ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-354/17 от 13.11.2017 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Копия

Дело № 12-354/2017

Р Е Ш Е Н И Е

город Ноябрьск ЯНАО 13 ноября 2017 года

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шабловская Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Фокус-Ритейл» на постановление главного специалиста Ноябрьского сектора государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ямало-Ненецкого автономного округа, старшего государственного инспектора ЯНАО – в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении отношении ООО «Фокус-Ритейл», предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным главным специалистом Ноябрьского сектора государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ямало-Ненецкого автономного округа, старшего государственного инспектора ЯНАО – в области охраны окружающей среды ФИО1, юридическое лицо – ООО «Фокус-Ритейл» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере ... рублей, за то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данным юридическим лицом не было обеспечено выполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная абзацем 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ООО «Фокус-Ритейл» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указывает, что протокол в отношении общества был составлен ДД.ММ.ГГГГ, но законному представителю Общества он не направлялся и по настоящий момент указанный протокол не получен. ФИО2 по доверенности обладает полномочиями только лишь на представление интересов Общества при проведении проверочных мероприятий, получать и подавать документы. Она также может при проведении проверки, но в рамках дела об административном правонарушении ФИО2 представлять интересы Общества, в том числе участвовать в процессуальных действиях, получать уведомления, протоколы, постановления не может, так как данные полномочия не предусмотрены, выданной ей доверенностью. Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным специалистом Ноябрьского сектора государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ООО «Фокус-Ритейл» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и ст.2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения (ст.24.1, 26.2 КоАП РФ).

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее – Закон об отходах производства и накопления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение юридическим лицом на своей территории отходов производства и потребления, образовавшихся в результате осуществления производственно-хозяйственной деятельности, следует отнести к накоплению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

В соответствии с п.3 ст.18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что на основании приказа департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении юридического лица ООО «Фокус - Ритейл».

По результатам проверки было установлено, что юридическое лицо не обеспечило выполнение обязательных требований о необходимости наличия в находящемся в г.Ноябрьске ООО «Фокус-Ритейл», – утвержденных территориальным органом Росприроднадзора нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: не разработан и не утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно пп.3.2 п.3 Устава ООО «Фокус-Ритейл» основными видами деятельности Общества являются: торгово-закупочная деятельность, включая розничную и оптовую торговлю; посреднические услуги, консультационные, информационные услуги; производство, закупка, хранение и реализация товаров народного потребления, производственно-технического назначения, пищевой и промышленной продукции; заготовка и переработка вторичных ресурсов и отходов.

Для осуществления основных видов деятельности используются на правах аренды по договору от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО3: нежилое здание, общей площадью ... кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

В ходе проверки ООО «Фокус-Ритейл» были представлены следующие документы: договор со специализированной организацией на удаление веществ, предметов
(отходов), акты выполненных работ за 2016 и 2017 гг.

Из представленных ООО «Фокус-Ритейл» документов устанавливается, что в процессе осуществления деятельности общества образуются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению, т.е. отходы.

Образующиеся в процессе осуществления деятельности ООО «Фокус-Ритейл» отходы (вещества, предметы) временно накапливаются в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с единым государственным реестром субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Фокус-Ритейл», не входит в данный реестр. Следовательно, ООО «Фокус-Ритейл» не является субъектов малого и среднего предпринимательства.

У общества, как у юридического лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которого образуются отходы, возникает обязанность, установленная абзацем 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект НООЛР).

Исходя из «Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, объекты хозяйственной и иной деятельности, эксплуатируемые обществом, установленные в ходе проверки, не относятся к объектам федерального государственного экологического надзора. Таким образом, в силу ч. 7 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в отношении таких объектов осуществляется региональный государственный экологический надзор.

Частью 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 № 297-П утверждено «Положение о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа» (Положение). Согласно п. 2.1.35 Положения Департамент осуществляет, в том числе государственную функцию по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В соответствии с п. 1.1 Положения, приказом Департамента от 02.12.2015 № 857 установлен «Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору» (Порядок).

Пунктом 4 Порядка устанавливается, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Из п. 5 Порядка следует, что Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждаются Департаментом на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект НООЛР), разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2016 № 340 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной деятельности и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору».

Пункт 10 Порядка определяет, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими, лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п.5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в департамент, утвердивший нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Согласно п. 18 Порядка, решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляются приказами департамента.

Порядок определяет круг лиц, для которых законодательством установлена обязанность по разработке проекта НООЛР, оформление и содержание данного документа, последовательность действий по его разработке, а так же конечный результат исполнения обязанности по разработке Нормативов - приказ Департамента с решением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

До введения в действие вышеуказанных нормативных документов по ЯНАО аналогичное требование по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливалось для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 № 309). Разработка и утверждение проекта НООЛР осуществлялась согласно «Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Конечным результатом исполнения обязанности по разработке нормативов образования отходов согласно п. 18 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, являлся акт территориального органа Росприроднадзора с решением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В процессе деятельности общества образуются отходы, образующиеся в процессе осуществления деятельности ООО «Фокус-Ритейл».

В ходе проверки установлено, что приказ Департамента с решением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, как документ, устанавливающий конечный результат исполнения обязанности по разработке проекта НООЛР у общества отсутствует. Меры, направленные на исполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обществом не предпринимались.

Таким образом, ООО «Фокус-Ритейл», как лицом, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образуются отходы, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная абзацем 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

В ходе проверки Департаментом установлено, что учреждением своевременных мер к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указанное является нарушением утвержденного приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года № 50 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Так, п.4, 5, 7 и 12 вышеупомянутого Порядка установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приложение к Порядку) либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.

Данный факт выявлен в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки, поэтому именно этот день должностное лицо считает днем совершения правонарушения.

ООО «Фокус-Ритейл», не выполнило обязанности, предусмотренные природоохранным законодательством, что повлекло отсутствие в учреждении утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено на законных основаниях уполномоченным на то должностным лицом.

Срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Таким образом, действия ООО «Фокус-Ритейл», образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы ООО «Фокус-Ритейл» о том, что Общество надлежащим образом не извещено о времени и месте составления протокола противоречат материалам дела. Получила уведомление о составление протокола представитель ООО «Фокус-Ритейл» по доверенности ФИО2, именно ей выдало Общество доверенность на представление интересов в Департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО при проведении данной проверки, с правом получать и подавать документы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление , вынесенное главным специалистом Ноябрьского сектора государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ямало-Ненецкого автономного округа, старшего государственного инспектора ЯНАО – в области охраны окружающей среды ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фокус-Ритейл» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ООО «Фокус-Ритейл» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня его получения (вручения).

Судья: подпись. Е.А. Шабловская

Копия верна.

Судья: Е.А. Шабловская

Секретарь суда: