Судья Смирнов В.В. дело <...>
РЕШЕНИЕ
06 февраля 2014 года город Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Цехомская Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе инспектора ОТН ОГИБДД ОМВД России по Каневскому району Крюкова М.Н. на решение судьи Каневского районного суда Краснодарского края от 28 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора ОТН ОГИБДД ОМВД России по Каневскому району Крюкова М.Н. от 31.10.2013г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.23 КоАП РФ в отношении Дорошенко С.И. в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, Дорошенко С.И. освобожден от административной ответственности, ему объявлено устное замечание.
Решением судьи Каневского района от 28.11.2013г. удовлетворен протест прокурора Каневского района, постановление инспектора ОТН ОГИБДД ОМВД России по Каневскому району Крюкова М.Н. от 31.10.2013г. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.23 КоАП РФ в отношении Дорошенко С.И. прекращено в связи отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, инспектор ОТН ОГИБДД ОМВД России по Каневскому району Крюков М.Н. просит отменить решение судьи, считая его незаконным. В обоснование жалобы указывает на недостаточное исследование судьей имеющихся в деле доказательств, несоответствие выводов судьи обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях на нее, заслушав инспектора ОТН ОГИБДД ОМВД России по Каневскому району Крюков М.Н., представителя отдела ОМВД России по Каневскому району на основании доверенности Савченко А.А., поддержавших доводы жалобы, прокурора Руденко М.В., полагавшую решение судьи законным и обоснованным, судья вышестоящей инстанции оснований для отмены решения не усмотрел.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В опротестованном постановлении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, установило виновность Дорошенко С.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.23 КоАП РФ, то есть в нарушении эксплуатации гражданином автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации. Однако должностное лицо сочло возможным прекратить производство по делу об административном правонарушении, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободив Дорошенко С.И. от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Дорошенко С.И. привлечен к административной ответственности за эксплуатацию автомобиля, содержание загрязняющих веществ оксида углерода (СО) в выбросах у которого 4.3% при норме 3.5%, что в нарушение пункта 6.1 Перечня неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств превышает нормативы, установленные пунктом 4.2 ГОСТ Р 52033-2003; правонарушение на месте остановки транспортного средства выявлено визуально инспектором ОТН ОГИБДД ОМВД России по Каневскому району транспортного средства; иным лицом проведено измерение выброса вредных веществ имеющим соответствующую поверку газоанализатором АВГ-4 №48.
Вместе с тем, порядок проверки автомобилей на содержание, в том числе, оксида углерода установлен «ГОСТ Р 52033-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» (утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 27.03.2003г. №100-ст, с последующими изменениями) и Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011г. №1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».
Проверка автомобилей на соответствие установленных требований, в том числе, по содержанию оксида углерода в отработавших газах (пункт 5.2), содержание которого должно быть в пределах обусловленных значений (пункт 4.2), проводится только специальными приборами (пункт 6.1.2, Приложение Б) в помещении для проведения измерений с соблюдением определённых условий (пункт 7.1), в том числе атмосферных (пункт 6.1.1).
В соответствии с Правилами технический осмотр транспортных средств проводится с целью оценки их соответствия обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении (пункт 1), операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями №1 и №2, а также организациями, указанными в части 7 статьи 32 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 5) в пункте технического осмотра (пункт 9).
Перечень действий, на осуществление которых уполномочено должностное лицо органа, осуществляющего государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, определен административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённым Приказом МВД России от 02.03.2009г. №185 (пункты 63 и 82), однако права проведения технического осмотра (относительно выявления содержания в отработавших газах превышающего норму оксида углерода) автомобиля на месте остановки транспортного средства регламент не содержит.
Таким образом, следует признать состоятельным вывод судьи о том, что орган, осуществляющий государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, а равно его должностное лицо не наделены правом проведения технического осмотра транспортных средств в месте его остановки, поскольку для этого установлен иной порядок.
Должностное лицо в жалобе ссылается на то обстоятельство, что к участию в производстве по делу об административном правонарушении был привлечен специалист ООО «Автоцентр» и использовано специальное техническое оборудование.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Административное расследование по делу не проводилось, определение о привлечении специалиста не выносилось.
В связи с чем, следует согласиться с выводом судьи о том, что поскольку доказательства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, получены с нарушением закона, они не подлежали использованию лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела, следовательно, лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, привлечено к административной ответственности без соблюдения установленного на то законом порядка и без наличия законных оснований для применения административного наказания.
Таким образом, вина лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.23 КоАП РФ, не установлена, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно пункту 2 статьи 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии обстоятельства отсутствия состава административного правонарушения.
Протест прокурора обоснован, правомерно удовлетворен судьей.
Решение судьи является законным и обоснованным. Доводы, изложенные в жалобе, опровергаются материалами дела, исследованными судьей при рассмотрении дела и приведенными выше, основанием для отмены решения служить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
Решение судьи Каневского районного суда Краснодарского края от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, жалобу инспектора ОТН ОГИБДД ОМВД России по Каневскому району Крюкова М.Н. – без удовлетворения.
Судья краевого суда: