ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-355/2016 от 09.06.2016 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Председательствующий Балгазина Т.А. Дело №5-6-239/2016

№12-355/2016

РЕШЕНИЕ

09 июня 2016 г. г.Абакан

Абаканский городской суд в составе

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

при секретаре Дробышевой Н.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее – СПАСОП) Открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан» ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №6 г.Абакана Республики Хакасия от 20.04.2016 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ к административному штрафу в размере 4 000 рублей.

Огласив жалобу, заслушав прокурора, защитника, исследовав материалы дела Абаканский городской суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка №6 г. Абакана Республики Хакасия начальник СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ к штрафу в размере 4000 рублей.

Не согласившись с решением мирового судьи, ФИО2 обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить.

Заявитель ссылается на п.1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 №98, согласно которому аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение – комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия. Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 №361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полётов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.

Заявитель обращает внимание, что для противопожарного обеспечения полетов и объектов инфраструктуры и на момент проведения прокурорской проверки у ОАО «Аэропорт Абакан» имелся сертификат от ДД.ММ.ГГГГ разрешающий сферу деятельности: противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры аэропорта.

В тушении пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры служба СПАСОП участия не принимала.

Существование Службы СПАСОП в ОАО «Аэропорт Абакан» прямо предусмотрено действующим законодательством, у ОАО «Аэропорт Абакан» отсутствовала возможность исключить службу из штатного расписания до получения лицензии по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры (нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов).

Начиная с момента принятия на работу (ДД.ММ.ГГГГ) начальник СПАСОП ФИО2 принимал меры по получению лицензии. С апреля 2014 года по июнь 2015 года в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг сотрудники СПАСОП проходили обучение, необходимое для получения лицензии. С учетом производственной особенности деятельности службы и круглосуточным режимом работы ОАО «Аэропорт Абакан» не имело возможности направить единовременно всех сотрудников службы на обучение и отправляло группами. Сотрудники СПАСОП (водители пожарных автомобилей и пожарные) закончили обучение в августе 2015 года, после чего были направлены заявление и пакет необходимых документов в Сибирский региональный центр МЧС России о предоставлении лицензии (вх. от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «Аэропорт Абакан» поступило уведомление Сибирского регионального центра МЧС России о получении указанных документов, а также уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. Управление (пожарно-спасательных сил и специальных формирований) СРЦ МЧС России сообщило, что с 14.12.2015 полномочия по предоставлению лицензий на указанную деятельность осуществляются главными управлениями МЧС России по субъектам РФ. 04 марта 2016 года заявление о предоставлении лицензии и пакет документов приняты Главным Управлением МЧС России по Республике Хакасия. Сроки рассмотрения таких заявлений установлены административным регламентом исполнительного органа и составляют не менее 30 дней. 18.04.2016 ОАО «Аэропорт Абакан» выдана лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

По мнению заявителя, судьей не дана надлежащая оценка тому факту, что должностное лицо - начальник СПАСОП ФИО2 не имел объективной возможности приостановить деятельность Службы до получения необходимой лицензии, поскольку это могло привести к остановке производственной деятельности аэропорта по приему-выпуску воздушных судов и явилось бы нарушением трудовых обязанностей со стороны начальника СПАСОП.

В судебном заседании защитник ФИО1 доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным, просила постановление мирового судьи отменить.

В судебном заседании прокурор Сабурова В.П. возражала на жалобу, отмечая, что постановление мирового судьи законно и обосновано, материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного лица.

Проверив законность и обоснованность вынесенного мировым судьей постановления, Абаканский городской суд находит обжалуемый судебный акт подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Согласно ч. 3 названной нормы закона, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными задачами пожарной охраны являются организация и осуществление профилактики пожаров; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Согласно пункту 7.2. Устава ОАО "Аэропорт Абакан" одним из основных видов деятельности общества является обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах.

В ОАО "Аэропорт Абакан" создана и функционирует профессиональная Служба поисковой и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП).

Функционирование в структуре ОАО "Аэропорт Абакан" Службы (СПАСОП), на которую возложены функции по организации пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контроль за исполнением установленных требований пожарной безопасности в аэропорту Абакан, свидетельствует об осуществлении ОАО "Аэропорт Абакан" деятельности, которая в силу требований Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.

Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361. основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов; организация работы и ведомственный; контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.

СПАСОП ОАО "Аэропорт Абакан" имеет свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.

Согласно выписке из протокола заседания центральной аттестационной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта по аттестации поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте от ДД.ММ.ГГГГ Служба ПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» аттестована на право ведения поисково-спасательных работ и аварийно- спасательных работ, связанных с тушением пожаров (обеспечение 7 категории ИВПП по уровню требуемой пожарной защиты).

Согласно штатному расписанию ОАО "Аэропорт Абакан" в штат СПАСОП включены начальник службы, его заместитель (начальник ведомственной пожарной охраны), инженер пожарной охраны, инструктор по противопожарной профилактике, начальник смены -руководитель аварийно-спасательных работ, начальник пожарно-спасательной команды, начальник расчета пожарной машины, пожарный, водитель пожарной машины.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен на должность начальника СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан».

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальник СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 назначен ответственным лицом за получение лицензии по тушению пожаров в населенных пунктах, производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Согласно п. 2.2 Положения о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ОАО "Аэропорт Абакан", утвержденного генеральным директором ОАО "Аэропорт Абакан" ДД.ММ.ГГГГ, к основным задачам указанной службы отнесено обеспечение безопасности полетов ВС при поддержании требуемого уровня пожарной защиты аэродрома, организация и проведение поисковых, аварийно-спасательных работ, тушение пожаров на воздушных судах и объектах аэропорта.

В соответствии с п. 2.1 Положения о ведомственной пожарной охране службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ОАО «Аэропорт Абакан», утвержденного генеральным директором ОАО "Аэропорт Абакан" ДД.ММ.ГГГГ, ведомственная пожарная охрана СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» входит в Службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и состоит из пожарно-спасательных расчетов, входящих в состав пожарно-спасательной команды.

Согласно п. 3.1 названного положения, основными задачами ВПО СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» являются организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов, организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании, тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.

ОАО «Аэропорт Абакан» на постоянной основе оказывает услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту Абакан, в которые включены аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов.

Деятельность по тушению пожаров представляет существенную социальную значимость. Тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих потерпевших бедствие.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.03.2016 г. по результатам проверки ОАО «Аэропорт Абакан», осуществляя деятельность по аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов не имея лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в нарушение требований подпункта 14 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ.

Согласно письму ОАО «Аэропорт Абакан» от ДД.ММ.ГГГГ, на момент возбуждения дела об административном правонарушении у ОАО «Аэропорт Абакан» лицензия на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, отсутствовала.

Лицензия получена 18.04.2016 года.

По информации Сибирского регионального центра МЧС России от 10.03,2016 , ОАО «Аэропорт Абакан» 25.08.2015 обращалось в адрес Сибирского регионального центра с заявлением о выдаче лицензии на деятельность по тушению пожаров, материалы рассмотрены и отправлены на доработку.

По информации ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 09.03.2016 г. заявление о предоставлении лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от АО «Аэропорт Абакан» поступило в ГУ МЧС России по РХ 04.03,2016.

За оказанные услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов и пассажиров ОАО «Аэропорт Абакан» с авиакомпаний взимаются аэропортовые сборы, в числе которых сбор за взлет-посадку, установленный прейскурантом цен ОАО «Аэропорт Абакан» в размере <данные изъяты>).

Согласно п. 3.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, сбор за взлет-посадку (установлен за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме) включает в себя аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэродрома.

При формировании стоимостной основы и ставок аэропортового сбора за взлет-посадку включены затраты по содержанию службы поискового и аварийно-спасательного обеспечение полетов (СПАСОП): расходы на оплату труда- <данные изъяты>. (п. 1.1. Протокола заседания Правления Госкомитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ) и за амортизацию машин и оборудования - <данные изъяты> (в числе которых автоматическая система пожаротушения) обеспечения (п.3.5).

Таким образом, формирование аэропортового сбора за взлет-посадку с учетом расходов на содержание СПАСОП, свидетельствует о том, что деятельность указанного подразделения финансируется за счет доходов ОАО "Аэропорт Абакан" от аэропортовой деятельности, следовательно, осуществление возложенных на подразделение функций связано с предпринимательской деятельностью.

На основании изложенного мировой судья при рассмотрении данного дела правильно установил обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в их совокупности, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и сделал правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, о наличии в бездействии должностного лица – начальника СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 состава инкриминируемого обществу правонарушения.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно разрешить дело и жалобу на постановление, мировым судьей не допущено.

При назначении ФИО2 наказания мировым судьей учтены конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения. Назначено наказание с применением правил ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа. Мировой судья обоснованно признал факт получения лицензии 18.04.2016 г. смягчающим ответственность обстоятельством и не назначил дополнительное наказание.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка №6 г.Абакана Республики Хакасия от 20.04.2016 г. в отношении начальник СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 подлежит оставлению без изменения, жалоба законного представителя юридического лица – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №8 г.Абакана Республики Хакасия от 11.02.2016 г. в отношении начальника Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан» ФИО2 оставить без изменения, жалобу последнего – без удовлетворения.

Судья Ю.Н. Лоцкий