ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-355/2016 от 22.07.2016 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

№ 12-355/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2016 г. г. Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Исаев С.Н.,

рассмотрев жалобу Главного эколога МУП "Управление "Водоканал" Фроловой Н.В. на постановление от 24.05.2016 г. № 0050/02/5205/ПР/0080/ПР/2016 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шевченко Е. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Главного эколога МУП "Управление "Водоканал" Фроловой Н.В. (статус лица: Должностное лицо),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шевченко Е. А. от 24.05.2016 г. Главный эколог МУП "Управление "Водоканал" Фролова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде Административного штрафа - 10000 руб.

Главный эколог МУП "Управление "Водоканал" Фролова Н.В. подала в суд жалобу на постановление с целью его отмены.

Главный эколог МУП "Управление "Водоканал" Фролова Н.В. при рассмотрении жалобы не присутствовала, извещена надлежащим образом. Жалоба рассмотрена в ее отсутствие.

Представитель административного органа Шевченко Е.А. указала на отсутствие оснований для отмены постановления.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, судья не находит оснований для её удовлетворения по следующим мотивам.

Основанием для привлечения к административной ответственности явилось то, что в период с 04.04.2016г. по 29.04.2016г. Таганрогским отделом по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора на основании приказа от 18.03.2016г. № 80 была проведена плановая выездная проверка соблюдения МУП «Управления «Водоканал» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

При проведении проверки установлено следующее:

В процессе осуществления хозяйственной деятельности МУП «Управление «Водоканал» образуются отходы производства и потребления 1-5 классов опасности. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разработан в 2013г.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены в 2013г. (уведомление Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 30.09.2013г. № 06-09/5994 «Об утверждении нормативов») сроком действия с 30.09.2013г. по 29.09.2018г., приказ Департамента от 30.09.2013г. № 2527 об утверждении НООЛР.

Согласно ПНООЛР в результате деятельности МУП «Управление «Водоканал» образуется 25 видов отходов 1-5 классов опасности, общее количество которых составляет 145286,661 т/год, в т.ч. по классам опасности:

- 1 класса опасности (1 вид)-0.035 т;

- 2 класса опасности (1 вид) - 1,740 т;

- 3 класса опасности (5 видов) - 6,256 т;

- 4 класса опасности (11 видов) - 145245,169 т;

- 5 класса опасности (7 видов) - 33,461 т.

При этом в результате деятельности предприятия образуется 18 видов отходов 1-4 классов опасности.

В 2014 году предприятием разработаны и отправлены на согласование с Департаментом Росприроднадзора по ЮФО паспорта на 8 видов отходов 1-4 класса опасности (письмо от 05.09.2014г. № 125 ЭИ), а именно:

- отходы (осадки) из выгребных ям;

- отходы резиноасбестовых изделий незагрязненные;

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более);

- пыль (порошок) абразивная от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50%;

- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом;

- шины пневматические автомобильные отработанные;

- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).

Также, представлены паспорта и свидетельства о классе опасности отходов, разработанные в 2013 году и не согласованные с Департаментом Росприроднадзора по ЮФО. всего на 4 вида отходов 1-4 класса опасности, а именно:

- отходы затвердевшего полипропилена;

- прочие коммунальные отходы;

- отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод:

- отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки,

а также на 5 видов отходов 3-4 класса опасности, согласованные с Департаментом Росприроднадзора по ЮФО, а именно:

- масла гидравлические отработанные (15.05.2013г.);

- масла трансмиссионные отработанные (15.05.2013г.);

- масла моторные отработанные (15.05.2013г.);

- резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) (13.06.2013г.);

- отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (09.07.2014г.)

При этом стоит отметить, что 3 вида отходов отсутствуют в ПНООЛР и лимитах - масла моторные, масла трансмиссионные, масла гидравлические.

Образование и перемещение отходов отражено поквартально и по годам в Журнале учета по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 01.09.2011г. № 721, в разделе 4 квартальных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, техотчетах о неизменности производственного процесса, используемого сырья и образующихся отходах, в ежегодных отчетах по форме Росстата №2-ТП (отходы).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.08.2013г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 класса опасности», вступившем в законную силу с 01.08.2014г. на все виды отходов 1-4 класса опасности должны быть составлены паспорта по вновь утвержденной типовой форме, на основании нового федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18.07.2014г. № 445.

МУП «Управление «Водоканал» по вновь утвержденной типовой форме составлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности на 8 видов отходов.

На остальные 17 видов отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия паспорта на отходы МУП «Управление «Водоканал» не составлены.

Таким образом, МУП «Управление «Водоканал» паспортизация отходов 1-4 класса по вновь утвержденной типовой форме своевременно в полном объеме не проведена.

Накопленный остаток данного вида отхода с 4 квартала 2014г. - 0,018гн.

Передача данного вида отхода на хранение сторонним организациям в 1 квартале 2015г. не осуществлялась.

Соответственно, количество данного вида отхода по состоянию на 31.03.2015г. составляет 0,027тн.

Согласно Журналам учета за 2 квартал 2015г. отход 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» (код по ФККО 3533010013011) в 2 квартале 2015г. образован в количестве 0,009тн.

Накопленный остаток данного вида отхода с 1 квартала 2015г. - 0,027тн.

Передано на хранение сторонним организациям во 2 квартале 2015г. - 0,004тн.

Согласно Журналам учета за 3 квартал 2015г. отход 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» (код по ФККО 3533010013011) в 3 квартале 2015г. образован в количестве 0,003тн.

Накопленный остаток данного вида отхода с 2 квартала 2015г. - 0,032тн.

Передано на хранение сторонним организациям во 3 квартале 2015г. - 0,006тн.

Согласно Журналам учета за 4 квартал 2015г. отход 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» (код по ФККО 3533010013011) в 4 квартале 2015г. образован в количестве 0,003тн.

Накопленный остаток данного вида отхода с 3 квартала 2015г. - 0,029тн.

Передано на хранение сторонним организациям в 4 квартале 2015г. – 0,006тн.

Накопленный остаток данного вида отхода по состоянию на 31.12.2015г. составляет 0,026тн.

Согласно ПНООЛР для отхода 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» (код по ФККО 3533010013011) срок хранения 6 месяцев до формирования партии для вывоза установлен в соответствии с действующим законодательством РФ.

В 2014 году в ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесены изменения в статью 1 - срок временного складирования отходов установлен не более чем одиннадцать месяцев.

Таким образом, накопленный с 4 квартала 2014г. остаток отхода 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» (код по ФККО 3533010013011) в количестве - 0,018тн следовало передать другим организациям до декабря 2015г.

Фактически, сдано за 2015 год 0,016тн отхода 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» (код по ФККО 3533010013011).

Соответственно, МУП «Управление «Водоканал» не соблюдаются сроки накопления (временного складирования) отхода 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак», установленные законодательством.

В ходе работы очистных сооружений канализации (ОСК) образуются следующие отходы:

Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (песок из песколовок) (4 класс опасности) образуются при очистке сточных вод на ОСК и по мере образования собираются и хранятся на Песковых площадках. Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (песок из песколовок) после подсушивания в естественных условиях, используются на предприятии для планировки территории и заполнения пустот при разрытии канализационных сетей.Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (осадок из отстойников ОСК) (4 класс опасности) образуется при очистке сточных вод на ОСК.

В соответствии с ПНООЛР МУП «Управление «Водоканал» имеет объекты размещения отходов - трехкаскадные пруды-отстойники (накопитель осадка) и песковые площадки, предназначенные для хранения отходов сроком более трех лет.

Также предприятие имеет объекты хранения отходов сроком до 3-х лет - иловые площадки в количестве 33 штук общей площадью 114552м2 и 2 накопителя осадка (метантенки) общей площадью 18288м2.

Согласно проекту НООЛР для размещения песка из песколовок предусмотрено 4 песковые площадки (переоборудованы из иловых площадок).

Фактически на момент проверки размещение песка осуществляется на одной песковой площадке.

Площадь одной иловой площадки составляет 3096,0м2, полезная глубина - 2,4м.. объем - 7430,0м. Дно иловых площадок выполнено из асфальтового покрытия, на каждой иловой площадке имеется система дренажа и по периметру оборудовано по шесть водосбросных колодцев. Все иловые площадки ограждены земляным валом до 1,0-1,5м.

На иловых площадках происходит обезвоживание осадка, образующегося на ОСК в процессе их эксплуатации. Осадок обезвоживается за счет удаления избыточной влаги (иловой воды), образующейся в результате уплотнения осадка и естественного испарения влаги.

Для отвода иловой воды предусмотрена система трубопроводов, по которым иловая вода поступает в приемную камеру ГКНС для очистки общим потоком сточной воды, поступающей от города.

Весь осадок, образующийся на очистных сооружениях с момента начала их эксплуатации, находится на иловых площадках (согласно ПНООЛР).

Годовой норматив образования осадка из отстойников ОСК - 7423,735тн. ежегодно.

Срок хранения на иловых площадках 11 месяцев, до формирования партии для вывоза.

Однако указанные отходы не передаются сторонней организации, договор на передачу отхода и акты приема-передачи отхода отсутствуют.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что в процессе очистки сточных вод на ОСК от основного производства образуются отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (отход 4 класса опасности), которые хранятся на иловых площадках более 36 месяцев, с нарушением сроков хранения.

Данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Довод Заявителя о том, что им были приняты меры по соблюдению требований законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления не состоятельны и противоречат материалам дела:

Проверкой установлено, что на 17 видов отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия, паспорта на отходы по новой типовой форме (действует с 01.08.2014г.) МУП «Управление «Водоканал» не составлены.

Таким образом, МУП «Управление «Водоканал» паспортизация отходов 1-4 класса по своевременно и в полном объеме не проведена.

Договор с ИП Гиренко Л. В. был заключен предприятием только 06.11.2015г. - более чем через год после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.08.2013г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 класса опасности».

Таким образом, своевременные меры по соблюдению требований законодательства должностным лицом приняты не были.

Доводы заявителя о том, что объектов размещения отходов МУП «Управление «Водоканал» не имеет, противоречат материалам дела:

В соответствии с письмом Минприроды России от 18.08.2014г. №05-12-44/18132 «По вопросу разъяснения применения природоохранного законодательства РФ при отнесении иловых осадков к отходам» согласно СП-32.13330.2012 иловые площадки и накопитель осадка (пруды-отстойники) сточных вод относятся к инженерным сооружениям для обработки и, обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) МУП «Управление «Водоканал» разработан в 2013г.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены в 2013г. сроком действия с 30.09.2013г. по 29.09.2018г„ приказ Департамента от 30.09.2013г. № 2527 об утверждении НООЛР.

Согласно ПНООЛР МУП «Управление «Водоканал» имеет объекты размещения отходов - трехкаскадные пруды-отстойники (накопитель осадка) и песковые площадки (4 штуки, переоборудованы из иловых площадок), предназначенные для хранения отходов сроком более трех лет.

Также предприятие имеет объекты хранения отходов сроком до 3-х лет - иловые площадки в количестве 33 штук и 2 накопителя осадка (метантенки).

Одновременно МУП «Управление «Водоканал» получена лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 4 класса опасности серии 061 № 00064 от 31.01.2013г.

В составе лицензируемых видов деятельности МУП «Управление «Водонакал» осуществляет (в том числе):

- размещение отходов IV класса опасности («Отходы (осадки) при подготовке воды (осадок при водоподготовке)»; «Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (песок из песколовок)».

Корректировка ПНООЛР в части соответствия сведений об объектах размещения (хранения) отходов, количестве и видах, образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов производства и потребления с учетом технологических процессов предприятия, МУП «Управление «Водоканал» не проводилась.

Состав лицензируемых видом деятельности не изменялся.

При этом следует отметить невозможность применения "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 635/11, (далее - СП 32.13330.2012) при квалификации трехкаскадных прудов-отстойников (накопитель осадка) и Песковых площадок предприятия.

Область применения СП 32.13330.2012 ограничивается установлением нормы проектирования для вновь строящихся и реконструируемых систем наружной канализации постоянного назначения городских и близких к ним по составу производственных сточных вод, а также дождевой канализации; при этом свод правил не распространяется на системы канализации большей мощности (более 300 тыс. м 3/сут).

Указанный свод правил СП 32.13330.2012 введен в действие с 01.01.2013г.

В соответствии с вышеизложенным применение понятий, данных в СГ1 32.13330.2012 для МУП «Управление «Водоканал» не представляется возможным.

Доводы заявителя о том, что были нарушены процессуальные нормы при составлении протокола об административном правонарушении, также противоречат материалам дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 4.1. в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство но делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке (в соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ - заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату), протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Данное административное правонарушение является длящимся, в соответствии с ч. 2 ст. 4.5. КоАП РФ временем его совершения является момент его выявления - 29.04.2016г. (день окончания плановой выездной проверки МУП «Управление «Водоканал»).

О составления протокола предприятие было уведомлено надлежащим образом (исх. № 152/02/2016 от 16.05.2016г.). Протокол был составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2, 28.5 КоАП РФ в присутствии должностного лица - главного эколога МУП «Управление «Водоканал» Фроловой Н.В.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

Все доказательства по делу получены в соответствии с действующими нормами КоАП РФ, нарушений при их получении не установлено, допустимость и достоверность доказательств сомнений не вызывает.

Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление от 24.05.2016 г. № 0050/02/5205/ПР/0080/ПР/2016 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шевченко Е. А. оставить без изменения, а жалобу Главного эколога МУП "Управление "Водоканал" Фроловой Н.В. (статус лица: Должностное лицо) - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня получения копии настоящего решения.

Судья Исаев С.Н.