиал «Газпромнефть-Муравленко», Западно-Суторминское месторождение), в результате которой образуются отходы производства и потребления, в отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением от 19.11.2020 г. № 03/4-555/2020 должностным лицом контролирующего органа ФИО2 руководитель направления по учету выбросов отдела охраны окружающей среды управления экологической безопасности АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 в качестве должностного лица привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, что выразилось в неисполнении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган, а именно, в осуществлении хозяйственной деятельности на объекте 1-категории -Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, код объекта: 71-0189-000585-П (Объекты НВОС Сугмутского месторождения Надымского района), в результате которой образуются отходы производства и потребления, в отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением от 19.11.2020 г. № 03/4-556/2020 должностным лицом контролирующего органа ФИО2 руководитель направления по учету выбросов отдела охраны окружающей среды управления экологической безопасности АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 в качестве должностного лица привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, что выразилось в неисполнении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган, а именно, в осуществлении хозяйственной деятельности на объекте 1-категории -Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, код объекта: 71-0189-000584-П (Филиал «Газпромнефть-Муравленко», Суторминское месторождение), в результате которой образуются отходы производства и потребления, в отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением от 19.11.2020 г. № 03/4-557/2020 должностным лицом контролирующего органа ФИО2 руководитель направления по учету выбросов отдела охраны окружающей среды управления экологической безопасности АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 в качестве должностного лица привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, что выразилось в неисполнении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган, а именно, в осуществлении хозяйственной деятельности на объекте 1-категории -Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, код объекта: 71-0189-000582-П (Объекты НВОС МО г.Муравленко Пуровский район»), в результате которой образуются отходы производства и потребления, в отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В качестве наказания по каждому постановлению назначен административный штраф в размере 25 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Частью 7 ст. 18 этого же закона установлено, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В целях реализации указанной нормы Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Порядок), который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора).
В соответствии с п. 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее-Методические указания).
Как указано в п. 11 приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган, вытекает из положений законодательства.
Материалами дела с достоверностью подтверждается и не отрицается должностным лицом ФИО1, что у АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» при эксплуатации вышеназванных объектов отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Должностным лицом, ответственным за обеспечение Обществом требований природоохранного законодательства, является руководитель направления по учету выбросов отдела охраны окружающей среды управления экологической безопасности ФИО1 (приказ о приеме работника на работу № 246-зп от 30.12.2019)
Вина ФИО1 установлена и доказана, его привлечение к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ обоснованно.
При этом, необходимо отметить, что вводная часть вышеназванных постановлений ошибочно датирована 2019 годом, вместо правильной даты – 19 ноября 2020 года. Указанное не влияет на правильность вынесенных постановлений.
Подлежат отклонению как несостоятельные доводы жалобы о том, что постановления о привлечение к административной ответственности вынесены за пределами срока привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В данном случае датой обнаружения нарушений в виде неисполнения обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, является дата составления органом государственного контроля Акта проверки, т.е. 25 сентября 2020 года. Таким образом, годичный срок давности привлечения к административной ответственности части 7 статьи 8.2 КоАП РФ не истек.
Однако пять дел об административном правонарушении, предусмотренные частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежат объединению в одно производство с назначением должностному лицу одного административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Все правонарушения установлены в ходе проведения одной проверки, постановления вынесены одном должностным лицом. Возможность объединения не зависит от количества административных дел с самостоятельным назначением наказания, поскольку административное наказание в таком случае назначается в рамках только одной санкции.
В связи с наличием оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, объединение указанных материалов в одном производстве с вынесением одного постановления о назначении административного наказания, согласуется с пунктом 4 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Должностным лицом контролирующего органа указанные обстоятельства и положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не учтены.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №№ 12-353/2020, 12-353/2020, 12-354/2020, 12-355/2020, 12-356/2020, вынесенные в отношении ФИО1, подлежат объединению в одно производство, а вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления подлежат изменению путем назначения административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановления №№ 03/4-553/2020, 03/4-554/2020, 03/4-555/2020, 03/4-556/2020, 03/4-557/2020 от 19 ноября 2020 года, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприродназора, главным специалистом экспертом отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 в отношении должностного лица АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 изменить и объединить в одно производство.
Назначить должностному лицу - руководителю направления по учету выбросов отдела охраны окружающей среды управления экологической безопасности АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части оспариваемые постановления оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий (подпись) Русина Л.Г.
....