Председательствующий Балгазина Т.А. Дело №5-6-239/2016
№12-355/2016
РЕШЕНИЕ
09 июня 2016 г. г.Абакан
Абаканский городской суд в составе
председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,
при секретаре Дробышевой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее – СПАСОП) Открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан» ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №6 г.Абакана Республики Хакасия от 20.04.2016 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ к административному штрафу в размере 4 000 рублей.
Огласив жалобу, заслушав прокурора, защитника, исследовав материалы дела Абаканский городской суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №6 г. Абакана Республики Хакасия начальник СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ к штрафу в размере 4000 рублей.
Не согласившись с решением мирового судьи, ФИО2 обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить.
Заявитель ссылается на п.1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 №98, согласно которому аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение – комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия. Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 №361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полётов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
Заявитель обращает внимание, что для противопожарного обеспечения полетов и объектов инфраструктуры и на момент проведения прокурорской проверки у ОАО «Аэропорт Абакан» имелся сертификат от ДД.ММ.ГГГГ разрешающий сферу деятельности: противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры аэропорта.
В тушении пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры служба СПАСОП участия не принимала.
Существование Службы СПАСОП в ОАО «Аэропорт Абакан» прямо предусмотрено действующим законодательством, у ОАО «Аэропорт Абакан» отсутствовала возможность исключить службу из штатного расписания до получения лицензии по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры (нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов).
Начиная с момента принятия на работу (ДД.ММ.ГГГГ) начальник СПАСОП ФИО2 принимал меры по получению лицензии. С апреля 2014 года по июнь 2015 года в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг сотрудники СПАСОП проходили обучение, необходимое для получения лицензии. С учетом производственной особенности деятельности службы и круглосуточным режимом работы ОАО «Аэропорт Абакан» не имело возможности направить единовременно всех сотрудников службы на обучение и отправляло группами. Сотрудники СПАСОП (водители пожарных автомобилей и пожарные) закончили обучение в августе 2015 года, после чего были направлены заявление и пакет необходимых документов в Сибирский региональный центр МЧС России о предоставлении лицензии (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «Аэропорт Абакан» поступило уведомление Сибирского регионального центра МЧС России о получении указанных документов, а также уведомление № о необходимости устранения выявленных нарушений. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Управление (пожарно-спасательных сил и специальных формирований) СРЦ МЧС России сообщило, что с 14.12.2015 полномочия по предоставлению лицензий на указанную деятельность осуществляются главными управлениями МЧС России по субъектам РФ. 04 марта 2016 года заявление о предоставлении лицензии и пакет документов приняты Главным Управлением МЧС России по Республике Хакасия. Сроки рассмотрения таких заявлений установлены административным регламентом исполнительного органа и составляют не менее 30 дней. 18.04.2016 ОАО «Аэропорт Абакан» выдана лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
По мнению заявителя, судьей не дана надлежащая оценка тому факту, что должностное лицо - начальник СПАСОП ФИО2 не имел объективной возможности приостановить деятельность Службы до получения необходимой лицензии, поскольку это могло привести к остановке производственной деятельности аэропорта по приему-выпуску воздушных судов и явилось бы нарушением трудовых обязанностей со стороны начальника СПАСОП.
В судебном заседании защитник ФИО1 доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным, просила постановление мирового судьи отменить.
В судебном заседании прокурор Сабурова В.П. возражала на жалобу, отмечая, что постановление мирового судьи законно и обосновано, материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного лица.
Проверив законность и обоснованность вынесенного мировым судьей постановления, Абаканский городской суд находит обжалуемый судебный акт подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно ч. 3 названной нормы закона, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными задачами пожарной охраны являются организация и осуществление профилактики пожаров; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно пункту 7.2. Устава ОАО "Аэропорт Абакан" одним из основных видов деятельности общества является обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах.
В ОАО "Аэропорт Абакан" создана и функционирует профессиональная Служба поисковой и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП).
Функционирование в структуре ОАО "Аэропорт Абакан" Службы (СПАСОП), на которую возложены функции по организации пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контроль за исполнением установленных требований пожарной безопасности в аэропорту Абакан, свидетельствует об осуществлении ОАО "Аэропорт Абакан" деятельности, которая в силу требований Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361. основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов; организация работы и ведомственный; контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
СПАСОП ОАО "Аэропорт Абакан" имеет свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.
Согласно выписке из протокола № заседания центральной аттестационной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта по аттестации поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте от ДД.ММ.ГГГГ Служба ПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» аттестована на право ведения поисково-спасательных работ и аварийно- спасательных работ, связанных с тушением пожаров (обеспечение 7 категории ИВПП по уровню требуемой пожарной защиты).
Согласно штатному расписанию ОАО "Аэропорт Абакан" в штат СПАСОП включены начальник службы, его заместитель (начальник ведомственной пожарной охраны), инженер пожарной охраны, инструктор по противопожарной профилактике, начальник смены -руководитель аварийно-спасательных работ, начальник пожарно-спасательной команды, начальник расчета пожарной машины, пожарный, водитель пожарной машины.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 назначен на должность начальника СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан».
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ начальник СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 назначен ответственным лицом за получение лицензии по тушению пожаров в населенных пунктах, производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Согласно п. 2.2 Положения о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ОАО "Аэропорт Абакан", утвержденного генеральным директором ОАО "Аэропорт Абакан" ДД.ММ.ГГГГ, к основным задачам указанной службы отнесено обеспечение безопасности полетов ВС при поддержании требуемого уровня пожарной защиты аэродрома, организация и проведение поисковых, аварийно-спасательных работ, тушение пожаров на воздушных судах и объектах аэропорта.
В соответствии с п. 2.1 Положения о ведомственной пожарной охране службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ОАО «Аэропорт Абакан», утвержденного генеральным директором ОАО "Аэропорт Абакан" ДД.ММ.ГГГГ, ведомственная пожарная охрана СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» входит в Службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и состоит из пожарно-спасательных расчетов, входящих в состав пожарно-спасательной команды.
Согласно п. 3.1 названного положения, основными задачами ВПО СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» являются организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов, организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании, тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
ОАО «Аэропорт Абакан» на постоянной основе оказывает услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту Абакан, в которые включены аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов.
Деятельность по тушению пожаров представляет существенную социальную значимость. Тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих потерпевших бедствие.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.03.2016 г. по результатам проверки ОАО «Аэропорт Абакан», осуществляя деятельность по аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов не имея лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в нарушение требований подпункта 14 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
Согласно письму ОАО «Аэропорт Абакан» от ДД.ММ.ГГГГ№, на момент возбуждения дела об административном правонарушении у ОАО «Аэропорт Абакан» лицензия на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, отсутствовала.
Лицензия получена 18.04.2016 года.
По информации Сибирского регионального центра МЧС России от 10.03,2016 №, ОАО «Аэропорт Абакан» 25.08.2015 обращалось в адрес Сибирского регионального центра с заявлением о выдаче лицензии на деятельность по тушению пожаров, материалы рассмотрены и отправлены на доработку.
По информации ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 09.03.2016 г. заявление о предоставлении лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от АО «Аэропорт Абакан» поступило в ГУ МЧС России по РХ 04.03,2016.
За оказанные услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов и пассажиров ОАО «Аэропорт Абакан» с авиакомпаний взимаются аэропортовые сборы, в числе которых сбор за взлет-посадку, установленный прейскурантом цен ОАО «Аэропорт Абакан» в размере <данные изъяты>).
Согласно п. 3.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, сбор за взлет-посадку (установлен за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме) включает в себя аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэродрома.
При формировании стоимостной основы и ставок аэропортового сбора за взлет-посадку включены затраты по содержанию службы поискового и аварийно-спасательного обеспечение полетов (СПАСОП): расходы на оплату труда- <данные изъяты>. (п. 1.1. Протокола № заседания Правления Госкомитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ) и за амортизацию машин и оборудования - <данные изъяты> (в числе которых автоматическая система пожаротушения) обеспечения (п.3.5).
Таким образом, формирование аэропортового сбора за взлет-посадку с учетом расходов на содержание СПАСОП, свидетельствует о том, что деятельность указанного подразделения финансируется за счет доходов ОАО "Аэропорт Абакан" от аэропортовой деятельности, следовательно, осуществление возложенных на подразделение функций связано с предпринимательской деятельностью.
На основании изложенного мировой судья при рассмотрении данного дела правильно установил обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в их совокупности, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и сделал правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, о наличии в бездействии должностного лица – начальника СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 состава инкриминируемого обществу правонарушения.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно разрешить дело и жалобу на постановление, мировым судьей не допущено.
При назначении ФИО2 наказания мировым судьей учтены конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения. Назначено наказание с применением правил ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа. Мировой судья обоснованно признал факт получения лицензии 18.04.2016 г. смягчающим ответственность обстоятельством и не назначил дополнительное наказание.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка №6 г.Абакана Республики Хакасия от 20.04.2016 г. в отношении начальник СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 подлежит оставлению без изменения, жалоба законного представителя юридического лица – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №8 г.Абакана Республики Хакасия от 11.02.2016 г. в отношении начальника Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан» ФИО2 оставить без изменения, жалобу последнего – без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Лоцкий