ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-354/2017 от 20.04.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Морозова О.Г. Дело <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

<данные изъяты> 20 апреля 2017г.

Судья Московского областного суда Мишин И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 и протест первого заместителя Сергиево-Посадского городского прокурора Бусыгина В.В. на постановление Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от 29.09.2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от 29.09.2016г.индивидуальный предприниматель ФИО1, <данные изъяты> года рождения, проживающий по адресу: <данные изъяты>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и подвергнут наказанию, с применением ч.2.2. ст.4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000.00 рублей.

Не согласившись с постановлением суда, ФИО1 его обжаловал, просил отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, указывая на неверное установление фактических обстоятельств дела, так как им была осуществлена сделка с полудрагоценными камнями, на которую не распространяется действие Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В протесте прокурора ставится вопрос об отмене постановления, в связи с необоснованным применением ч.2.2 ст.4.1 коАП РФ и мягкостью назначенного наказания.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, протеста, заслушав пояснения защитника Гандзиошен А.В., суд второй инстанции приходит к следующему.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, 07.09.2016г. Сергиево-Посадкской городской прокуратурой <данные изъяты> по обращению начальника Государственной инспекции пробирного надзора по <данные изъяты> и <данные изъяты> проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой установлен факт неисполнения указанного законодательства в части ненадлежащего осуществления внутреннего контроля, выразившегося в непредставлении в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Проверкой установлено, что ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим, в числе других видов деятельности, оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями и драгоценными камнями, при исполнении договора <данные изъяты>/А от <данные изъяты>, заключенного с ООО «Астерия», осуществил поставку ограненных драгоценных камней на сумму 500 000.00 рублей по платежному поручению <данные изъяты> от <данные изъяты> и на сумму 300 000.00 рублей по платежному поручению <данные изъяты> от <данные изъяты>, не предоставив в Росфинмониторинг сведения об указанных операциях на общую сумму 800 000.00 рублей, когда сумма достигла порогового значения, которое должно быть направлено не позднее трех дней, то есть до <данные изъяты>г. включительно, что является нарушением требований, установленных п.п.4 п.1 ст.7 и абз.5 п.п.4 п.1 ст.6 Федерального закона от <данные изъяты> №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, ИП ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных ч.1.1 настоящей статьи, что влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно абз.5 пп.4 п.1 ст.6 Федерального закона от <данные изъяты> №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000.00 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000.00 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.7 ФЗ №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Признавая ИП ФИО1 виновным в совершении вмененного правонарушения, городской суд исходил из доказанности его вины материалами дела: документами о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя; свидетельством о постановке на учет; договором поставки 40-09/А от <данные изъяты>; правилами внутреннего контроля; документами о прохождении ФИО1 целевого инструктажа; сведениями о движении денежных средств по счетам ИП ФИО1 в рамках сделки с ООО «Астерия».

Между тем, с данным выводом согласиться нельзя.

Объективная сторона вмененного ИП ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, выражается в действиях (бездействии), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

По данному делу вмененное нарушение связано с непредставлением ИП ФИО1 сведений в Росфинмониторинг сведений об операциях с драгоценными камнями на общую сумму 800 000.00 рублей не позднее трех дней, следующих за днем совершения операции, когда сумма платежей достигла порогового значения.

Из банковской выписки лицевого счета ИП ФИО1 следует, что по платежным поручениям <данные изъяты> от <данные изъяты>г. и <данные изъяты> от <данные изъяты>г. произведена оплата за ограненные камни по договору <данные изъяты>/А от <данные изъяты>г.

Согласно п.1.1 Договора поставки <данные изъяты>/А от <данные изъяты> ИП ФИО1 обязуется поставлять ООО «Астерия» в порядке и на условиях, определенных данным договором, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг пресноводный и культивированный.

В судебное заседание Московского областного суда заявителем представлен акт сверки взаимных расчетов между ИП ФИО1 и ООО «Астерия» по договору <данные изъяты>/А от <данные изъяты>г., согласно которому произведена операция взаимного расчета по данным учетам: оплата поставки по накладной №А250 произведена по платежному поручению <данные изъяты> от <данные изъяты> на сумму 500 000.00 рублей и платежному поручению <данные изъяты> от <данные изъяты> на сумму 300 000.00 рублей, а также представлены копии данных платежных поручений, в которых имеются указания на то, что оплата произведена за ограненные камни по договору поставки <данные изъяты>/А от <данные изъяты>.

Согласно приобщенной защитником в судебном заседании накладной №А250 от <данные изъяты> ИП ФИО1 в рамках договора <данные изъяты>/А от <данные изъяты> поставил заказчику ООО «Астерия» товар: аметисты, гранаты, раухтопазы, топазы, хризолиты, цитрин.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от <данные изъяты> №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней.

Таким образом, оплаченные по указанным платежным поручениям ограненные камни в понимании положений Федерального закона от <данные изъяты> №41-ФЗ не являются драгоценными, в связи с чем, у ИП ФИО1 отсутствовала обязанность по предоставлению сведений об операциях с ними.

Доказательств, что вменяемое нарушение допущено ИП ФИО1 при совершении операции с драгоценными камнями материалы дела не содержат, и в суд второй инстанции не представлено.

В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от 29.09.2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья И.Н. Мишин