ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-354/20 от 12.11.2020 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 12-354/2020

22RS0011-02-2020-003353-76

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

12 ноября 2020 года г. Рубцовск

Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Хильчук Н.А., при секретаре Кузик Т.А., рассмотрев жалобу защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 от *** по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 от *** Администрация города Рубцовска Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Администрации города Рубцовска Алтайского края обратился в суд с жалобой, в которой просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить. Указал, что в соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – ФЗ №229) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно ч.2 ст.2.1 ФЗ №229 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Управлением Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и экологии была сформирована заявка на бюджетное финансирование на 2020 год управления Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному хозяйству и экологии. В заявку на 2020 год была включена муниципальная программа «Ремонт и реконструкция объектов муниципального жилищного фонда в городе Рубцовске» на 2019-2022 годы (Далее – «Программа»), для своевременного проведения ремонта и реконструкции муниципального жилищного фонда необходимо затрат на сумму ** тыс. рублей. Программа включает в себя расходы по переселению граждан из аварийного жилья по решениям суда – ** тыс. рублей, проведение ремонта муниципального жилищного фонда – ** тыс. рублей, улучшение состояния муниципального жилищного фонда – ** тыс. рублей, взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за муниципальный жилищный фонд – ** тыс. рублей, комиссия агента – ** тыс. рублей. В связи с низким уровнем собственных доходов муниципального образования город Рубцовск Алтайского края финансирование работ по Программе на 2020 год Рубцовским городским Советом депутатов утвержден объем финансирования в размере ** тыс. рублей, из них на улучшение состояния объектов муниципального жилищного фонда не предусмотрено. В настоящее время в Администрации города отсутствуют жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам, пригодные для повторного заселения гражданам, в отношении которых вынесены судебные акты о предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке, отсутствуют. Ввиду отсутствия двухкомнатных квартир, соответствующих санитарным и техническим нормам, пригодных для повторного заселения при исполнении решений судов по предоставлению гражданам жилых помещений по договору социального найма, в настоящее время Администрация города предлагает следующие альтернативные варианты: Вариант 1. При наличии имеющихся жилых помещений соответствующих количеству комнат, но меньшей площадью, предлагается данное жилое помещение с доплатой разницы за недостающие квадратные метры по средней рыночной стоимости квадратного метра жилья в г. Рубцовске. Вариант 2. В отсутствие имеющихся жилых помещений не соответствующих количеству комнат, указанных в резолютивной части решения (требуется 2 имеется 1) гражданам предлагаются имеющиеся жилые помещения, а также в дополнение комната в малосемейном общежитии, при этом оба помещения должны соответствовать санитарным и техническим нормам и быть пригодными для проживания. В обоих случаях варианты, предложенные гражданам во исполнение решения суда, утверждаются Рубцовским городским судом Алтайского края мировым соглашением. Программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в г. Рубцовске начала формироваться в феврале 2013 года. В нее были включены все дома, признанные аварийными до 01.01.2012, в том числе, дом по адресу *. В рамках указанной программы в городе Рубцовске был построен дом по адресу: <...> (далее по тексту – МКД 273/2), в котором для С. и членов его семьи – Г., В., О., М. была определена однокомнатная квартира площадью 29,9 кв.м. (площадь в соответствии со справкой БТИ от общей площади занимаемого семьей помещения – комнаты ** по *). При этом, полный пакет документов, включая ордер, у С. был только на комнату №** по *. Уже после начала строительства МКД 273/2 решением Рубцовского городского суда от *** по делу №** по иску С. к Администрации города о признании права пользования жилым помещением №**, исковые требования С. были удовлетворены в полном объеме и суд признал за С. право пользования жилым помещением – квартирой №**, расположенной по адресу: г. Рубцовск, *, обязав Администрацию города заключить в письменной форме договор социального найма жилого помещения. Финансирование указанной программы по переселению осуществлялось в большей части из средств федерального и регионального бюджетов, и, при формировании указанной программы на федеральном и региональном уровне закладывались критерии строительства МКД, которые соответствовали строительным нормам и правилам. А именно – жилое помещение площадью 29,9 кв.м. и соответствующее всем нормам не может состоять из двух комнат. При этом, жилое помещение должно быть равнозначным по площади занимаемому в доме, признанном аварийным. Вселяться в построенную квартиру по адресу пр. Ленина 273/2 (постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от ***** «О распределении жилых помещений муниципального жилищного во вновь построенном жилом доме по пр. Ленина, 273, корпус 2 в городе Рубцовске») С.и члены его семьи – Г., В., О., М. отказались, договор социального найма заключать также отказались. Решением Рубцовского городского суда от *** по делу №** к Администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворены в полном объеме. Администрацию города обязали предоставить С. и членам его семьи О., М. по договору социального найма в черте г.Рубцовска благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Рубцовска, состоящее из двух жилых комнат, общей площадью не менее 29,89 кв.м., жилой площадью не менее 24,89 кв.м. *****В. было направлено уведомление о возможности переселения его и членов его семьи в жилое помещение муниципального маневренного фонда. Заявления о предоставлении жилого помещения в маневренном фонде в Администрацию города не поступало. *** специалистами Администрации города с выездом на место к семье С было повторно предложено переселиться в жилое помещение маневренного фонда. По состоянию на *** заявление о предоставлении жилого помещения маневренного фонда от С. в Администрацию * не поступало. Согласно ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную Администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению. Из года в год дотация г.Рубцовску из фонда финансовой поддержки муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется в размере 60-70% от необходимой потребности. Собственные доходы не обеспечивают потребность в финансовых средствах в полном объеме, соответственно расходы бюджета г.Рубцовска из года в год планируются исходя из налоговой базы в объеме 35-40% от реальной потребности. Основные социально-значимые мероприятия города на протяжении многих лет находятся в сложном финансово-экономическом состоянии, снижают налоговую базу и сокращают поступления в бюджет. Низкий уровень собственных доходов и дотации не позволяет в полном объеме финансировать потребности городского хозяйства. Формирование расходов бюджета г. Рубцовска осуществляется в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ на основании принятых расходов обязательств и в первую очередь обеспечиваются расходы на выплату заработной платы на развернутую сеть учреждений бюджетной сферы, оплату коммунальных услуг и уплату налогов во все уровни бюджетной системы. Оставшихся средств объективно явно недостаточно на решение в полном объеме вопросов местного значения городского округа в соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, с учетом существующего механизма заключения контрактов для муниципальных нужд, объема предстоящих работ, исполнение многих решений судов в установленные этими же решениями сроки изначально было невыполнимым. В соответствии с требованиями действующего законодательства Администрация города как орган местного самоуправления при выполнении любого вида работ, связанного с использованием бюджетных средств и муниципального имущества обязана руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В свою очередь системный анализ вышеприведенного федерального закона объективно свидетельствует о том, что для осуществления необходимых мероприятий в рамках действующего законодательства муниципальному заказчику требуется гораздо больший срок. Это обусловлено особенностями формирования соответствующей заявки, порядка и сроков размещения соответствующей информации на официальном сайте государственных закупок, порядка проведения самого конкурса, порядка и сроков заключения договора по результатам его проведения, а равно предоставления необходимого времени победителю конкурса на выполнение непосредственно самих работ. Заключение же договора (контракта) вне рамок существующей конкурсной процедуры является безусловным нарушением действующего законодательства и влечет наступление соответствующей ответственности как по отношению к муниципальному заказчику, так и к подрядчику. Учитывая изложенные обстоятельства, в соответствии с положениями ч.4 ст.24.5, ст.30.1 КоАП РФ, просит производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Защитник Администрации города Рубцовска Алтайского края ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить.

Законный представитель Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании отсутствовал, извещен в установленном порядке.

Представитель ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Алтайского края, заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Алтайского края ФИО1 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к следующим выводам.

В силу частей 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.

Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. В силу ст.6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Диспозиция ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как установлено судом, *** на основании исполнительного листа ** от ***, выданного Рубцовским городским судом по делу №** на основании решения от ***, вступившего в законную силу ***, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № ** в отношении должника Администрации города Рубцовска Алтайского края, в пользу взыскателя В., предмет исполнения: обязать Администрацию г.Рубцовска во внеочередном порядке предоставить В. и членам его семьи О., М. по договору социального найма, в черте г. Рубцовска, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Рубцовска, состоящее из двух жилых комнат, общей площадью не менее 28,89 кв.м., жилой площадью не менее 24,89 кв.м.

В связи с тем, что требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены, *** судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Постановлением судебного пристава–исполнителя был установлен новый срок для исполнения решения суда до ***.

*** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от *** был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ***.

*** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от *** был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ***.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 г. Рубцовска Алтайского края от *** Администрация города Рубцовска Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде двукратного размере суммы неуплаченного административного штрафа в сумме 60 000 рублей 00 копеек.

***, *** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 г. Рубцовска Алтайского края от *** Администрация города Рубцовска Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде двукратного размере суммы неуплаченного административного штрафа в сумме 100 000 рублей 00 копеек.

***, ***, ***, ***, ***, *** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

*** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от *** был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ***.

*** заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 было вынесено обжалуемое постановление с участием защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края.

Таким образом, факт совершения правонарушения и вина Администрации города Рубцовска Алтайского края подтверждается исследованными материалами: постановлением от *** об обязании должника исполнить требования исполнительного документа во вновь установленный срок до ***, актом об обнаружении правонарушения от ***, протоколом об административном правонарушении № ** от ***, который составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П).

В силу ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Вместе с тем, указанные в жалобе обстоятельства не подтверждают, что юридическим лицом на протяжении длительного времени предпринимались реальные меры, направленные на исполнение решения суда в установленный законом срок, с учетом порядка и сроков составления проекта соответствующего местного бюджета, которые определены в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Отсутствие необходимых средств финансирования Администрации города Рубцовска не освобождает от административной ответственности, поскольку доказательства принятия в течение длительного периода времени мер к получению необходимых финансовых ресурсов либо свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлены ни судебному приставу–исполнителю, ни судье. Из представленных заявителем документов не усматривается принятие должником исчерпывающих мер, направленных на выделение денежных средств для исполнения решения суда. До настоящего времени решение суда не исполнено.

Таких чрезвычайных, объективно непредотвратимых и непредвиденных обстоятельств, а также непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, не позволивших должнику исполнить на протяжении длительного времени решение суда, вступившее в законную силу 12.01.2016, по делу не установлено. Совершенное правонарушение, с учетом статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде пренебрежительного отношения должника к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Администрацией города Рубцовска Алтайского края не были приняты достаточные и все зависящие от неё меры для исполнения решения суда, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, и привлечения необходимых для исполнения денежных средств. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения администрации от исполнения указанных обязанностей, в том числе с учетом сферы охраняемых прав граждан, длительности периода неисполнения исполнительного документа, характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы защитника, из представленных Администрацией города Рубцовска документов следует, что исчерпывающих мер, направленных на выделение денежных средств для исполнения решения суда, не принято, положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.

Доводы защитника, изложенные в жалобе, о том, что В. в 2020 году направлялись уведомления о возможности переселения его и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда, материалами настоящего дела, дела об административном правонарушении №**, а также исполнительных производств №**, №**, №** не подтверждаются.

Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел; наказание избрано в пределах санкции статьи, с учетом фактических обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, обоснованность привлечения Администрации города Рубцовска Алтайского края к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ сомнений не вызывает, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено. Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь п.1. ч.1. ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 № ** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края оставить без изменения, жалобу защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Н.А. Хильчук