Дело № 12-355/2022
УИД: 59RS0007-01-2021-009613-49
РЕШЕНИЕ
31 марта 2022 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Полевщиков А.В., с участием защитника Кочевой С.В., представителя административного органа ФИО1, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление от 6.10.2021 г. № начальника отдела лицензионно-разрешительной по г. Перми Управления Росгвардии по Пермскому краю Д. (далее – должностное лицо) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица от 6.10.2021г. ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
ФИО2 признан виновным в том, что являясь генеральным директором ООО Спортивный стрелковый клуб «Центр стрелковой подготовки» (далее – ООО ССК «ЦСП»), осуществляя деятельность хранению оружия по адресу: <Адрес>, допустил нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996г. № 150-ФЗ «Об оружии», п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814), п.110, ч.5 п.143, п.177 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288), выразившееся в совместном хранении спортивного оружия ООО ССК «ЦСП» с оружием, принадлежащим АНО ДПО «Колледж безопасности» в комнате хранения оружия по адресу <Адрес>, в период с апреля 2014 г. по 24.09.2021 г.
Не согласившись с указанным постановлением ФИО3 обжаловал его в суд, просит отменить, производство по делу прекратить. В жалобе заявитель указал о несогласии с выводом должностного лица о нарушении правил хранения оружия, полагает правомерным совместное хранение оружия, принадлежащего ООО ССК «ЦСП» и АНО ДПО «Колледж безопасности», на основании договора совместного хранения от 19.08.2019 г. и разрешений на хранение и использование оружия и патронов, выданных Управлением Росгвардии по Пермскому краю выданных ООО ССК «ЦСП» и АНО ДПО «Колледж безопасности» соответственно 2.04.2021 г. и 23.08.2021 г., в условиях, обеспечивающих сохранность и безопасность его хранения, исключающих доступ посторонних лиц; обращает внимание, что такое совместное хранение не оценивалось в качестве нарушения в ходе проверок обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов, проведенных в период с 24.07.2014 г. по 27.08.2021 г.; полагает недоказанным наличие события и состава административного правонарушения, выводы должностного лица необоснованными.
Извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы заявитель ФИО2 в судебное заседание не явился.
В судебном заседании защитник Кочева С.В. поддержала доводы жалобы и дополнительно пояснила, что материалами дела не доказано нарушение ФИО2 требований ст. 22 Федерального закона «Об оружии», п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, п.п. 110, 143, 177 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ при организации совместного постоянного хранения оружия двух юридических лиц, поскольку все обязательные требования правил хранения оружия были соблюдены; полагает, что проверка в отношении ООО ССК «ЦСП» была проведена в отсутствие оснований, без распоряжения о проведении проверки и согласования времени ее проведения, с нарушением требований Административного регламента.
Представитель административного органа Ш. возражал против доводов жалобы, полагая их необоснованными.
Оценив доводы жалобы, заслушав защитника Кочеву С.В., представителя административного органа Ш., исследовав материалы дела, обжалуемое постановление, представленные защитником копии документов, в т.ч., разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему № от 2.04.2021г. с приложением в виде списка номерного учета оружия ООО ССК «ЦСП», № от 23.08.2021 г. с приложением в виде списка номерного учета оружия АНО ДПО «Колледж безопасности», приказа ООО ССК «ЦСП» от 1.01.2020 г. №, приказа АНО ДПО «Колледж безопасности» от 1.01.2021г., совместного приказа ООО ССК «ЦСП» и АНО ДПО «Колледж безопасности» от 1.01.2021 г. о назначении лиц, ответственных за хранение, учет, прием и выдачу оружия и боеприпасов в месте хранения (КХО) по адресу <Адрес>, договора № аренды нежилого помещения по адресу <Адрес>, заключенного 1.11.2020 г. между ПКО ОГО ВФСО «Динамо» и АНО ДПО «Колледж безопасности», решения Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2022 г. по делу № по заявлению ООО «Спортивно-стрелковый клуб «Центр стрелковой подготовки» постановление от 6.10.2021 г. № начальника отдела лицензионно-разрешительной по г. Перми Управления Росгвардии по Пермскому краю Д.. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении ООО «Спортивно-стрелковый клуб «Центр стрелковой подготовки», резолютивной части постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 г. по делу № А50-25415/2021, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению как наличие события административного правонарушения, так и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства подлежат оценке в их совокупности в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
Частью 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и гражданам и используемых ими для занятий спортом и охоты, осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Порядок приема на хранение таких оружия и патронов к нему и порядок их выдачи для использования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Пунктом 55 указанных Правил предусмотрено, что юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц; оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности.
Приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, которой, в том числе, определены порядок учета оружия и патронов, имеющихся у юридических лиц, а также требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ.
Согласно п. 110 Инструкции юридические лица (спортивные организации и образовательные учреждения) и граждане Российской Федерации могут передавать имеющиеся у них на законных основаниях оружие и (или) патроны, используемые ими для занятий спортом и охоты, на ответственное хранение юридическим лицам, получившим разрешение органов внутренних дел на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте.
Пунктом 143 Инструкции определены порядок выдачи, приема, учета оружия и патронов, в том числе при временном хранении.
Пунктом 177 Инструкции определены требования к совместному хранению в одном помещении оружия и патронов нескольких подразделений юридического лица, оружия и патронов нескольких юридических лиц. При этом в случае хранения в одном помещении (оружейной комнате или складском помещении) оружия и (или) патронов нескольких юридических лиц (спортивных организаций и образовательных учреждений) совместным приказом руководителей указанных организаций назначается ответственный за сохранность оружия и (или) патронов в таком помещении. При таком совместном хранении разных юридических лиц в одном помещении оружие и (или) патроны размещаются в отдельных сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах или металлических ящиках и опечатываются (пломбируются) лицом, ответственным за сохранность оружия в данном помещении, и лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом из указанных юридических лиц.
В обжалуемом постановлении должностным лицом установлено, что ФИО2, являясь генеральным директором ООО Спортивный стрелковый клуб «Центр стрелковой подготовки» (далее – ООО ССК «ЦСП»), осуществляя деятельность хранению оружия по адресу: <Адрес>, допустил нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996г. № 150-ФЗ «Об оружии», п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814), п.110, ч.5 п.143, п.177 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288), выразившееся в совместном хранении спортивного оружия ООО ССК «ЦСП» с оружием, принадлежащим АНО ДПО «Колледж безопасности» в комнате хранения оружия по адресу <Адрес>, в период с апреля 2014 г. по 24.09.2021 г.
Обстоятельства административного правонарушения и вина ФИО2 были установлены должностным лицом на основании следующих доказательств:
- протокола об административном правонарушении № от 24.09.2021 г., в котором отражено объяснение ФИО2 о несогласии с протоколом;
- копии акта от 24.09.2021 г. проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов ООО ССК «ЦСП» по адресу <Адрес>, согласно которого установлены нарушения подп. «А, Ж» п. 127, п. 168 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288, без указания, в чем именно выразились нарушения;
- копии рапорта и.о. начальника ОЛРР по г. Перми Управления Росгвардии по Пермскому краю Д. от 24.09.2021 г. об установлении факта хранения оружия ООО ССК «ЦСП» в комнате хранения оружия по адресу <Адрес>, совместно с АНО ДПО «Колледж безопасности и права» на основании договора совместного хранения оружия; для хранения оружия и патронов ООО ССК «ЦСП» имеются отдельные металлические ящики; сделан вывод о нарушении п. 55 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации», изъято 24 единицы огнестрельного оружия и патронов к нему;
- копии протокола изъятия оружия и патронов от 24.09.2021 г. с приложениями, согласно которым у ООО ССК «ЦСП» по адресу <Адрес>, изъято 24 единицы оружия и 15050 штук патронов;
- копии заключения об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему № от 2.04.2021 г., выданного ООО ССК «ЦСП», в котором указано о расторжении договора № 339 от 20.10.2020 г. между ОСОО «Федерация практической стрельбы России» и ООО ССК «ЦСП»;
- копии объяснения ФИО2 от 24.09.2021 г. о том, что он является генеральным директором ООО ССК «ЦСП», которое занимается обучением практической стрельбе, на основании разрешения № от 2.04.2021 г., выданного ЦЛРР Управления Росгвардии по Пермскому краю осуществляет хранение и использование 24 единиц огнестрельного оружия в КХО по адресу <Адрес>, совместно с АНО ДПО «Колледж безопасности» на основании договора о совместном хранении с 2014 г.; для хранения оружия и патронов используются отдельные металлические ящики, которые опечатываются печатями обоих юридических лиц; ответственным лицом за сохранность оружия является директор АНО ДПО «Колледж безопасности» Дз.;
- копий договоров совместного хранения от 3.02.2014 г. и от 19.08.2019 г. между АНО ДПО «Колледж безопасности» и ООО ССК «ЦСП», согласно которым АНО ДПО «Колледж безопасности» обязуется предоставить ООО ССК «ЦСП» место для оружейного сейфа для организации совместного хранения спортивного оружия и боеприпасов к нему в комнате хранения оружия по адресу <Адрес>, а также обеспечить сохранность оружия и боеприпасов, вести учетные документы в соответствии с приказом МВД РФ № 288;
- копий выписки из ЕГРЮЛ от 26.11.2014 г., свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 9.02.2011 г., свидетельства о постановке на учет в налоговом органе от 9.02.2011 г. в отношении ООО ССК «ЦСП»;
- копии решения единственного участника ООО ССК «ЦСП» от 16.08.2017 г. № 4 о назначении генеральным директором ФИО2
Совокупность указанных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что ООО ССК «ЦСП» осуществляло хранение 24 единиц огнестрельного спортивного оружия и 15050 штук патронов в камере хранения по адресу <Адрес>, совместно с АНО ДПО «Колледж безопасности», что было установлено 24.09.2021 г. в ходе проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия сотрудниками Управления Росгвардии по Пермском краю.
Данное обстоятельство явилось основанием для привлечения генерального директора ООО ССК «ЦСП» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ в связи нарушением правил хранения оружия и патронов к нему, предусмотренных ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996г. № 150-ФЗ «Об оружии», п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814), п.110, ч.5 п.143, п.177 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288).
Между тем, вывод о нарушении ООО ССК «ЦСП» указанных правил хранения оружия и патронов при изложенных в обжалуемом постановлении обстоятельствах является необоснованным.
Исходя из содержания п. 177 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, спортивные организации и образовательные учреждения вправе осуществлять совместное хранение оружия и боеприпасов к нему в одном помещении при соблюдении определенных условий (наличие разрешений на хранение и использование оружия и патронов, издание совместного приказа о назначении лица, ответственного для за сохранность оружия и патронов, хранение оружия и патронов в отдельных сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах или металлических ящиках, опечатываемых (пломбируемых) лицом, ответственным за сохранность оружия, и лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом из указанных юридических лиц).
Из материалов дела следует, что указанные условия соблюдены ООО ССК «ЦСП» и АНО ДПО «Колледж безопасности» при осуществлении совместного хранения оружия и патронов к нему в комнате хранения оружия по адресу <Адрес>.
Таким образом, вывод должностного лица о нарушении правил хранения оружия и патронов к нему в связи с осуществлением совместного хранения оружия ООО ССК «ЦСП» и АНО ДПО «Колледж безопасности» не основан на действующем законодательстве.
Указание в обжалуемом постановлении о нарушении требований ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996г. № 150-ФЗ «Об оружии», п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814), п.110, ч.5 п.143, п.177 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288) без приведения описания конкретных нарушений (помимо совместного хранения оружия и патронов) само по себе не свидетельствует о нарушении ООО ССК «ЦСП» правил хранения оружия и патронов к нему.
Напротив, материалы дела свидетельствуют о соблюдении ООО ССК «ЦСП» вышеуказанных требований нормативных правовых актов.
При указанных обстоятельствах, учитывая требования ст. 1.5 КоАП РФ о том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, отсутствуют основания полагать, что при осуществлении производства по делу об административном правонарушении должностным лицом выполнены требования ст.ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и установлении на основании совокупности имеющихся доказательств вины ФИО2 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.
В связи с указанным обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая указанные обстоятельства, жалоба ФИО2 на постановление должностного лица от 6.10.2021 г. подлежит удовлетворению, обжалуемое постановление – отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление от 6.10.2021г. № начальника отдела лицензионно-разрешительной по г. Перми Управления Росгвардии по Пермскому краю Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья (подпись) А.В. Полевщиков
Копия верна. Судья –
Подлинный документ хранится
в материалах дела № 12-465/2022
Ленинского районного суда г. Перми