ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-356/20 от 07.10.2020 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД 27RS0003-01-2020-004275-84 № 12-356/2020

РЕШЕНИЕ

07 октября 2020 года г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Усков В.В., рассмотрев жалобу РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ***, в отношении РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) ФИО1 П.К., Республиканская общественная организация авиационно-технический спортивный клуб «Аэроклуб» (далее по тексту – РОО АТСК «Аэроклуб») привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 11.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб. Из вышеуказанного постановления следует, что 04 мая 2020 года около 14:00 местного времени воздушное судно самолет ПО-2 (У-2) без бортового регистрационного номера, принадлежащее РОО АТСК «Аэроклуб», под управлением ФИО3 произвел вылет с военного аэродрома поселка Восточный г.Улан-Удэ, без представленного плана полета и получения разрешения на использование воздушного пространства. Накануне дня вылета РОО Авиационно-технический СК «Аэроклуб» установленным порядком не предоставил план полета воздушного судна на 4 мая 2020 года и не получил разрешение на использование воздушного пространства от соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения, в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

РОО Авиационно-технический СК «Аэроклуб» на постановление подана жалоба, в которой просит указанное постановление изменить, назначив наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, мотивируя тем, что Аэроклуб не отрицает наличие факта указанных событий, однако является общественной организацией, не осуществляет коммерческой деятельности, не имеет счетов в банке. Самолет ПО-2 (У-2) был построен коллективом РОО АТСК «Аэроклуб» как исторический экземпляр воздушного судна, имея своей целью осуществлять патриотическое воспитание молодежи, сохранение исторических традиций и исторической памяти о Великой отечественной войне. В настоящее время осуществляется регистрация воздушного судна в государственном реестре гражданских воздушных судов.

В судебном заседание ФИО2 В.С. просил отменить оспариваемое постановление, суду пояснил, что самолёт на момент рассматриваемых событий не был зарегистрирован в установленном порядке, не имел сертификата летной годности, Толбоев Т.О. не являлся работником Аэроклуба. В настоящее время самолет зарегистрирован на частное лицо, Аэроклуб никогда не являлся пользователем воздушного пространства.

Выслушав ФИО2 В.С., изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту –КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.4 КоАП РФ составляет неисполнение, ненадлежащее исполнение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ (далее по тексту – ВК РФ) юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно ч.2 ст. 11 ВК РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246 (ред. от 14.01.2020) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" установлен порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатант, сертификат эксплуатанта соответственно), требованиям федеральных авиационных правил, и требования к эксплуатанту.

Как следует из ч.3 ст. 68 ВК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

В соответствии с п.7 указанного приказа Минтранса России, заявитель (эксплуатант) осуществляет в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил:

подготовку и выполнение полетов;

прием на работу специалистов, включая лиц из числа авиационного персонала, организацию подготовки и контроль их квалификации;

обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП).

Сведений о том, что РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб» имеет сертификат эксплуатанта и является пользователем воздушного пространства материалы дела не содержат.

Суд приходит к выводу, что РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.4 КоАП РФ, будучи не наделенным в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Кроме того, в соответствии со ст.130 ГК РФ, ст.33 ВК РФ самолёт является недвижимым имуществом, право на которое возникает с момента государственной регистрации в установленном порядке. Материалы дела не содержат доказательств регистрации воздушного судна, что делает вывод о принадлежности летательного аппарата РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб» недоказанным. Утверждение Ферковича В.С. о том, что Толбоев Т.О., совершивший полёт без соответствующего разрешение на использование воздушного пространства, не является работником РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб», не опровергнуто. Таким образом, отсутствуют основания для привлечения РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб» к ответственности за действия, совершенные лицом, не являющимся работником данного юридического лица.

В связи с вышеизложенным, постановление врио начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 П.К. от *** г. №... подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб» прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб» удовлетворить.

Постановление врио начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 П.К. от *** г. №... отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении РОО «Авиационно-технический СК «Аэроклуб» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья В.В. Усков